Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Глебова, И. А. Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска) / И. А. Глебова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107824/ (дата обращения: 24.11.2024).



Каждому педагогу известно, что процессы образования и воспитания не могут проходить в отрыве друг от друга, и экологическое образование в данном случае не является исключением. Тема экологии в образовательном процессе — это сегодня не просто модное направление, а прежде всего необходимая составляющая в воспитательной работе, направленная на формирование личности обучающихся. Важность экологической темы обусловлена тем, что современный мир сегодня столкнулся с проблемами в этой области. Если у подрастающего поколения не сформировать необходимые принципы взаимодействия с окружающим миром, то вопрос о существовании следующих поколений приобретет особую остроту.

Учитывая вышесказанное, одной из основных задач, стоящих перед современным обществом, является экологическое образование подрастающего поколения. Важнейшую роль в этом процессе отводится системе общего образования, так как именно школа, как институт имеет для этого все необходимые ресурсы: кадровые, материально-технические, административные, финансовые, информационные. От того, сможет ли школа выполнить возложенные на нее задачи в области экологического воспитания и сможет ли она воспитать человека с новым экологическим типом мышления, будет зависеть не только уровень неблагоприятного воздействия на окружающую среду и количество экологических ошибок, но и будущее всего человечества.

В современной системе образования имеется достаточное количество педагогических приемов и методик, позволяющих выполнить эти задачи, а именно: традиционные уроки, направленные на усвоение знаний и формирование умений и навыков, специально спланированная внеурочной деятельность, включающая в себя экскурсии, конкурсы, олимпиады, проектную деятельность, работу кружков, студий, клубов.

В данном контексте хочется привести пример организации воспитательной работы, которая проводится в рамках реализации региональной концепции непрерывного экологического образования и работы региональной инновационной площадки по направлению «Экологическое образование: концепция новой образовательной модели» в МОУ «МГМЛ» города Магнитогорска.

В программе воспитания экологическое направление деятельности заложено изначально, определен план мероприятий, способствующих реализации данного направления в работе с обучающимися. Например, такие экологические акции как «Большая помощь маленькому другу», «Чистый класс», «Чистый двор», сбор макулатуры и использованных батареек, сортировка мусора (пластиковые бутылки и крышки), озеленение школьного двора, участие в конкурсах экологической направленности, работа летнего лагеря «Экоквантум». Всё это на сегодняшний день проводится в лицее в формате традиционных мероприятий.

Кроме того, в образовательной организации разработана отдельная программа по экологическому воспитанию, которая является дополнительным документом, дающим более подробное пояснение о направлении работы в данной сфере, подчеркивая актуальность экологического воспитания, конкретизируя задачи и прогнозируемые результаты, объясняя принципы, методы и формы работы. Согласно этой программе цели и формы экологического воспитания и образования на каждом этапе определяются в соответствии с возрастными особенностями. Так, в лицее имеются «Эколята» в начальной школе, «Эковолонтеры» в 5–9-х классах и «Экодружина» в старшем звене.

Младшим школьникам даются начальные знания об экологии, воспитывается бережное и ответственное отношение к природе, формируется понятие о малой родине и умение видеть красоту окружающей действительности. Данная работа проводится через такие формы как экскурсии, беседы, наблюдения, викторины, написание сочинений, посильное участие в акциях и мероприятиях, связанных с охраной природы.

Основной упор в экологическом воспитании обучающихся делается при их переходе в среднее звено. На этом этапе школьники должны обладать базовым объемом знаний об окружающем мире и иметь четкое представление о своем месте в этом мире. Ведется работа по формированию ответственного поведения, в основе которого лежит осознанное отношение к природе. Большой объем времени отводится практическому участию в экологических акциях и мероприятиях, требующих применение полученных знаний: исследовательская деятельность, проведение опытов, мониторингов, организация природоохранных мероприятий.

Для старших школьников экологическое образование осуществляется в основном через научно-исследовательскую и проектную деятельность с выходом на решение конкретных экологических проблем.

При организации работы по экологическому воспитанию необходимо учитывать возраст обучающихся и объем их знаний. В противном случае мы можем получить снижение интереса к экологической тематике, либо формальный характер их участия в мероприятиях.

В рамках реализации региональной концепции непрерывного экологического образования и работы региональной инновационной площадки в программу воспитания добавлены направления «Экодело» в модуль «Ключевые общественные дела» и «Экоотряд» в модуль «Детские общественные объединения».

Одним из эффективных средств воспитательной работы в области экологического образования является технология наставничества. Формирование экологического поведения с помощью наставничества происходит как в совместной работе над каким-либо проектом, так и в формате бесед, обсуждений актуальных вопросов, наблюдений за природой. Поведение наставника может служить примером экологически правильного образа жизни для обучающихся и помочь выработать полезные экологические привычки.

Наиболее эффективно различные формы наставничества проявили себя при организации работы профильной смены лагеря «Экоквантум».

Первая профильная смена лагеря «Экоквантум» прошла в апреле 2022 года. В ней приняли участие 130 обучающихся нашего лицея и 30 учеников других школ Челябинской области. Работа лагеря была организована при поддержке Курчатов-центра и управления образования администрации города Магнитогорска на базе детского оздоровительного центра «Уральские зори». Смена была увлекательной, полезной, а самое главное — практико-ориентированной.

Первая половина дня была отведена учебной деятельности, направленной на формирование понятийного аппарата обучающихся и расширение их кругозора. На уроках математики, физики, биологии, литературы и английского языка школьники выполняли задания, связанные с проблемами окружающей среды и даже экологией языка.

Вторая половина дня была посвящена работе над проектами, непосредственно связанными с различными экологическими аспектами территории лагеря. Математики подсчитывали количество деревьев с целью выработки рекомендаций о высадке таких пород, которые смогут улучшить экологический климат на территории лагеря. Исследования биологов были направлены на определение чистоты воды окрестных водоемов и дальнейшего использования этих водных ресурсов. Физики решали проблему загрязнения воздуха в зависимости от направления ветра и корректировали расписание мероприятий на свежем воздухе. Участниками профильной смены были также разработаны макеты мусорных баков для раздельного сбора мусора, логотипы для шопперов, маркировка пластиковой посуды, экологический квиз и социальный ролик.

В сентябре 2023 года 50 обучающихся МОУ «МГМЛ» и 30 учеников школ Агаповского, Кизильского и Верхнеуральского районов Челябинской области стали участниками второго заезда профильной смены лагеря «Экоквантум». Согласно разработанной программе основным направлением деятельности участников профильной смены стала проектная деятельность. В качестве продуктов проектов обучающиеся продемонстрировали модели фильтра для воды, созданного при помощи аддитивных технологий, эко-сканер, поделились итогами мониторинга экосистемы ДООЦ. Результаты проектной деятельности обучающихся были высоко оценены экспертным жюри, в состав которого входили заместители директора МОУ «МГМЛ», начальник и заместитель начальника ДООЦ «Уральские зори», преподаватели Магнитогорского государственного технического университета имени Г. И. Носова.

При оценке эффективности воспитательной работы в сфере экологического образования можно использовать разные показатели, например, количество участников тех или иных акций и мероприятий, площадь убранных от мусора территорий, количество изготовленных кормушек и скворечников, объемы собранной макулатуры, пластика или текстиля, но главные, по нашему мнению, критерии — это осознание ценности окружающей среды, искреннее желание обучающихся участвовать в природоохранной деятельности и решать реальные экологические проблемы.

Литература:

  1. Байышова Г. Ж., Абдуллаева Ж. Д. Экологическое воспитание как составная часть нравственного воспитания // Бюллетень науки и практики. 2022. Т. 8. № 2. С. 295–301.
  2. Концепция непрерывного экологического образования в системе общего образования Челябинской области. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://ipk74.ru/upload/iblock/73a/73af2f8f3ffb9b386a78e6253a6879ea.pdf
  3. Саранчина Г. С. Воспитание экологической личности в процессе обучения и воспитания учащихся подросткового возраста // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2012. № 28. С. 149–153.
Основные термины (генерируются автоматически): экологическое образование, экологическое воспитание, воспитательная работа, окружающая среда, проектная деятельность, профильная смена лагеря, непрерывное экологическое образование, организация работы, региональная инновационная площадка, региональная концепция.


Похожие статьи

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Похожие статьи

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Профессиональный стандарт работников социальной сферы как основа повышения качества подготовки специалистов (на примере ГБУ СО КК «Кореновский КЦСОН»)

Модель организации профессиональной ориентации учащихся с разными возможностями, способствующая развитию социально-педагогического партнерства МОУ ООШ № 5 г. Качканар

Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Современные формы и методы обучения в рамках дополнительного экологического образования детей и молодежи (из опыта работы областной экологической школы «Зеленый остров»)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Управленческий аспект в организации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования в МАОУ СОШ № 25 г. Томска (из опыта работы)

Практические аспекты проведения предметных тематических декад (на примере ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»)

Индикаторы эффективной деятельности образовательной организации среднего профессионального образования (на примере работы Тайгинского института железнодорожного транспорта — филиала ОмГУПС)

Задать вопрос