В статье автор рассматривает правовое регулирование понятия, содержания договора о реализации туристского продукта, необходимые приложения к договору, права и обязанности сторон договора. Так же автор приводит анализ действующего законодательства и материалов судебной практики, аргументируя вывод, что договор о реализации туристского продукта регулируется положениями Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг.
Ключевые слова: договор о реализации туристского продукта, туристский продукт, турист, туроператор, турагент, субагент.
Реализация туристского продукта осуществляется на основании договора, который заключается в письменной форме, может быть заключен в форме электронного документа. Сторонами договора являются туроператор и туристом и (или) иной заказчик. Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон о туризме) предусматривает случаи возможности заключения договора между турагентом и туристом и (или) иным заказчиком.
В отечественной юриспруденции практически достигнут консенсус относительно правовой квалификации договора о реализации турпродукта, закрепленного Законом о туризме. По сути, он отождествляется с договором возмездного оказания услуг по туристическому обслуживанию (ст. 779 ГК РФ). «Немалую роль в этом играет и нематериальный характер турпродукта, и относительная простота главы 39 ГК РФ, и терминология Закона о туризме. Однако даже беглое сравнение положений упомянутых актов обнаруживает различия договорных конструкций, что заставляет еще раз обратиться к характеристике их элементов» [1, с. 2–6].
«Элементы договора — это во многом конвенционное теоретико-методологическое понятие, служащее инструментом квалификации отношений участников гражданского оборота» [2, с. 39–40]. Как правило, к ним относятся стороны, предмет, цена, срок, форма и содержание договора.
Существенные условия договора о реализации туристского продукта закреплены в ст.ст. 10 и 10.1 Закона о туризме.
Центральное место в предмете занимает туристский продукт, который Закон о туризме (а) трактует как комплекс услуг (ст. 1), определяя минимально необходимый их состав (перевозка и размещение), (б) подчеркивает необходимость их предоставления за общую цену, (в) возлагает обязанность по его формированию на туроператора. Важная гарантия прав потребителя туристских услуг содержится в ч. 11 ст. 10 Закона о туризме: в случае заключения сторонами на один и тот же период разных договоров по оказанию услуг одному и тому же лицу эти услуги «приравниваются к услугам, оказываемым при реализации туристского продукта».
Таким образом законодатель решает проблему дробления турпродукта, тем самым заставляя турбизнес изобретать иные схемы, например с участием взаимосвязанных турфирм.
Как правило, к договору имеются приложения. Это могут быть:
– заявка на бронирование, содержащая сведения о туристах и перечень услуг, а также перечень информации, доведенной продавцом туристского продукта до заказчика;
– информация о туроператоре;
– информация о турагенте, если договор заключается с турагентом.
При выездном туризме турист письменно информируется о возможности обращения за экстренной помощью с указанием контактной информации объединения туроператоров в сфере выездного туризма (ч. 9 ст. 10 Закона о туризме; п. 9 Постановления Правительства РФ от 18.11.2020 N 1852 «Об утверждении Правил оказания услуг по реализации туристского продукта»; п. 3 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.08.2020 N 1209).
Туристу под личную подпись должно быть разъяснено, что в случае отказа от заключения договора добровольного страхования расходы на оказание медпомощи в экстренной и неотложной формах в стране временного пребывания несет сам турист, а расходы на возвращение тела (останков) несут лица, заинтересованные в их возвращении (ст. 17 Закона о туризме; ст. 14 Федерального закона от 15.08.1996 N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»).
Однако, турист может в добровольном порядке застраховать расходы в связи с непредвиденной отменой поездки («страхование от невыезда»).
Сведения, содержащиеся в договоре о реализации туристского продукта, передаются туроператором (за исключением организаций, указанных в абз. 2 и 3 ч. 5 ст. 4.1 Закона о туризме) в единую информационную систему электронных путевок в соответствии со ст. 10.4 Закона о туризме.
Туроператор (турагент, субагент) обязан не позднее 24 часов до начала путешествия передать туристу договор о реализации туристского продукта, документы, удостоверяющие его право на услуги, входящие в туристский продукт, в том числе ваучер, билет, заключенный в пользу туриста договор добровольного страхования (страховой полис), если такой договор заключен исполнителем от имени страховщика, а также иные документы, необходимые туристу для совершения путешествия. При оформлении билета в электронном виде выдается выписка из автоматизированной системы, содержащей сведения о перевозках.
Предоставление туристу указанных документов в более поздние сроки возможно в случае заключения договора о реализации туристского продукта менее чем за 24 часа до начала путешествия либо лишь при наличии его согласия (ст. ст. 10, 10.2 Закона о туризме; п. 18 Правил N 1852).
Следует обратить внимание, что не допускается односторонний отказ турагента (туроператора, субагента) от исполнения своих обязательств по уже заключенным договорам с целью заключения договоров на новых условиях по более высокой цене в связи с повышением потребительского спроса (Письмо ФАС России N МШ/40400-ПР/21, Ростуризма N 7371/ЗД, Роспотребнадзора N 02/10028–2021–23 от 20.05.2021).
Сейчас считается и практически никем не оспаривается, что предметом договора с туристом являются услуги, даже если его заключение и исполнение сопровождается передачей туристских товаров. Однако характер услуг — предмет дискуссии.
Говоря о предмете, в литературе внимание уделяется также вопросу о соотношении понятий «услуга», «оказание услуг» и «обслуживание» [3, с. 24–28].
Исходя из материалов судебной практики, договор о реализации туристского продукта регулируется положениями Гражданского кодекса РФ о возмездном оказании услуг [4]: договор о реализации туристского продукта по своей правовой природе является договором возмездного оказания услуг, в связи с чем к спорным отношениями в данном случае применимы нормы главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации. То же говорит и ФАС [5].
Необходимо признать, что договор о реализации турпродукта — это своего рода «зонтичная» конструкция для договоров любой правовой природы, в рамках которых осуществляются туристские поездки. Этот подход позволит сторонам выбирать оптимальный вариант договорного оформления отношений: заключать непоименованные, смешанные либо предусмотренные ГК РФ соглашения (в том числе и возмездного оказания услуг). Законодателю не нужно будет всякий раз вносить изменения в Закон о туризме, стремясь преодолеть очередной вариант обхода закона, нет необходимости детально регламентировать неспецифическое содержание договора о реализации турпродукта для поименованных в ГК РФ конструкций.
Литература:
- Чеботарева И. А. Договор о реализации туристского продукта как инструмент обеспечения прав потребителей // Туризм: право и экономика. 2021. N 3. С. 2–6.
- Корецкий А. Д. Понятие и классификация элементов договора // Законность. 2005. N 10. С. 39–40
- Стригунова Д. П. Соотношение понятий «услуга» и «обслуживание» в сфере туризма // Современное право. 2005. N 4. С. 24–28.
- Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 12.05.2023 N Ф09–2494/23 по делу N А07–17294/2022//СПС КонсультантПлюс
- Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 14.01.2009 по делу N А31–3177/2008–19//СПС КонсультантПлюс