В статье авторы исследуют формы участия и полномочия прокурора как участника арбитражного процесса, рассматривают статистику участия прокуроров в арбитражном процессе в первой половине 2023 года. Участие прокурора в арбитражном процессе помогает укреплять законность, единообразие применения законодательства в Российской Федерации.
Ключевые слова: арбитражный процесс, прокурор, вступление в процесс, защита интересов юридических лиц, защита публичных интересов.
Круг вопросов, входящих в компетенцию прокурора, всегда был довольно широк. В арбитражном судебном процессе он обеспечивает верховенство закона, единство законности, а также соблюдение охраняемых интересов общества и государства на всей территории Российской Федерации. В период с 2021 года по 2022 год для института участия прокурора в арбитражном процессе произошли существенные изменения, введённые законодателем в ст. 52 АПК РФ [1].
Прокурор участвует в арбитражном процессе на основании своего служебного удостоверения, при этом он не имеет права передавать свои обязанности по доверенности, так как предполагается, что прокурор участвует в процессе лично. [2].
Полномочия прокурора по упомянутой статье можно разделить на две формы: инициирование арбитражного процесса и вступление в уже начатый процесс.
Согласно сводным статистическим сведениям о деятельности федеральных арбитражных судов субъектов Российской Федерации за первое полугодие 2023 года от Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации арбитражные суды субъектов Российской Федерации приняли 2 060 дел и продолжили 1136 уже начатых дел. Из анализа представленных департаментом данных можно сделать вывод о том, что на промежуток времени с 1 января 2023 года до 30 июня 2023 года арбитражные суды вели 3 196 дел с участием прокуроров. Судебный департамент заявляет, что прокуроры обращались с исками в арбитражные суды Российской Федерации 1 386 раз, и участвовали в процессе, начатом юридическими лицами или государственными органами, 1021 раз, если учитывать дела, инициированные в 2022 году, но незавершённые на начало отчетного периода [5].
Данные цифры свидетельствуют об том, что одинаково активно используются обе формы участия прокурора в арбитражном процессе.
Чтобы проанализировать, какая именно сфера общественных отношений защищается в суде с помощью органов прокуратуры как инициаторов производства, нужно обратиться к части 1 статьи 52 АПК РФ. Проанализировав статью, можно сказать, что условно эту форму участия можно разделить на два подвида: первый — в защиту интересов юридических лиц, граждан и предпринимателей, второй — в защиту публично-правовых образований.
Для защиты интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей законодатель использует общие положения части 1 статьи 52 АПК РФ. Они охватывают наиболее обширное количество видов отношений, в которых могут быть нарушены права указанных лиц.
В частности, прокурор может оспорить нормативный или ненормативный правовой акт публично-правовых образований, если они затрагивают права в области предпринимательской деятельности или экономической деятельности. Для реализации данного права прокурор должен систематически проводить проверки на соответствие новых законов уже существующей законодательной системе РФ, в том числе антикоррупционные проверки, и своевременно реагировать на нарушения с помощью актов прокурорского реагирования. При отсутствии реакции со стороны уполномоченных органов, органы прокуратуры могут отметить правовой акт, затрагивающий права предпринимателей и иные экономические права, через арбитражный суд. Указание на то, что предметом могут быть как нормативные, так и ненормативные правовые акты также имеет существенное значение. Если нормативные правовые акты подвергаются прокурорским проверкам в обязательном порядке, то ненормативные, индивидуальные, акты часто могут оставаться без должного внимания со стороны контролирующих органов. Источником информации для возможного обращения в арбитражный суд могут быть материалы проверок, инициированные по обращениям, заявлениям, жалобам субъектов.
Также прокурор может обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных публично-правовыми образованиями, унитарными предприятиями и учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале которых есть доля участия указанных государственных или местных органов. Норма исходит из того, что указанные лица и органы имеют властные полномочия, либо иной приоритет перед обычными предпринимателями и юридическими лицами, поэтому вторые признаются менее защищёнными субъектами и требуют дополнительной защиты со стороны органов прокуратуры. Это помогает снизить риск возникновения коррупциогенных действий или злоупотребления властью.
Если указанная сделка с нарушениями уже была заключена, если наступили неблагоприятные для любой из сторон последствия, прокурор может обратиться с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенных теми же субъектами.
Прокурор может обратиться в арбитражный суд с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения, то есть подать виндикационный иск. Эта норма действует в защиту прав и интересов государства, субъектов Российской Федерации и муниципалитетов. При этом у лица, у которого истребуют имущество, должно отсутствовать законное право владеть вещью.
Положения, установленные с 2021 по 2022 год, введены в интересах укрепления законности в ключевых для государства сферах, и поэтому имеют более узкую специализацию по сравнению с предыдущими, распространяющимися на большинство отношений в экономической сфере. Введены были всего пять положений, четыре из которых о признании недействительными сделок с применением последствий их недействительности. А именно, сделок, совершенных с нарушением требований законодательства в сфере государственного оборонного заказа; с нарушением требований о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд; с нарушением требований, устанавливающих специальные экономические меры воздействия на недружественные действия иностранных государств; сделок совершенных с нарушением требований законодательства в сфере финансов, а именно, совершенных в целях уклонения от обязанностей, предусмотренных законодательством о противодействии легализации доходов, полученных преступным путём, финансированию терроризма, нарушающих законодательство о налогах и сборах, валютное законодательство, таможенное законодательство.
На основании этих положений прокурор инициирует производство и отменяет последствия сделки, даже если её стороны не высказывали желание оспорить её. Таким образом, прокурор имеет право вмешиваться в хозяйственную деятельность некоторых юридических лиц, при возникновении информации о возможном нарушении законодательства в указанных сферах. Предполагается, что прокурор должен иметь достоверные сведения о нарушении, но не всегда проводится достаточное расследование обстоятельств до подачи иска, а подлинные обстоятельства дела устанавливаются уже в судебном следствии. Это может негативно сказаться на хозяйственной деятельности предпринимателей и юридических лиц, поэтому прокурорам следует более тщательно проверять обстоятельства предполагаемого дела. Согласно данным Судебного департамента при ВС РФ, при рассмотрении дел в арбитражных судах с участием прокурора, отказ от иска происходил 148 раз [5].
Из анализа практики использования введенных положений видно, что с начала их действия прокуроры разных субъектов Российской Федерации очень активно используют их для восстановления законности в стране. Например, прокурор Воронежской области на основании п. 4, п. 6 и п. 8 статьи 52 АПК вернул в муниципальную собственность земельные участки в размере 180 гектаров в прошедшем 2022 году. Для этого в арбитражный суд было отправлено 95 исковых заявлений [4].
Так как прокурор является тем, кто подаёт заявление, соответственно он наделяется правами и обязанностями истца, в том числе может отказаться от иска, однако этот отказ не всегда будет означать прекращение дела: если в деле есть истец, то он может потребовать продолжить рассмотрение его дела уже без участия прокурора, о чем должно быть заявлено ходатайство в письменной или устной форме.
При участии в деле прокурора как истца, выплата лицам, которым положено возмещение расходов или иные виды выплат, производятся за счёт средств федерального бюджета.
Другой формой участия прокурора в арбитражном суде является его вступление в процесс. АПК РФ устанавливает, что прокурор вправе вступить в дело на любой стадии. В этом случае он пользуется правами лица, участвующего в деле, предусмотренных статьей 41 АПК РФ.
По этой форме круг вопросов увеличен. Кроме уже рассмотренных поводов для вступления в процесс, прокуроры также могут вступить в него в целях обеспечения законности при выдаче исполнительного листа для решения третейского суда, при признании решений иностранных судов, также если есть основания полагать, что спор инициирован для злонамеренного уклонения от исполнения финансового законодательства, за нарушение которого предполагается административная или уголовная ответственность, а также в делах о банкротстве, когда это влияет на жилищные права граждан.
Участвовать в процессе доказывания прокурор обязан вне зависимости от формы участия. Если суд посчитает, что представленных прокурором доказательств недостаточно для обоснования его требований, по которым он вступил или инициировал процесс, то он может потребовать объяснений на основании статьи 81 АПК РФ.
Прокуроры также имеют право обжаловать решения, которые были вынесены арбитражным судом с их участием. В уже рассматриваемом отчетном периоде с 1 января по 30 июня 2023 года по данным Судебного департамента было рассмотрено 623 дела в арбитражных апелляционных судах, 54 решения были отменены, по 53 был принят новый судебный акт, а по 1 прекращено производство по делу [6]. В кассационном порядке в арбитражных судах округов было рассмотрено 231 дело [7].
Прокуроры различных субъектов РФ активно вступают в судебные процессы для защиты интересов общества, государства, органов публичной власти, в интересах предпринимателей, юридических лиц и граждан. Это имеет как положительные тенденции в виде укрепления законности и единообразия судебной практики на территории Российской Федерации, так и отрицательные в виде вмешательства в хозяйственную деятельность субъектов, усложнения процедуры признания решений иностранных арбитражных судов. Для того, чтобы избежать негативных последствий каждому прокурору следует тщательно проверять все доступные источники, чтобы узнать об обстоятельствах дела, прежде чем инициировать производство. А также следить за недопущением нарушения закона в самом судебном процессе и обжаловать решения и определения судов, если для этого есть основания.
Литература:
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г. № 30 ст. 3012.Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202–1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 20.11.1995. — № 47. — ст. 4472.
- Постановление Пленума ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 (ред. от 25.01.2013) «О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе»
- Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 N 2202–1
- За год в результате реализации полномочий в арбитражном судопроизводстве прокурорам удалось возвратить в муниципальную собственность 15 земельных участков общей площадью 180 гектаров // Прокуратура Воронежской области: [сайт] URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_36/mass-media/news?item=85384963 (дата обращения: 07.11.2023).
- Отчет о работе арбитражных судов субъектов Российской Федерации // Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации: [сайт] — URL: http://cdep.ru/userimages/Statistika_1_polugodie_2023/1AS-svod_vse_sudy-1–2023.xls (дата обращения: 07.11.2023).
- Отчет о работе арбитражных апелляционных судов // Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации: [сайт] — URL: http://cdep.ru/userimages/Statistika_1_polugodie_2023/2AS-svod_vse_AAC_1–2023.xls (дата обращения: 13.11.2023).
- Отчет о работе арбитражных судов округов // Судебный департамент при Верховном суде Российской Федерации: [сайт] — URL: http://cdep.ru/userimages/Statistika_1_polugodie_2023/3AC-svod_vse_sudy-1–2023.xls (дата обращения: 07.11.2023).