Взаимодействие органов законодательной власти и исполнительной власти Республики Бурятия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 15.11.2023

Статья просмотрена: 47 раз

Библиографическое описание:

Болотов, Э. В. Взаимодействие органов законодательной власти и исполнительной власти Республики Бурятия / Э. В. Болотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 182-185. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107771/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящей статье рассмотрены особенности организации деятельности законодательной власти в субъектах РФ на примере Республики Бурятия. А также статья посвящена анализу механизма взаимодействия между законодательной властью и исполнительной властью Республики Бурятия, высшим должностным лицом Республики Бурятия.

Ключевые слова : Конституция РФ, Конституция Республики Бурятия, законодательный (представительный) орган, закон, субъект, Глава субъекта РФ, Народный Хурал Республики Бурятия, исполнительная власть.

Большая часть субъектов РФ в той или иной степени повторяют федеральную модель взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти. В первую очередь это относится к взаимодействию законодательного органа государственной власти субъекта РФ с высшим должностным лицом (главой) субъекта РФ.

Загурская Л. А. утверждает, что «взаимодействие органов законодательной и исполнительной ветвей власти на уровне субъекта РФ составляет основу реализации властных полномочий государства, поэтому данные вопросы получают нормативное закрепление и в конституции (уставах) субъектов Российской Федерации, и в законах о законодательном органе, об правительстве (администрации) республики, края, области, а также в регламентах этих органов» [1].

По мнению депутата Народного Хурала Батуева Ц. Б., «взаимоотношения органов государственной власти субъектов РФ непосредственно влияют на положение в регионах» [2, с. 46].

Федеральным законом от 21.12.2021 N 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» установлены формы взаимодействия законодательных и исполнительных органов государственной власти (статья 61): Законодательный орган субъекта РФ направляет высшему должностному лицу субъекта РФ планы законотворческой работы, законопроекты; вносит предложения об внесении изменений (дополнений) в нормативно-правовые акты Главы субъекта, исполнительных органов региона. Кроме того, парламент субъекта вправе обжаловать данные акты в судебном порядке либо обратиться в Конституционный суд с запросом на предмет соответствия указанных НПА Конституции РФ. В свою очередь, Глава субъекта вправе вносить предложения о внесений изменений, дополнений в постановления парламента субъекта РФ либо обжаловать данные постановления в судебном порядке (часть 4 ст.61). Согласно ФЗ № 414-ФЗ на заседаниях законодательного органа региона РФ вправе присутствовать представители исполнительных органов субъекта, а депутаты парламента — на заседаниях исполнительных органов субъекта РФ. Парламент субъекта РФ вправе участвовать в формировании Правительства субъекта РФ; утверждать или согласовывать назначения отдельных должностных лиц Правительства региона и вправе выразить недоверие руководителям исполнительных органов, назначенных с его участием [3].

Таким образом, у законодательных и исполнительных органов власти появляются возможности выразить свои позиции по различным направлениям, касающихся политической и социально-экономической жизни субъекта, а также появляется возможность активного участия в правотворческом процессе путем внесения своих предложений на его самой ранней стадии.

Правительство Республики Бурятия, являясь высшим исполнительным органом государственной власти Республики Бурятии, в первую очередь разрабатывает и вносит в Народный Хурал Республики Бурятия проекты законов о республиканском бюджете, обеспечивает исполнение социальных программ, программ экономического развития республики, готовит отчеты о выполнении данных программ для ежегодного представления их Главой Республики Бурятия в Народный Хурал, обеспечивает реализацию республиканского бюджета, готовит ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства Республики Бурятия.

Согласно статье 1 Закона Республики Бурятия «О Главе Республики Бурятия» Глава Республики Бурятия является высшим должностным лицом Республики Бурятия, а также возглавляет Правительство Республики Бурятия [4].

Наименование должности главы субъекта РФ устанавливается конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом особенностей и традиций региона. Наименование указанной должности не может содержать слова и словосочетания, составляющие наименование должности главы государства — Президент РФ. До 1 января 2015 года термин «президент» был исключен из конституций республик, где он использовался.

Согласно статье 20 главы 3 ФЗ от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» «наименованием должности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации является «Глава» с дальнейшим указанием наименования субъекта Российской Федерации» [5].

Можно выделить следующие полномочия Главы Республики Бурятии:

— представительские и иные полномочия как высшего должностного лица субъекта РФ;

— полномочия в области реализации законодательной власти;

— полномочия в области реализации исполнительной власти.

Глава Республики Бурятии обладает правом законодательной инициативы, вносимые законопроекты в обязательном первоочередном порядке рассматриваются в Народном Хурале.

Зачастую возникают спорные ситуации и возникает необходимость в специальных согласительных процедурах, с участием заинтересованных сторон для урегулирования спорной ситуации.

Статья 9 Закона Республики Бурятия «О Главе Республики Бурятия» гласит, что высшее должностное лицо Республики Бурятия представляет в Народный Хурал Республики Бурятия ежегодные отчеты о результатах деятельности Правительства, проекты стратегии социально-экономического развития, ежегодные отчеты о ходе исполнения плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития [4].

А также представляет отчеты о результатах независимой оценки качества условий оказания услуг организациями в сфере культуры, охраны здоровья, образования, социального обслуживания, которые расположены на территории Республики Бурятия и учредителем которых является Республика Бурятия, и принимаемых мерах по совершенствованию деятельности указанных организаций.

Заслушивание ежегодного отчета высшего должностного лица о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти субъекта происходит во всех регионах Российской Федерации. Что свидетельствует о расширении полномочий парламентского контроля за деятельность исполнительной власти в субъектах РФ.

Конституция Республики Бурятия закрепляет за главой Республики Бурятии следующие права: участия в работе Народного Хурала с правом совещательного голоса; обращения с посланиями к народу Республики Бурятия и к Народному Хуралу Республики Бурятии; требования созыва внеочередной сессии Народного Хурала или созыва вновь избранного Народного Хурала Республики Бурятия на первое заседание ранее установленного срока; принятия решения о досрочном прекращении полномочий Народного Хурала и назначение внеочередных выборов Народного Хурала, а также вправе единолично (без согласия Народного Хурала) освобождать от должности заместителей Председателя Правительства Республики Бурятия, министров экономики и финансов Республики Бурятия.

Являясь Председателем Правительства Республики Бурятия представляет Народному Хуралу систему исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия.

Глава Республики Бурятия обязан обнародовать закон Республики Бурятия, удостоверив обнародование закона путем его подписания, либо отклонить закон в течение 14 календарных дней с момента поступления и возвратить в Народный Хурал с мотивированным обоснованием или с предложением о внесении в него изменений и дополнений.

В случае отклонения Главой Республики Бурятия закона Республики Бурятия, указанный закон может быть одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей от установленного числа депутатов. В этом случае закон не может быть повторно отклонен Главой Республики Бурятия и подлежит обнародованию в течении 7 календарных дней.

Народный Хурал, как было указано ранее, вправе выразить недоверие Главе Республики Бурятия в следующих случаях: Издание Главой Республики Бурятия актов, противоречащих Конституции РФ, федеральным конституционным законам, федеральным законам, Конституции Республики Бурятия и законам Республики Бурятия; либо если нарушения Конституции РФ, Конституции Республики Бурятия и иных нормативно-правовых актов повлекли за собой массовое нарушение прав и свобод граждан; а также в случае ненадлежащего исполнения Главой Республики Бурятия своих обязанностей [6].

Решение Народного Хурала о недоверии Главе Республики Бурятия принимается двумя третями голосов от установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети депутатов. Данное решение направляется на рассмотрение Президенту Российской Федерации для решения вопроса об отрешении Главы Республики Бурятия от должности.

Споры между Народным Хуралом и Правительством Республики Бурятия по вопросам осуществления полномочий, принятия правовых актов и иным вопросам, разрешаются путем создания на паритетной основе согласительных комиссий. При невозможности разрешения спора через согласительную комиссию рассмотрение спора передается в судебные органы.

Литература:

  1. Загурская Л. А. Вопросы взаимодействия государственных институтов власти в субъектах Российской Федерации // Научные ведомости белгородского гос. ун-та.
  2. Батуев Ц. Б. Взаимоотношения законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РВ//Власть.2012.№ 2012.№ 10.с.46
  3. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ -2021-№ 52- ст.8973.
  4. О Главе Республики Бурятия: закон Республики Бурятия от 14 марта 1995г.№ 422-XII [в ред. От 11 марта 2019 г.]-Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
  5. Федеральный закон от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ -2021-№ 52- ст.8973.
  6. Конституция Республики Бурятия: принята 22 февр.1994г.: [в ред. от 04 дек.2018г.] Бурятия.1994. № 43.ст.122
Основные термины (генерируются автоматически): Бурятия, высшее должностное лицо, Народный Хурал, Российская Федерация, Глава Республики, субъект РФ, Главая Республика, Республика, законодательная власть, исполнительная власть.


Ключевые слова

Конституция РФ, закон, субъект, исполнительная власть, Конституция Республики Бурятия, законодательный (представительный) орган, Глава субъекта РФ, Народный Хурал Республики Бурятия

Похожие статьи

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

К вопросу о конституционно-правовом статусе прокуратуры Российской Федерации

В настоящей статье анализируется конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым статусом, исследуется его сущность и содержание. Рассматриваются положения Конституции Российской Федерации и Федера...

Юридическая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье на основе анализа доктрины, судебной практики, нормативных правовых актов Российской Федерации анализируется правовая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Автором исследуются существующие в науке и практике п...

Особенности квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

В статье анализируются проблемы квалификации преступлений против государственной власти и государственной и муниципальной службы. Данный вид преступлений закреплен в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Особо подчеркивается, что данный в...

Принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации представляют собой аналог Счетной палаты Российской Федерации на региональном уровне и обладают особым статусом. Являясь неотъемлемой частью бюджетных отношений, они стали гарантом финансовой и...

Правовое регулирование электронного документооборота в органах и организациях прокуратуры РФ

В данной статье рассматривается и анализируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы применения и внедрения электронного документооборота в органах и организациях прокуратуры РФ в различных направлениях деятельности: при работе с обращениям...

Показатели эффективности системы государственного управления в Республике Башкортостан на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье рассматривается понятие и содержание государственного управления и его системы, а также отмечаются показатели, позволяющие оценить эффективность функционирования и действия данной разновидности социального управления. Немаловажное внимание у...

Основные приоритеты и ориентиры развития законотворческой деятельности государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан

Совершенствование законотворческой деятельности является в настоящее время одной из приоритетных задач законодателя. Основные направления в принятии, отмене или изменении законов призвана вырабатывать законотворческая политика. В статье кратко рассма...

Актуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность следственного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Обращено внимание на процессуальный статус и процессуальные права и обязанности следователя ОВД и орган...

Полномочия регионов Российской Федерации в регулировании инвестиционной деятельности

В данной статье отражен правовой механизм государственного регулирования инвестиционной деятельностью на региональном уровне, определены основные задачи, а также этапы формирования региональной инвестиционной политики. Обозначены правовые инструменты...

Похожие статьи

Сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации

В статье раскрывается сущность принципов организации и деятельности органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации. Особое внимание обращается на конституционное регулирование, а также на судебную практику. Раскрывается роль Конституц...

К вопросу о конституционно-правовом статусе прокуратуры Российской Федерации

В настоящей статье анализируется конституционно-правовой статус прокуратуры Российской Федерации как государственного органа с особым статусом, исследуется его сущность и содержание. Рассматриваются положения Конституции Российской Федерации и Федера...

Юридическая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации

В данной статье на основе анализа доктрины, судебной практики, нормативных правовых актов Российской Федерации анализируется правовая природа полномочий Конституционного Суда Российской Федерации. Автором исследуются существующие в науке и практике п...

Особенности квалификации преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления

В статье анализируются проблемы квалификации преступлений против государственной власти и государственной и муниципальной службы. Данный вид преступлений закреплен в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации. Особо подчеркивается, что данный в...

Принципы деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации

Контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации представляют собой аналог Счетной палаты Российской Федерации на региональном уровне и обладают особым статусом. Являясь неотъемлемой частью бюджетных отношений, они стали гарантом финансовой и...

Правовое регулирование электронного документооборота в органах и организациях прокуратуры РФ

В данной статье рассматривается и анализируется нормативно-правовая база, регулирующая вопросы применения и внедрения электронного документооборота в органах и организациях прокуратуры РФ в различных направлениях деятельности: при работе с обращениям...

Показатели эффективности системы государственного управления в Республике Башкортостан на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье рассматривается понятие и содержание государственного управления и его системы, а также отмечаются показатели, позволяющие оценить эффективность функционирования и действия данной разновидности социального управления. Немаловажное внимание у...

Основные приоритеты и ориентиры развития законотворческой деятельности государственного собрания — Курултая Республики Башкортостан

Совершенствование законотворческой деятельности является в настоящее время одной из приоритетных задач законодателя. Основные направления в принятии, отмене или изменении законов призвана вырабатывать законотворческая политика. В статье кратко рассма...

Актуальные проблемы взаимодействия следователя с органами дознания

В статье представлены нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность следственного подразделения органов внутренних дел Российской Федерации. Обращено внимание на процессуальный статус и процессуальные права и обязанности следователя ОВД и орган...

Полномочия регионов Российской Федерации в регулировании инвестиционной деятельности

В данной статье отражен правовой механизм государственного регулирования инвестиционной деятельностью на региональном уровне, определены основные задачи, а также этапы формирования региональной инвестиционной политики. Обозначены правовые инструменты...

Задать вопрос