Вода — одно из самых распространенных, но и одно из уникальнейших химических соединений на Земле. Как появилась вода и при каких условиях в ней зародилась жизнь, можно только предположить (гипотетически), и до сих пор нет однозначного мнения по этому вопросу. Вода необходима для жизни и комфортного существования практически всего живого.
Когда-то считалось, что вода — неиссякаемый ресурс, но прошло несколько десятилетий, и человечество столкнулось с проблемой нехватки питьевой воды. Как известно, на нашей планете всего около 3 % пресной воды, из них примерно 2 % — это ледниковая вода, а чуть меньше 1 % — грунтовые воды. При таком соотношении активное потребление питьевой воды человечеством для различных целей неизбежно должно привести к дефициту ресурса.
Кроме того, в настоящее время остро стоит вопрос о загрязнении водных ресурсов, причиной которого также стала деятельность человека. Современная цивилизация «обогащает» воду различными соединениями — промышленными отходами, микропластиком, бытовыми отходами, отходами жизнедеятельности человека и домашних животных, гормональными «осколками». Самоочищение воды в природе становится недостаточно качественным, поскольку не все вещества могут отфильтровываться естественным путём. Следовательно, к человеку с водой возвращается часть его же загрязнений, пусть и в микродозах.
К сожалению, в некоторых семьях экологичное отношение к окружающей среде не является приоритетом, поэтому дети, копирующие поведение родителей, зачастую не обладают необходимыми навыками бережного отношения к природе.
Как донести до детей важность воды в жизни, сформировать ценностное отношение к данному ресурсу?
Среди множества форм и методов, помогающих ознакомить детей с проблемой и заинтересовать их в поиске решений, мы предлагаем совместное составление лэпбука. Лэпбук дословно «книга на коленке». Это папка или альбом с кармашками, в которых содержится различная информация.
Лэпбук — это достаточно интересная и продуктивная форма исследовательской деятельности, способная повысить заинтересованность обучающихся в новых знаниях, красочно, доступно, в занимательной форме донести до них информацию, сформировать желание и умение самостоятельно добывать знания, развивать инициативность, осуществлять творческий подход к решению задач, обучать сотрудничеству детей и родителей.
Лэпбук уникален ещё и тем, что даёт возможность добавлять и расширять рубрики. Форма лэпбука произвольна и зависит только от фантазии составителей (см. рис. 1).
Рис. 1. Вариант дизайна лэпбука на тему воды
При создании лэпбука в первую очередь необходимо определиться с темой. В нашем случае это будет вода или более поэтично «Вода, вода, кругом вода».
Количество рубрик напрямую зависит от информационной насыщенности пособия и может быть ограничено лишь задачами, которые решаются в рамках данной темы. В качестве примера разберем информационную составляющую лэпбука, посвященного теме воды.
- Рубрика «Вода не только источник жизни, вода и есть сама жизнь».
Вода составляет основу экосистемы нашей планеты. Это среда обитания, питания, способ выживания, размножения для многих растений и живых организмов. С помощью воды происходит регулирование климата на Земле. Поэтому загрязнение водных ресурсов может привести к нарушению целостности жизни на планете.
- Рубрика «Воде была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле».
Вода необходима для всего живого на Земле как составляющая организма. Человек состоит из воды на 70 %, животные на 60 %, овощи и фрукты до 90 %, наземные растения до 75 %, водоросли до 90 %.
Большая часть физиологических процессов в организме человека и всех живых существ происходит с участием воды. Вода необходима для восполнения жидкости, для терморегуляции, для поддержания баланса жидкости, витаминов, солей, для пищеварения, для поддержания здоровья кожных покровов, для кроветворения, для очищения организма от токсинов.
Вода играет важную роль в регулировании климата на нашей планете, она очищает Землю от загрязнений различного характера (см. рис. 2).
Рис. 2. Один из вариантов оформления информации для рубрики № 2
- Рубрика «Если на этой планете есть магия, она содержится в воде».
С древнейших времён люди верили в магические свойства воды. Вода может одарить человека, а может и забрать последнее. Вода дарит жизнь и здоровье, но может и отнять. Считалось, что вода может очистить человека от негативных мыслей и грехов. Поэтому вода испокон веков служила частью магических обрядов.
Современные исследователи тоже пытаются найти новые свойства воды. Считается, что вода, как жидкий кристалл, может сохранять и нести информацию. Во всём мире известны опыты японского исследователя Масару Эмото, который считал, что вода реагирует на звуковое воздействие. Доказательством этому послужили фото замороженной воды в виде снежинок разной формы, сделанные специальной камерой (см. рис. 3).
Рис. 3. Результаты опытов с водой Масару Эмото
Позже группа американских исследователей попыталась опровергнуть утверждения Эмото, аргументируя тем, что вода на планете хранила бы довольно большой запас информации, учитывая, сколько разлагающихся физических объектов в ней копится за долгие годы; и данная информация воздействовала на окружающую среду не лучшим образом.
Однако, если обратить внимание на традиции и верования народов, вода занимала далеко не последнее место в обрядах. Вспомним, к примеру, нашу сказочную «живую» и «мёртвую» воду. Сейчас таким титулом наградили воду выщелоченную (с добавлением соды) и подкисленную (с добавлением уксусной или другой кислоты).
Другой вид сохранения и передачи информации с помощью воды была традиция «шептать» на воду. На текущую воду проговаривали все свои беды и жалобы. На воду в бутылях — молитвы и добрые пожелания.
Сейчас такую воду называют структурированной. Считается, что после речевого или звукового воздействия молекулы воды приобретают свойства кристалла и какое-то время хранят информацию.
Как бы то ни было, нет ни официальных доказательств, ни опровержений данным гипотезам.
Однако, подсознательно человек понимает, что все положительное, либо негативное, окружающее нас, может сказаться определённым образом как на здоровье, так и на последующей жизни, именно через гипотетическую память воды.
4. Рубрика «Народное творчество о воде».
В фольклорном творчестве тоже есть немало произведений о воде. Это пословицы, поговорки, загадки, песни, упоминание в сказках. Дети учатся находить смысл пословиц, описывать красоту рек и озер, знакомятся со свойствами живой и мертвой воды (см. рис. 4).
Рис. 4. Информация для рубрики «Народное творчество о воде»
В пятой рубрике «Авторские произведения о воде»дети могут познакомиться с экологическими сказками, посвященными бережному отношению к воде. Можно также предложить детям самостоятельно или в сотворчестве с родителями придумать свои сказки по различным экологическим задачам.
Создание лэпбуков — это всегда увлекательное занятие. Такая работа активизирует познавательную деятельность детей, их творческое мышление, формирует исследовательские навыки. Изготовление лэпбука позволяет школьникам побыть в роли дизайнера, художника, писателя, иллюстратора, конструктора, что положительно отражается на их личностном развитии. Использование лэпбука в образовательном процессе не претендует на универсальную роль, но очевидные преимущества этой технологии, такие как интерактивность и компактность, позволяют провести обучение в увлекательной форме и повысить мотивацию детей к поиску новых знаний.
Литература:
- Вода — роль воды в природе и жизни человека. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://сезоны-года.рф/вода.html
- Косач, Е. В. Лэпбук как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий / Е. В. Косач // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. — 2021. — № 15. — С. 85–89.
- Масару Эмото и его эксперименты. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://fb.ru/article/320782/masaru-emoto-i-ego-eksperimentyi
- Поночевская, Д. Н. Лэпбук как средство формирования основ эстетической культуры младших школьников на уроках литературного чтения / Д. Н. Поночевская // Вестник педагогического опыта. — 2022. — № 51. — С. 83–88.
- Садовская, И. В. Лэпбук — как средство формирования универсальных учебных действий учащихся начальных классов / И. В. Садовская // Евразийский научный журнал. — 2017. — № 9. — С. 110–111.