Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евстифеева, Е. А. Организация медиаподкаста «Экология языка» как форма экологического образования обучающихся (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска) / Е. А. Евстифеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46.1 (493.1). — С. 18-19. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107825/ (дата обращения: 24.11.2024).



В современном мире очень тяжело удержать внимание школьников, поэтому учителю приходится находить определенные методики для решения данной проблемы. Остро стоит вопрос у учителей русского языка и литературы. Именно словесные предметы нуждаются в тщательном разборе вопросов.

В связи с этим учитель-словесник должен постоянно акцентировать внимание на различного рода ошибках, которые окружают людей каждый день. Для того чтобы ребенок научился видеть и распознавать орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки, он должен их знать. Правила, изучаемые на уроках русского языка, дают базу в решении данного вопроса, а дальше задача учителя заключается в том, чтобы ребенок умел применять эти знания.

В настоящее время понятие «Экология» уже давно вышло за рамки своего традиционного содержания. Всем давно известно и понятно, что «Экология» это не только про мусор. Следовательно мы понимаем, что очищать нашу планету нужно не только от реального мусора, создаваемого человеком. Мусор можно обнаружить и в языке.

Сегодня все чаще используется понятие «экология языка», в качестве одного из аспектов которого выделяется взаимодействие языка и общества. С одной стороны, любое общество старается сохранить свой язык, в котором отражаются опыт и знания, необходимые для передачи следующим поколениям. С другой — в языке должны находить свое отражения все изменения современного мира.

Человек не может развиваться вне языковой среды, которую с точки зрения экологии можно рассматривать как благоприятную, т. е. экологически чистую или неблагоприятную, говоря по-другому, замусоренную или загрязненную. Уже сегодня любой учитель русского языка может без труда определить, что в речевой характеристике современного школьника все чаще отмечается снижение литературных норм как устной, так и письменной речи, обеднение и вульгаризация сферы общения. Причинами этого, как правило, называют чрезмерное общение молодежи в социальных сетях, где не требуется соблюдение знаний орфографии и пунктуации.

Именно отсутствие четкого понимания в том, что русский язык должен изучаться, даёт такое количество ошибок в жизни. Знать язык не обозначает просто на нем разговаривать, знать язык — это значит изучать нормы современного литературного языка и объяснять другим, что часто используемая фраза «Зв о́ нит или звон и́ т? Какая разница? Главное — дозвониться» звучит неправильно по отношению к своему родному языку. Да, язык — это не закостенелый организм, который не реагирует на окружающие изменения вокруг него. Наоборот, язык — это живой организм, который самый первый отзывается на все изменения в жизни общества. Мы прекрасно понимаем, что если язык реагирует на все изменения, то он должен эти изменения отражать в своей основе. Следовательно нормы должны приобретать новое звучание. Это и происходит в современном русском языке. И если еще недавно слово «матрас» писалось с согласной «ц» на конце слова, то сейчас мы видим в закрепленном орфографическом словаре это слово как «матрас».

Говорить о том, что язык не претерпевает изменения нельзя и неправильно. А вот подменять понятия «вносить изменения» и говорить так, как хочется каждому не просто неправильно, а оскорбительно. Каждый носитель того или иного языка должен отдавать отчет своим речевым действиям. И тогда главным станет не тот факт, что кто-то дозвонился, а то — зв о нит он или звон и т.

На уроках русского языка и литературы обучающиеся МОУ «МГМЛ», уже начиная с 5 класса, ответственно относятся к вопросам экология языка. Замечая те или иные ошибки, каждый ребенок ведёт дневник, в котором фиксирует полученную информацию. Это помогает собрать материал, который позднее становится основой для создания подкастов.

Термин «подкаст» впервые появился в 2004 году с легкой руки британского журналиста Бена Хаммерсли. Буквально на следующий год Новый Американский Оксфордский словарь присвоил подкасту термин «слово года». В трактовке словаря подкаст — это цифровая аудиозапись, доступная для свободного скачивания в сети интернет. Главное преимущество подкаста — это возможность его прослушивания в любое удобное время.

Учебный предмет «русский язык» богат обширным материалом для создания подкаста. Именно с начального звена, обучающийся погружается в мир родного языка. Орфоэпические, лексические, синтаксические нормы — это тот багаж знаний, который постигает ребенок постепенно. Всем известно, что процесс изучения русского языка очень сложный. Для того чтобы помочь ребенку освоить все правила русского языка, учитель начинает находить индивидуальные подходы к процессу обучения. Подкаст — это тот продукт, который ребенок разрабатывает самостоятельно под наблюдением педагога. Следовательно, обучающийся обращает внимание на те моменты, которые у него являются проблемными в изучении языка. А также совместная работа обучающихся даёт в большинстве случаев б о льший результат, чем работа на уроке.

Можно также отметить, что подкаст помогает раскрыть внутренний потенциал ребенка. Обучающийся дает возможность своим одноклассникам погрузиться в виртуальный мир, в котором они увидят материал обучающегося характера. После этого многие захотят самостоятельно создать такой продукт, который станет полезным себе и окружающим его людям. Когда ребенок готов к созданию собственного продукта, то следующий шаг станет очень простым.

Создание самого подкаста — решение, к которому обучающийся приходит, когда в его сознании происходит полное осмысление проблем с изучением языка. Первое, о чём стоит задуматься, если вы создаете подкаст — это тема, с которой вы будете работать. Когда определись с темой, нужно определить идею — то, что вы хотите донести до слушателей. Идея — это источник вашей мотивации. Для обучающихся очень важно понимать, что тот продукт, который они создают, будет полезен не только им, но и окружающим людям.

Формат подкаста может быть различным: монолог, диалог или полилог. Всё зависит от выбранной тематики и содержания подкаста. Монолог предполагает индивидуальное обсуждение проблем в русском языке. Вы также можете разыграть какую — то вымышленную сценку, тогда форма речи будет уже диалог. И наконец, самый обширный вариант — это полилог. В нем смогут принять участие более 2 обучающихся.

Объём подкаста должен быть определён, исходя из аудитории. Для детей школьного возраста — не более 3 минут.

Оборудование: на что записывать подкаст. Начинать стоит с того оборудования, которое у вас есть под рукой. Подойдут любые наушники и микрофон, способные нормально передавать звук. Начать можно даже с обычного смартфона.

Смонтировать поможет бесплатная и простая в применении программа для обработки подкастов — Audacity, её можно установить на iOS и Windows. Если вы активный пользователь MacBook, используйте вшитую во все продукты Apple программу GarageBand. Публикуется подкаст, как правило, в формате MP3. Звук — mono, качество — от 64 до 128 кбит/c.

Самое важное в создании подкаста — это заголовок, так как у вас есть всего пара секунд, чтобы привлечь внимание слушателя, и ещё несколько, чтобы его удержать.

Подкаст — должен быть интересным и в тоже время современным продуктом.

Литература:

  1. Воинова, Е. А. Подкаст как новый формат публичной коммуникации в условиях цифровой медиасреды / Е. А. Воинова, Е. В. Сивякова // Социально-гуманитарные знания. — 2018. — № 12. — С. 104–120.
  2. Кулик, Н. В. Экология языка как содержание образовательной программы в средней школе / Н. В. Кулик // Неофилология. — 2018. — Т. 4, № 16. — С. 39–45.
  3. Синицына, Ю. Н. «Экология языка» как подход к изучению языка в интернет-пространстве / Ю. Н. Синицына, С. А. Тихонова // Вестник Краснодарского государственного института культуры. — 2017. — № 4(12). — С. 3.
  4. Тетеревятникова, Н. Ф. Сценарий урока русского языка «Проблема экологии языка» (Урок обучения сочинению в XI классе) / Н. Ф. Тетеревятникова // Русский язык в школе и дома. — 2019. — Т. 19, № 6. — С. 12–14.
  5. Черкасова, Л. Н. Иностранные слова в русском языке как отражение проблемы экологии языка / Л. Н. Черкасова // Язык и коммуникация в контексте культуры: Материалы международной научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 12 апреля 2023 года. — Ростов-на-Дону: Ростовский государственный экономический университет «РИНХ», 2023. — С. 478–481.
  6. Шушарина, Г. А. Подкаст как современный речевой жанр / Г. А. Шушарина, Н. С. Шушарин // Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. — 2023. — № 4(68). — С. 26–30.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, язык, изменение, изучение языка, обучающийся, ребенок, родной язык, современный мир, создание.


Похожие статьи

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Похожие статьи

Особенности организации детского экологического театра (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Основные направления воспитательной работы при реализации региональной концепции непрерывного экологического образования (на примере МОУ «МГМЛ» г. Магнитогорска)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Использование разнообразных форм взаимодействия с семьей как эффективное средство создания единого образовательного пространства в МАДОУ Д/С№ 1 «Радость» г. Волжского

Федеральный проект «Успех каждого ребенка»: управление творческой самореализацией (на примере учащихся Центра развития творчества г. Губкина)

Разработка и внедрение познавательной игры географическое лото «Родная Якутия» в учебный процесс, на примере ГБПОУ РС(Я) «Олекминский техникум»

Организация образовательной среды (на примере МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад № 16 «Белочка» г. Бердска)

Формы и методы экологического воспитания обучающихся основного общего и среднего общего образования (на примере МОУ «Кизильская школа № 2», село Кизильское Челябинской области)

Активизация познавательного интереса как стимула и условия эффективного формирования организационно-практических умений воспитанников МБДОУ ДС № 42 «Красная шапочка» г. Туапсе (из опыта работы)

Задать вопрос