В связи с актуальностью практики взаимодействия международного законодательства и судопроизводства в данный момент в статье на первый план выносится иммунитет должностных лиц и применение его в уголовном законодательстве. Автор в работе раскрывает понятие иммунитета, предлагает совершенствование толкования нормы закона, для устранения пробелов в праве.
Ключевые слова : уголовная ответственность, иммунитет, преступление.
Наличие в нормах международного и национального законодательства особых правил, которые касаются порядка и возможности привлекать к уголовной ответственности отдельных лиц, которым предоставлен иммунитет в рамках вышеуказанного законодательства, является следствием того, что любое государство находится во взаимодействии с другими государствами, и каждое из взаимодействующих государств обладает независимостью и суверенитетом.
Реализация независимости и суверенитета государств происходит, в том числе, посредством действия лиц, уполномоченных от имени государства.
Таким образом, уполномоченным представителям государств предоставляются в обязательном порядке соответствующие гарантии независимости их действий.
К одной из таких гарантий относится предоставление высшим должностным лицам государств (министрам, главам правительств, главам государств) иммунитета.
Иммунитет предоставляется также представителям международных организаций, для обеспечения независимости их деятельности.
Термин «иммунитет» образован от латинского слова «immunitas» [4;6].
«Immunitas» в переводе с латинского означает освобождение от установленных повинностей, что предоставлялось лишь ограниченному кругу государственных должностных лиц.
Вышеуказанное определение иммунитета явилось основой для мнения ученых о том, что освобождение от уголовной ответственности лиц, которые наделены особым статусом и полномочиями, служит, в том числе, обеспечению интересов государства.
Между тем, предоставление иммунитета определенному лицу не исключает возможности совершения таким лицом преступлений как в рамках национального, так в рамках международного уголовного законодательства.
Иммунитет, с одной стороны, обеспечивает интересы государства, а с другой, может отрицательно повлиять на индивидуализацию уголовной ответственности.
1945 год стал переломным моментом в истории развития иммунитета, предоставляемого высшим должностным лицам. Итоги второй Мировой войны показали, насколько значительным может быть вред, причиненный военной агрессией, геноцидом, иными преступлениями против человечества, совершенных нацистскими военными преступниками.
На международной уровне возник вопрос установления должной уголовной ответственности таким преступникам, и привлечения их к установленной ответственности.
Для решения данного вопроса, в ст.7 Устава Международного военного трибунала для применения судами и наказания главных военных преступников было закреплено положение о том, что должностной статус не должен рассматриваться как основание для освобождения преступников от международной уголовной ответственности, или, служить основанием для смягчения наказания лицам, которые совершила преступления.
Формулировка в отношении неприменения иммунитета к лица, совершившим международные преступления, введенная в статью 7 Устава Международного военного трибунала, стала основанием для последующего распространения ограничения иммунитета высших должностных лиц в необходимых случаях.
В дальнейшем, в нормах международно-правового законодательства, устанавливались положения о недопустимости освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания лиц, которые совершили военные преступления, преступления против человечества (например, геноцид) вне зависимости от того, предоставлен ли таким лицам иммунитет или нет.
В приговоре Нюрнбергского трибунала, был установлен отказ от применения иммунитета за совершение перечисленных в приговоре военных преступлений, и преступлений в отношении человечества.
Также, итоги Нюренбергского процесса установили, что в обязательном порядке необходимо соблюдение международных правил, и обязательно привлечение к установленной законом уголовной ответственности.
Иммунитет, предоставленный определенному лицу в связи с его должностным положением, в соответствии с национальным или международным права, не должен являться препятствием для осуществления судом его юрисдикции в отношении лица, обладающего иммунитетом.
Между тем, Уголовный кодекс РФ (далее-УК РФ) [2;6] не содержит норм о недопустимости ссылки на должностное положение определенного лица, и в нем отсутствуют, положения, которые закрепляли бы при совершении преступлений неприменение иммунитетов, которые связаны с должностным положением определенного официального государственного лица (главы правительства, члена парламента).
В Конституции РФ [1;6] перечислены лица, которые имеют иммунитет от уголовного преследования.
Часть 4 статьи 11 УК РФ говорит об уголовной ответственности лиц, которые обладают иммунитетом, в случае совершения ими преступления на территории РФ.
Говоря об исключении какого-либо определенного посягательства из числа преступных посягательств, в уголовно-правовом законодательстве используется такой термин, как «общественно опасное деяние».
Из изложенного следует, что характер преступного поведения лиц, которым предоставлен дипломатический иммунитет, на первый взгляд не вызывает возражений.
Законодатель соглашается с тем, что данными лицами совершаются преступные деяния, за которыми должно последовать привлечение совершивших такие деяния лиц к уголовной ответственности.
Между тем, в уголовном законе в той его части, которая касается ответственности иностранных граждан, которым предоставлен дипломатический иммунитет, возможно действие национального уголовного только в той его части, которая не имеет противоречий с международно- правовыми законодательными нормами.
Таким образом, следует, что такое поведение лица, обладающего дипломатическим иммунитетом, которое нарушает уголовно-правовой запрет, не должно признаваться преступлением до тех пор, пока иммунитет не будет прекращен и у правоохранительных органов не появится возможность привлекать такое лицо к уголовной ответственности.
Таким образом, на основании изложенного, следует сделать вывод о том, что ч. 4 ст. 11 УК РФ возможно изложить в следующей редакции: «Вопрос об уголовной ответственности дипломатических представителей иностранных государств и иных лиц, которые пользуются иммунитетом, в случае совершения этими лицами на территории Российской Федерации деяний, предусмотренных настоящим Кодексом, разрешается в соответствии с нормами международного права».
В статье 448 Уголовно-процессуального кодекса РФ предусмотрена процедура, регламентирующая порядок привлечения к уголовной ответственности должностных лиц, и данный порядок предусматривает получение в обязательном порядке, соответствующее согласие от органа, членами которого являются лица, привлекаемые к уголовной ответственности, и в отношении которых необходимо уголовное преследование (за исключением действующего Президента РФ).
В целях совершенствования норм международного права, касающихся иммунитета, в международном законодательстве необходимо установить четкий однообразный порядок реализации иммунитета, ограничения, а также порядка отмены иммунитета.
Ограничение либо отмена иммунитета должна наступать в зависимости от характера преступления, совершенного лицом, которому предоставлен иммунитет.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации — Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022
- «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.10.2023)// «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996, № 25, ст. 2954
- Липкина Н. Н. Универсальная юрисдикция: международно-правовые основания и проблемы установления в отношении преступлений террористической направленности // Lex russica. 2018. № 6.
- Сафаров Н. А. Преследование международных преступлений: универсальная юрисдикция против дипломатического иммунитета // Государство и право. 2018. № 9.