В статье рассмотрены вопросы ответственности за нарушение требований пожарной безопасности, особенности ее наступления для гражданских и юридических лиц. На основании изучения законодательства и рассмотренной судебной практики сформулированы юридически значимые факты, влияющие на законность вынесенного постановления по делам об административных правонарушениях.
Ключевые слова: пожарная безопасность, ответственность, требования пожарной безопасности, состав правонарушения.
Проблема нарушения требований пожарной безопасности, в последнее время, приобретает особую актуальность. Согласно анализу обстановки с пожарами и их последствиями на территории Российской Федерации за 3 месяца 2023 произошло 53 688 пожаров (за аналогичный период прошлого года (АППГ) — 57 363), на которых погибло 2 392 человека (АППГ — 2 6078), в том числе 88 несовершеннолетних (АППГ — 95), получили травмы 2 112 человек (АППГ — 2 080). Возникновение пожаров в России связано с несоблюдением требований, установленных законодательством и нормативными документами по пожарной безопасности. Подобные нарушения могут привести к трагическим последствиям, таким как гибель людей, а также причинению значительного материального ущерба, часто приводя к чрезвычайным ситуациям.
Учитывая значимость пожаров как последствий нарушений требований пожарной безопасности для общественной и государственной безопасности, законодатель предусмотрел несколько видов ответственности виновных лиц. В статье 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» [1], предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности влечет привлечение к дисциплинарной, административной или уголовной к ответственности, которое определяется законодательством Российской Федерации.
При нарушении требований пожарной безопасности административную ответственность в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции, а также граждане.
Однако, в случае нарушения правил пожарной безопасности, в результате которых произошла гибель людей или был причинен тяжкий вред здоровью, виновные физические лица будут немедленно привлечены к уголовной ответственности.
Учитывая тот факт, что на территории Российской Федерации контрольно-надзорные мероприятия, проводимые на основании Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», в 90 % случаев оканчиваются, выявленными нарушениями на объекте надзора и выдачей предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, а также привлечением виновных лиц к административной ответственности. Общее количество проверок по итогам которых наложены административные наказания составляют более 85 % от общего числа проверок, по которым выявлены нарушения.
К административной ответственности могут быть привлечены организации, индивидуальные предприниматели, должностные лица и граждане, согласно части 1 статьи 20.4 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ) [2]. Сама же статья 20.4 КоАП РФ является основной нормой, которая предусматривает административную ответственность при нарушении правил пожарной безопасности.
Данный вид ответственности вызывает наибольший интерес в нашем исследовании, так как процессуальные и материальные нарушения в делах об административных правонарушениях, составляемых сотрудниками государственного пожарного надзора, зачастую являются причиной отмены постановления по делу об административном правонарушении.
Основными причинами удовлетворения жалоб судьями являются отсутствие вины юридического лица, а именно, принятие им всех зависящих мер по устранению нарушений требований пожарной безопасности, признание проверки объекта надзора недействительной, нарушение должностными лицами процессуального порядка составления протокола, в связи с отсутствием состава административного правонарушения, малозначительность совершенного правонарушения.
Также проаннотировав судебную практику судов общей юрисдикции, возможно выделить, такие нарушения как:
— привлечение к административной ответственности без уведомления о дате, времени и месте составления протокола об административном правонарушении; — некорректная формулировка нарушений, указанных в постановлении об административном правонарушении (искажаются пункты, написанные в нормативных документах);
— в протоколе осмотра не отражаются нарушения, указанные в административном деле, поэтому судьи исключают нарушения из объема обвинения в постановлении об административном правонарушении;
— не надлежащим образом устанавливается и проводится анализ всех фактических обстоятельств дела, необходимых для правильной квалификации совершенного административного правонарушения, не исследуются в делах документы и не дается им оценка;
— не отражаются все фактические обстоятельства по делу, установленные в результате проверки, которые необходимы для установления лиц, совершивших административное правонарушение, и правильной его квалификации;
— указание в постановлении несколько юридических лиц, а фактически привлекается одно лицо;
— не извещаются о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении адвокат и представитель, если к ним обращалось привлекаемое лицо за юридической помощью;
— в материалах дел отсутствуют протокола осмотра принадлежащих юридическим лицам помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, так же отсутствуют фото- и киносъемка, видеозапись, и иные установленные законом способы фиксации вещественных доказательств, подтверждающие наличие правонарушений норм и требований в области пожарной безопасности.
Согласно сведений об осуществлении государственного контроля, приведенных на официальном сайте Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий за период 12 месяцев 2022 года в 13 % от общего числа проверок, по котором возбуждены дела об административных правонарушениях, возбужденные дела были прекращены, а административное наказание по выявленным фактам никто не понес. Необходимо отметить, что представленные данные хоть в целом и не являются критичными, однако за каждым случаем освобождения лица от ответственности за нарушение правил пожарной безопасности стоит угроза чрезвычайной ситуации в виде пожара, а также ослабевает причинно-следственная связь разработанные законодателем нарушение равно наказания.
В этой связи при подготовке сотрудников государственного пожарного надзора по вопросам производства по делам об административных правонарушениях, предлагается обратить должное внимание на необходимость расширения объема изучения процедуры составления процессуальных документов, сопровождающих производство по делам об административных правонарушениях, путем проведения дополнительных занятий с личным составом, а также усилением контроля со стороны начальствующего состава для устранения вышеизложенных показателей и более полной реализации полномочий, возложенных на органы ГПН МЧС России.
Литература:
- Федеральный закон № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994;
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 19.10.2023)