Данная статья посвящена вопросам государственного регулирования отрасли строительства в условиях экономической нестабильности на современном этапе в Российской Федерации. В статье авторы анализируют современные ограничения сферы строительства в России, а также рассматриваются современные меры поддержки, которые стимулируют устойчивый спрос на рынке жилищного строительства Российской Федерации.
Ключевые слова: государственное регулирование, отрасль строительства, экономическая нестабильность, экономика, санкции, Российская Федерация.
This article is devoted to the issues of state regulation of the construction industry in the conditions of economic instability at the present stage in the Russian Federation. In the article, the authors analyze the current limitations of the construction sector in Russia, and also consider modern support measures that stimulate steady demand in the housing construction market of the Russian Federation.
Keywords: state regulation, construction industry, economic instability, economy, sanctions, Russian Federation.
Строительная отрасль Российской Федерации развивается в кризисах условиях последние годы. Вышеобозначенный кризис начался в условиях пандемии COVID-2019 и был продолжен событиями февраля 2022 года, повлекшими обширное введение макроэкономических санкции со стороны недружественных экономик, в том числе в отношении развития строительной отрасли России. Введение 11 пакета экономических санкций в отношении экономики России по результатам начала специальной военной операции стало беспрецедентным событием в отношении строительной индустрии в России. Введенные против России, западные санкции спровоцировали введение ответных контрмер, направленных на поддержку и формирование экономических инструментов, механизмов государственного софинансирования сферы строительства с целью поддержки устойчивых объемов спроса на одном из наиболее важных рынков страны.
Широкий пакет антикризисных мер Правительства в целом привел к значительным изменениям в строительной сфере. В Российской Федерации был принят ряд системообразующих законов, которые обеспечили устойчивость строительного сектора экономики. Наиболее существенными положениями в правоприменительной практике стали следующие НПА: Федеральные законы № 46-ФЗ от 08.03.2022, № 58-ФЗ от 14.03.2022 и № 519-ФЗ от 19.12.2022, Постановлении Правительства РФ от 12 марта 2022 г. № 353 «Об особенностях разрешительной деятельности в Российской Федерации в 2022 году».
В целом следует отметить достаточно широкий ряд постановлений, направленных на повышение устойчивости строительной сферы Российской экономики. Большинство законодательных актов было введено в 2022 году, однако свою состоятельность они доказали уже в текущем 2023 году.
Основные документы касались мер поддержки строительной отрасли в условиях кризиса, постпандемии, иного развития и стимулирования спроса в условиях стагнации экономики страны.
16 августа 2023 года Правительство России приняло постановление о продлении упрощенного порядка выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию до конца 2023 года.
Упрощенный порядок выдачи разрешения на строительство был введен в действие в 2022 году в качестве меры поддержки строительной отрасли в условиях санкционного давления. В рамках упрощенного порядка выдача разрешения на строительство осуществляется в срок не более 10 рабочих дней.
В соответствии с постановлением Правительства, в упрощенном порядке могут быть выданы разрешения на строительство следующих объектов:
— жилых домов высотой не более 12 этажей;
— объектов производственного назначения площадью не более 1000 кв. м;
— объектов инженерной инфраструктуры.
Для получения разрешения на строительство в упрощенном порядке застройщику необходимо предоставить в орган местного самоуправления следующие документы:
— заявление о выдаче разрешения на строительство;
— правоустанавливающий документ на земельный участок;
— проектная документация;
— заключение экспертизы проектной документации.
Разрешение на ввод построенного объекта в эксплуатацию в упрощенном порядке выдается в срок не более 5 рабочих дней.
Продление упрощенного порядка выдачи разрешения на строительство и разрешения на ввод построенного объекта в эксплуатацию позволит ускорить реализацию строительных проектов и обеспечить бесперебойное развитие строительной отрасли.
По данным Минстроя России, за период действия упрощенного порядка в России было выдано более 100 тысяч разрешений на строительство. Это позволило сократить сроки строительства объектов на 3–6 месяцев.
Ожидается, что продление упрощенного порядка будет способствовать дальнейшему росту объемов строительства в России. Повышенная административная нагрузка на бизнес и увеличение издержек бизнеса в строительной сфере также требовали введения некоторых антикризисных мер. В 2022 году такая мера назрела и был введен мораторий на проведение проверок бизнеса. Сведения данного моратория, плановые проверки сохраняется только в отношении небольшого закрытого перечня объектов контроля. В данный перечень входит лишь некоторые санитарно-эпидемиологические, ветеринарные и пожарные объекты контроля, а также некоторые объекты в области промышленной безопасности. А при этом важно отметить сохранение внеплановых проверок, которые все еще проводятся по указаниям прокуратуры или органов власти, а также при поступлении различных жалоб. Данные меры позволили снять значительную административную нагрузку на бизнес в условиях действия кризиса, что в принципе является справленной процедурой. Позволяющий строительным компаниям вести более раскрепощённую деятельность и уделить основное внимание поддержанию высоких темпов строительства.
Рис. 1. Динамика строительства в регионах России в 2022–2023 годах
В 2022–2023 годах в России наблюдается положительная динамика строительства в регионах. По итогам 2022 года в стране было введено в эксплуатацию 102,6 млн кв. м жилой недвижимости, что на 11 % больше, чем в 2021 году.
В 2023 году темпы роста строительства несколько замедлились, но по-прежнему остаются положительными. По данным Росстата, за 8 месяцев 2023 года в России было введено в эксплуатацию 76,5 млн кв. м жилой недвижимости, что на 9,4 % больше, чем за аналогичный период 2022 года.
Лидерами по вводу жилья в 2022 году стали Москва (22,9 млн кв. м), Московская область (10,5 млн кв. м) и Санкт-Петербург (7,9 млн кв. м). В этих регионах сосредоточено около трети всего ввода жилья в России.
В регионах также наблюдается положительная динамика строительства. В 2022 году в 69 регионах России объем ввода жилья вырос, а в 16 регионах снизился. Наиболее значительный рост объемов строительства был зафиксирован в Мурманской области (рост на 255,2 %), Ненецком автономном округе (рост на 100,8 %), Амурской области (рост на 67,3 %), Московской области (рост на 53 %), Адыгее (рост на 42,3 %) и Пермском крае (рост на 42 %).
Основными факторами, способствующими росту строительства в регионах, являются:
— Программа поддержки строительства жилья на Дальнем Востоке и в Арктике;
— Программа субсидирования процентных ставок по кредитам на строительство жилья;
— Программа льготной ипотеки;
— Развитие инфраструктуры в регионах.
Ожидается, что в 2023 году темпы роста строительства в регионах сохранятся на положительном уровне.
В целях поддержки строительной отрасли в условиях санкционного давления Правительство России ввело мораторий на меры ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение застройщиком своих обязательств по договорам участия в долевом строительстве.
Мораторий был введен постановлением Правительства от 26 марта 2022 года № 479 и действует с 29 марта 2022 года по 30 июня 2023 года.
В рамках моратория не начисляются неустойки (штрафы, пени), иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договорам участия в долевом строительстве, предусмотренные законодательством о защите прав потребителей.
Также в этот период не применяются следующие меры ответственности:
— взыскание неустойки, процентов, возмещение убытков;
— расторжение договора;
— обращение в суд с требованием о признании договора недействительным;
— включение объекта в реестр проблемных объектов.
Мораторий не распространяется на случаи, когда застройщик:
— не приступил к строительству объекта в установленный срок;
— нарушил сроки передачи объекта долевого строительства;
— передал объект долевого строительства, не соответствующий условиям договора.
Мораторий был введен в качестве временной меры поддержки строительной отрасли, которая столкнулась с рядом трудностей в условиях санкционного давления. Он позволил застройщикам сосредоточиться на завершении строительства объектов долевого строительства и минимизировать риски для дольщиков.
По данным Минстроя России, на 30 июня 2023 года в России насчитывалось 2,5 тысячи проблемных объектов долевого строительства. Мораторий позволил застройщикам завершить строительство 600 таких объектов и обеспечить дольщиков жильем.
Ожидается, что после окончания моратория будет принят новый законопроект, который установит новые правила привлечения средств граждан в долевое строительство и защиты их прав. Другим важным аспектом является ценовое регулирование строительных материалов и элементов оборудования на строительном рынке. Меры поддержки строителей. В условиях инфляции и существенного роста строительных ресурсов были введены в 2022 году. Так Правительством Российской Федерации был утвержден механизм изменения цены контракта, которая ранее была твердой и не подлежала изменению. После внедрения поправок цену контракта можно было согласовать в соответствии с текущими условиями, что стало значимым фактором в обеспечении гибкости государственных закупок в строительной сфере. Переход на гибкие договорные цены при заключении государственных контрактов в рамках механизма государственных закупок дал возможность существенно изменить условия рынка для того, чтобы избежать инфляционных рисков.
Необходимость импортозамещения, использование отечественных материалов, замещающих импортные строительные материалы и конструкции потребовало продления действия упрощенного порядка подтверждения пригодности для применения в строительстве новых материалов, изделий, конструкций и технологий. Данная мера подразумевала, что срок подготовки и выдачи технического свидетельства должен составлять до 10 рабочих дней со дня заключения договора, то есть на подготовку заключения о пригодности строительных ресурсов с заявителем теперь требуется гораздо меньше времени.
В 2023 году продолжились программы субсидирования ставок по кредитам застройщикам, которые были запущены еще в 2022 году. Эти программы направлены на поддержку строительства жилья в России в условиях санкционного давления.
В рамках программы субсидирования процентных ставок по кредитам на строительство жилья, оператором которой выступает Фонд развития территорий, банки предоставляют застройщикам кредиты по ставке не выше 15 % годовых. В этом случае на возмещение недополученных доходов банку выплачивается субсидия, покрывающая разницу между рыночной и льготной ставкой. Оператором программы льготного кредитования выступает Фонд развития территорий, банки предоставляют застройщикам кредиты по ставке 10 % годовых на срок до 25 лет.
Эти программы оказали положительное влияние на развитие строительной отрасли в России. Они позволили застройщикам снизить расходы на финансирование строительства и сохранить темпы ввода жилья.
По данным Минстроя России, в 2023 году в России было введено в эксплуатацию 102,6 млн кв. м жилой недвижимости, что на 11 % больше, чем в 2022 году. Этому во многом способствовало снижение стоимости кредитов для застройщиков.
Ожидается, что в 2024 году программы субсидирования ставок по кредитам застройщикам будут продолжены.
Правительство Российской Федерации действует в том числе и с другой стороны, предоставляя льготную ипотеку для различных категорий граждан по поручению Президента Российской Федерации. Наибольшую популярность получила льготная ипотека для военнослужащих и программа дальневосточной ипотеки на территории Дальневосточного федерального округа.
Таким образом, можно сказать, что различные меры государственной поддержки, среди которых существуют кредитные механизмы, административная поддержка меры государственного частного партнёрства. Разрешительные меры. И многие другие в целом способствовали сохранению устойчивых темпов развития строительной отрасли Российской Федерации в период экономической нестабильности.
Данный факт подтверждает Позитивная динамика введения объемов жилья за последние 2 года в период с 2022 по 2023 годы. Достигнутые положительные результаты являются результатом мер как ограничительных, так и разрешительных введенных Правительством Российской Федерации. Однако ряд специалистов все еще отмечает некоторую непроработанность применения ряда мер и то, что поддержка требует совершенствования в рамках долгосрочного развития отрасли строительства.
В условиях экономической нестабильности государственное регулирование отрасли строительства становится ключевым инструментом для обеспечения устойчивости и развития национальной экономики. С учетом быстро меняющейся ситуации на рынке, государство должно активно адаптировать свои регулирующие механизмы, стимулировать инновации и инвестиции, а также поддерживать социальную ответственность в строительной отрасли.
Важно помнить, что государственное регулирование несомненно требует баланса между интересами бизнеса и общества, чтобы обеспечить устойчивое и устойчивое развитие строительной отрасли. Только совместные усилия правительства, предпринимателей и граждан могут обеспечить успешное функционирование отрасли строительства в условиях экономической нестабильности и способствовать созданию благоприятной среды для инвестиций и инноваций.
Литература:
- Антрушин А. Д. Методы государственного регулирования строительной сферы в России // Наука и образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. — 2023. — С. 67–69.
- Ланская Д. В., Шевченко А. С., Кафарова Е. Т. Факторы развития современного регионального рынка строительства //Естественно-гуманитарные исследования. — 2023. — №. 45 (1). — С. 158–163.