Ключевые слова: орган опеки и попечительства, несовершеннолетний, защита прав, интересы ребенка.
В соответствии со ст. 4 Конвенции о правах ребенка органы опеки и попечительства наряду с государством обязаны принимать все меры для защиты прав ребенка [2].
Несовершеннолетние относятся к числу лиц, которые значительно чаще подвергаются негативному воздействию со стороны общества, а потому нуждаются в особой защите своих прав и законных интересов.
Непосредственно обязанность по защите прав детей возложена на законных представителей, а в случае уклонения от выполнения своих обязанностей последними, на сторону защиты должно вставать государство в лице органов опеки и попечительства, прокуратуры и суда. Названные лица действуют в интересах ребенка, а за нарушение интересов предусмотрена административная и уголовная ответственность.
Самой распространенной формой защиты прав несовершеннолетних является судебная защита. Она в свою очередь осуществляется в порядке гражданского судопроизводства и основана на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельность судов, направлена на восстановление нарушенных прав ребенка.
В свою очередь орган опеки и попечительства осуществляет защиту прав несовершеннолетних в трех формах:
1) самостоятельно принимает решения в пределах своей компетенции;
2) направляет в суд исковое заявление;
3) непосредственно участвует в судебном разбирательстве.
Статья 78 Семейного кодекса РФ гласит, что при рассмотрении судом споров, связанных с воспитанием детей, независимо от того, кем предъявлен иск в защиту ребенка, к участию в деле должен быть привлечен орган опеки и попечительства [3].
Таким образом, исходя из вышеизложенного, орган опеки и попечительства занимает центральное место в осуществлении защиты прав несовершеннолетних.
Кроме участия в судебном заседании, на орган опеки и попечительства возложена обязанность предоставить акт обследования условий жизни ребенка. Однако, зачастую заключение дается лишь формально. В нем не содержатся сведения, какие отношения между родителями, между родителями и детьми, отсутствует результат общения непосредственно с несовершеннолетним.
Опираясь на анализ судебной практики, большинство судов соблюдают обязательное привлечение органов опеки и попечительства при рассмотрении дел, связанных с защитой прав детей. Но, органы опеки и попечительства, участвующие в деле в качестве органа, дающего заключения по делу, нередко привлекаются судами в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора.
В силу ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ органы опеки и попечительства относятся к лицам, участвующим в деле в качестве государственного органа для дачи заключения по существу спора, соответственно у них объем прав и обязанностей отличный от объема прав третьих лиц [1].
Основанием участия органов опеки и попечительства в спорых, связанных с защитой прав детей, является интерес государства в правильном разрешении дела и защита интересов несовершеннолетних, поскольку последние не имеют возможности самостоятельно участвовать в процессе и защищать свои интересы.
Кроме того, исходя из судебной практики, органы опеки и попечительства зачастую надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела, но в судебное заседание не являются, просят рассмотреть дело в их отсутствие несмотря на то, что одной из обязанностей, возложенных на эти органы федеральными законами, является защита прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних детей.
Другая позиция органа опеки и попечительства, когда они извещены о рассмотрении дела, не являются в судебное заседание, не указывают о причинных неявки и не просят рассмотреть дело в их отсутствие. В таком случае суду приходится неоднократно откладывать слушания по делу, что в дальнейшем приводит к нарушению сроков рассмотрения дела.
Также следует отметить, что в большинстве случаев всю работу по защите прав несовершеннолетних в органах опеки и попечительства выполняет один сотрудник, что приводит к нехватке времени, в связи с чем не удается в полном объеме выполнить все возложенные обязанности. Так, орган опеки и попечительства не в силах защищать права детей должным образом.
Таким образом, законодательство предусматривает, что на стороне несовершеннолетнего в случае нарушения его прав должны вставать законные представители (родители, опекуны), а в случае уклонения законных представителей, защиту прав несовершеннолетних на себя берет государство в лице органов опеки и попечительства, тем самым придавая важность данного органа для защиты прав ребенка. Но на практике получается, что органы опеки и попечительства не в полной мере выполняют возложенные на них обязанности по судебной защите прав детей. Для решения такой проблемы необходимо усилить контроль за явкой органов опеки и попечительства на судебные заседания, установить норму регламентирующую роль органа опеки и попечительства в рассмотрении дела.
Литература:
- Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — N 46. — ст. 4532.
- «Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Ведомости Верховного Совета СССР. -1990. — N 45. — Ст. 955.
- Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ// Собрание законодательства РФ. — 1996. — N 1. — ст. 16.