Личностное развитие ребенка начинается рано. В целостном процессе его развития патриотизм и нравственность занимают очень важное место. В дошкольном возрасте наибольшее влияние на развитие ребенка оказывает взрослый. Ребенок делает первые шаги в освоении норм жизни, общаясь со взрослыми, перенимая у них опыт поведения, ориентируясь на слова «так можно», «так нельзя». Первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. В дошкольной организации ведущая роль в данном процессе принадлежит воспитателю. Но при взаимодействии с семьями воспитанников эта деятельность становится еще более эффективной.
На что должен ориентироваться современный педагог при организации деятельности по патриотическому воспитанию? Существует ряд документов. Самый важный — это, наверное, федеральный проект «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». В рамках данного проекта ведется работа по развитию воспитательного направления в образовательных организациях общего и профессионального образования, проведению мероприятий патриотической направленности. Срок реализации данного проекта составляет три года: с 1 января 2021 г. по 31 декабря 2024 г. Он направлен на обеспечение функционирования системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации; обеспечивает развитие воспитательной работы в образовательных организациях, а также проведение мероприятий патриотической направленности; предполагает усиление воспитательной компоненты в детской деятельности.
Заместитель министра просвещения Грибов Д. Е. отметил, что «проект, основная цель которого — воспитание гармонично развитой, социально — ответственной личности на основе духовно — нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально — культурных традиций, путем вовлечения к 2025 году 25 % граждан в систему патриотического воспитания».
Следующий важный документ, который вступил в силу во всех дошкольных образовательных организациях Российской Федерации с 1 сентября 2023 г. — Федеральная образовательная программа дошкольного образования. Уже в целевом разделе мы видим, что целью программы является разностороннее развитие ребенка в период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно — нравственных ценностей российского народа, исторических и национально — культурных традиций.
К традиционным российским духовно — нравственным ценностям относятся, прежде всего, жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.
Цель федеральной программы реализуется через задачи: обеспечение единых для Российской Федерации содержания дошкольного образования и планируемых результатов освоения образовательной программы; приобщение детей в соответствии с возрастными особенностями к базовым ценностям российского народа; обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ патриотизма и т. д.
Хочется остановиться еще на одном документе, который входит в содержательный раздел федеральной образовательной программы — федеральной рабочей программе воспитания. На что здесь следует обратить внимание педагогов при организации педагогического процесса? Общая цель воспитания в дошкольной организации — это личностное развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальности и создание условий для позитивной социализации детей на основе традиционных ценностей российского общества, что предполагает формирование первоначальных представлений о традиционных ценностях российского народа, социально приемлемых нормах и правилах поведения; формирование ценностного отношения к окружающему миру, другим людям, самому себе; становление первичного опыта деятельности и поведения в соответствии с традиционными ценностями, принятыми в обществе нормами и правилами.
В направлениях воспитания выделено патриотическое. Цель патриотического направления воспитания — содействовать формированию у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца (созидателя), ответственного за будущее своей страны. Ценности — Родина и природа лежат в основе патриотического направления. Чувство патриотизма возникает у ребенка вследствие воспитания у него нравственных качеств, интереса, чувства любви и уважения к своей стране — России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом. Работа по патриотическому воспитанию предполагает: формирование «патриотизма наследника», испытывающего чувство гордости за наследие своих предков (предполагает приобщение детей к истории, культуре и традициям нашего народа: отношение к труду, семье, стране и вере); «патриотизма защитника», стремящегося сохранить это наследие (предполагает развитие у детей готовности преодолевать трудности ради своей семьи, малой родины); «патриотизма созидателя и творца», устремленного в будущее, уверенного в благополучии и процветании своей Родины.
И еще один документ, на который следует обратить внимание педагогу — это федеральный календарный план воспитательной работы, в котором представлен примерный перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат.
Подробнее остановимся на том, как организовано развитие патриотического направления в дошкольном отделении МОУ «Средней общеобразовательной школы № 3», с учетом всех вышеперечисленных документов.
В 2022–2023 учебном году были организованы и проведены следующие мероприятия патриотического направления: Урок Мужества, посвященный дню рождения В. В. Талалихина; ко дню рождения г. Подольска был реализован краткосрочный проект «Мой любимы город Подольск» и проведен флэшмоб «Мы — дети Подольска!»; ко дню народного единства воспитанники всех групп сделали поздравительные плакаты «С днем народного единства!»; ко дню контрнаступления советских войск под Москвой организован конкурс чтецов; акция памяти проведена в рамках дня полного освобождения Ленинграда от блокады; ко дню защитника Отечества состоялись музыкально — спортивные досуги, записаны видеопоздравления участникам спецоперации, проведены беседы по теме «Военные профессии»; прошел праздник труда; воспитанники приняли участие в международной акции «Читаем детям о Великой Отечественной войне», «Голубь мира», «Окна Победы».
Творческой группой старших воспитателей Городского округа Подольск на 2023–2024 учебный год разработан календарный план воспитательной работы с учетом федерального календарного плана. Уже проведены следующие мероприятия: ко дню окончания Второй мировой войны и дню солидарности в борьбе с терроризмом Урок мужества «Беслан — трагедия, которую никто не забудет!» и час памяти «Я помню! Я горжусь!»; ко дню города состоялось интерактивное путешествие по достопримечательностям «Все о тебе, любимый город!» и фотовыставка «Я шагаю по Подольску»; ко дню Народного единства была проведена коммуникативная игра «Мы разные, но мы вместе!» и спортивный досуг «Единство навсегда!»; ко дню Памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации организован тематический день «Есть на кого равняться!»; ко дню Государственного герба — викторина «Символы — отражение жизни».
Впереди воспитанников ждет еще много интересных мероприятий патриотической направленности: ко дню Неизвестного солдата, Героев Отечества, Конституции РФ, снятия блокады Ленинграда и других очень важных дат.
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого — любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к ее истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству», это известные слова Д. С. Лихачева. Как важно начинать патриотическое воспитание с малого! Как важно начинать патриотическое воспитание уже в дошкольном детстве! Как важно приобщать к этой деятельности семью воспитанника! Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи со своей семьей и Родиной, не зная, как любили ее и берегли наши предки — отцы и деды!
Литература:
- Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3–7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 80 с.
- Зацепина М. Б. Дни воинской славы: патриотическое воспитание дошкольников. Для работы с детьми 5–7 лет. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. — 112 с.
- Макарова Т. В., Ларионова Г. Ф. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации — М.: ТЦ Сфера. 2008.- 80 С.
- Петрова В. И., Стульник Т. Д. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006. — 72 с.
- Романченко В. К. Сущность нашей жизни. Размышления современника. — М.: Духовное просвещение, 2013. — 480 с.
- Федеральная образовательная программа дошкольного образования. 2023 г.