Статья посвящена опыту организации экологического воспитания в МОУ «Гимназия № 53» как части урочной, внеурочной и воспитательной деятельности с целью формирования экологической культуры обучающихся.
Ключевые слова: экологическое образование, экологическое воспитание, экологическая культура, программа экологического воспитания.
Сегодня систему общего образования невозможно представить без экологического воспитания, которое выступает в качестве одного из приоритетных направлений. Если мы хотим, чтобы новое поколение смогло справиться с существующими экологическими проблемами, то мы должны способствовать воспитанию экологического сознания, экологического мышления и экологической культуры. По мнению В. М. Писарика, экологическая культура — «это устоявшиеся взгляды бережного отношения к окружающему миру, отражающиеся в сознании и действиях каждого члена общества» [4, с. 6].
В системе школьного образования экологическое воспитание рассматривается как часть более широкого понятия «нравственное воспитание» и способствует формированию у обучающихся бережного и ответственного отношения к окружающей среде, приобретению ими полезных экологичных привычек, участию в природоохранных мероприятиях.
В рамках воспитательной системы МОУ «Гимназия № 53» экологическое воспитание имеет междисциплинарный характер и реализуется через формы урочной и внеурочной деятельности.
Программой экологического воспитания гимназии предусмотрена реализация следующих задач: помочь обучающемуся осознать себя неотъемлемой частью природы; сформировать умение всесторонне и комплексно проводить анализ экологических проблем; привить нравственное отношение к природе; повысить активность участия обучающихся в природоохранной деятельности; научить строить научно обоснованные прогнозы влияния человеческой деятельности на окружающую среду.
Весь процесс экологического воспитания в гимназии разделен на два основных направления.
Первое направление включает в себя мероприятия, которые в основном носят образовательный характер и направлены на повышение уровня экологических знаний обучающихся. Это направление реализуется при изучении как предметных областей естественнонаучной направленности, так и учебных предметов, относящихся к гуманитарной сфере. Для усиления воспитательного воздействия на обучающихся при организации образовательного процесса особое внимание заостряется на экологических проблемах, причинах их возникновения и поиска путей их решения.
Ко второму направлению относятся мероприятия воспитательного характера, целью которых является формирование у обучающихся экологически грамотного, экологически ответственного и экологически целесообразного поведения.
Работа по каждому из указанных направлений ведется с опорой на следующие компоненты:
— интерес к окружающей действительности и экологическим проблемам;
— современная система экологических знаний;
— отношение к природе, основанное на эстетических и нравственных чувствах;
— экологически грамотное поведение в природе;
— осознание приоритета экоцентризма над эгоцентризмом.
При реализации программы экологического воспитания необходимо разумно сочетать эмоциональные и интеллектуальные составляющие как при восприятии окружающей среды, так и при планировании деятельности по ее преобразованию. Для формирования экологически грамотного и ответственного человека процесс экологического образования и воспитания должен быть непрерывным и должен строиться на принципах систематичности и междисциплинарности.
В урочной, внеурочной и воспитательной деятельности МОУ «Гимназия № 53» для формирования экологической культуры школьников применяются различные технологии: информационные, игровые, проектные.
При помощи цифровых технологий можно организовать виртуальные экскурсии по различным природным зонам, заповедникам, ботаническим садам, оранжереям. Современные цифровые технологии дают хорошую возможность обучающимся проявить свои творческие возможности в области экологического просвещения и экологической пропаганды. Можно снять видеоролик, нарисовать плакат, написать лозунг, изготовить газету, листовку, буклет, организовать видеоконференцию или прямую трансляцию какой-либо экологической акции.
Широкий спектр возможностей в области экологического образования и воспитания предоставляют игровые технологии. Игры способствуют развитию интеллекта, творческих способностей, расширяют кругозор, учат работе в команде. Игры можно применять в образовательных целях, при организации досуга, как в закрытых помещениях, так и на свежем воздухе. Например, во время похода или экскурсии можно проверить, насколько ребята разбираются в породах деревьев или как хорошо они знают лекарственные растения, могут ли угадать название птицы по ее голосу, знакомы ли они с приметами, связанными с погодой и т. д.
Регулярно в нашей образовательной организации проводятся недели экологии, в рамках которых ребята могут поучаствовать в конкурсах, играх, викторинах, квестах, показать свою эрудицию при отгадывании кроссвордов, совершить путешествия по специально организованным станциям, научиться правильному обращению с бытовыми отходами.
Особой популярностью у школьников пользуются викторины или квизы. Принять участие в них можно индивидуально или в составе команды. Как правило, вопросы составляются таким образом, чтобы при ответе на них простых предметных знаний из школьной программы было недостаточно. Для правильного ответа требуется общая эрудиция, умение логически мыслить и рассуждать, применять знания из различных наук. Организация викторин показывает, насколько все взаимосвязано в мире и что решение экологических проблем возможно только при использовании знаний разных предметных областей.
В гимназии большое внимание уделяется проектной деятельности, благодаря которой реализуется множество социальных проектов, направленных на сохранение окружающей среды.
Ежегодно весь коллектив гимназии в Международный день Земли выходит на традиционный экологический субботник, в ходе которого производится уборка от мусора не только территорий пришкольного участка, но и улиц города. Младшие гимназисты с удовольствием принимают участие в акциях «Покорми птиц зимой» и «Скворечник».
Различные технологии, применяемые в урочной, внеурочной, воспитательной деятельности, позволяют устанавливать отношения, основанные на сотрудничестве с детьми для значительного повышения уровня их экологической культуры.
Таким образом, работа по экологическому воспитанию в образовательной организации предполагает:
— наличие целостной системы непрерывного экологического образования;
— использование современных образовательных технологий;
— привлечение для совместной работы в сфере экологического просвещения учреждений культуры, природоохранных органов, представителей бизнеса, общественные организации;
— открытый доступ к достоверной информации о состоянии окружающей среды;
— вовлечение в природоохранную деятельность и решение экологических проблем всех участников образовательных отношений.
Достичь конечной цели экологического воспитания в школе можно только при условии, что данная работа будет вестись целенаправленно и на постоянной основе. Только в этом случае мы получим гражданина, имеющего сформированную систему научных знаний в области экологии, соблюдающего основные законы взаимодействия человека, природы и общества, знающего как решить сегодняшние экологические проблемы и не допустить их появления в будущем.
Литература:
- Кальфа, Т. Ф. Экологическое воспитание в школе. Экоэтика // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. География. Геология. 2010. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-v-shkole-ekoetika (дата обращения: 16.10.2023).
- Красулина, С. Н. Экологическое воспитание учащихся в современном образовательном пространстве // Экономика и социум. 2018. № 2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-uchaschihsya-v-sovremennom-obrazovatelnom-prostranstve (дата обращения: 16.10.2023).
- Ландык, В.М., Ломова, В.В., Кольцова, Л. А. Экологическое воспитание школьников // Образование и право. 2022. № 8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov (дата обращения: 16.10.2023).
- Писарик, В. М. Экологическая культура: Учебное пособие / В. М. Писарик. — Минск, 2018. — 136 с.
- Шишова, Л.Л., Шаповалова, С.В., Радаева, И. А. Экологическое воспитание школьников // Теория и практика современной науки. 2017. № 8 (26). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-vospitanie-shkolnikov-1 (дата обращения: 16.10.2023).