Статья исследует актуальные вопросы, связанные с законотворчеством в России. Авторы анализируют влияние повышения законотворческой активности на качество современного законодательства, выявляют проблемы, с которыми сталкивается современное законотворчество. Статья освещает важные недостатки законодательного процесса, сказывающиеся на качестве нормативно-правового акта. В заключении обсуждается качество законотворческой деятельности в современной России, а также предложения по решению данной сложившейся ситуации, которые могут способствовать более эффективному законотворчеству.
Ключевые слова: законотворчество, законодательный процесс, нормативно-правовые акты, участие общества, юридический контроль.
Актуальность темы. Современная Российская Федерация как страна с разветвленной системой законодательства, тесно связанная с политической, экономической и социокультурной жизнью общества, сталкивается с рядом серьезных проблем в области законотворчества. Недостатки законодательной базы оказывают пагубное влияние на решение проблем экономики, государственного управления, других сфер общественной жизни. Вновь создаваемые нормативно-правовые акты должны соответствовать интересам различных слоев общества и не создавать в процессе применения норм права расхождений между отдельными законами.
Влияние повышения законотворческой активности на качество современного законодательства в Российской Федерации может быт как положительным, так и отрицательным. В данной статье мы рассмотрим и проанализируем отрицательные стороны, выявим проблемы, с которыми оно сталкивается, и представим пути решения, которые могут способствовать более эффективному законотворчеству.
Одним из критериев демократического государства является характер законодательной деятельности, которая, в свою очередь, является инструментом создания общественного блага посредством норм права, выраженных в законе [1]. Вновь создаваемые нормативно-правовые акты должны соответствовать запросам различных слоев общества и не создавать противоречий в процессе применения норм права. Тем не менее современное законотворчество не отражает желаемых реалий — законодатель, стремясь охватить все вопросы, необходимые для нормативного урегулирования, в быстром режиме, допускает большое количество ошибок, сказывающихся на качестве нормативно-правового акта и всей системе законодательства в целом, закладывая неверную тенденцию работы механизмов законодательного процесса.
Позиция, согласно которой результатами современного законодательного процесса являются законы низкого качества, актуальна среди ученых-правоведов. Как отмечает И. В. Сехин, законодатель не способен на создание эффективного закона ввиду низкой компетентности в вопросах, требующих специализированных, углубленных знаний об объекте [4]. Юрист А. Г. Бордакова считает, что серьезной проблемой современного законотворчества является его излишняя активность, которая приводит к «захламлению» законодательства и снижению его степени качества [2]. В. Н. Пяткин выделяет наиболее актуальной проблемой современного законотворчества разрозненность интересов общества и норм, принимаемых законодателем. Правовед считает, что вновь принимаемые законы зачастую не отвечают реальным запросам населения [3].
Согласно информации, полученной на официальном сайте правовой информации, с каждым годом продолжает расти количество принимаемых законов. В среднем с 2000 г. по 2010 г. в год принималось приблизительно по 320 нормативно-правовых актов. К 2017 году ежегодное количество увеличилось до 460 актов, за 2021 год было принято около 530 законов. По статистическим данным с 1994 по настоящее время было принято примерно 10 тысяч законов, из которых около семидесяти пяти процентов составляют законодательные акты, направленные на внесение изменений, а также дополнений к действующим нормам права [6].
Стоит отметить современную практику Конституционного Суда РФ (Далее — КС РФ), согласно которой намечается тенденция по увеличению числа норм права, признаваемых не соответствующими основному закону государства — Конституции РФ. Согласно данным мониторинга практики КС, в 2022 г. принято 59 постановлений — на 6 больше, чем в 2021 г. Большое количество норм, принятых законодателем, были признаны несоответствующими основным положениям Конституции РФ. С 1994 года — года первого созыва Государственной Думы, данный показатель является самым высоким. Также на 2022 г. было вынесено 3690 определений.
Из этого следует, что статистические данные конституционного судопроизводства, характеризующиеся активным ростом, отражают низкого качества работу законодателя, принятые нормы которым все чаще оспариваются и признаются несоответствующими Конституции РФ.
Исходя из позиций правоведов о проблеме современного законодательного процесса, а также рассмотренной статистики КС РФ, можно сделать следующие выводы:
- снизился уровень качества как рассматриваемых законопроектов, так и принимаемых законов;
- низкое качество принятых законов приводит к необходимости в принятии дополнительных законов с поправками;
- действующие нормы права часто составляются с лингвистическими ошибками, что усложняет их понимание и верную интерпретацию;
- современный закон все реже отвечает реальным запросам общества [3].
Низкий уровень качества рассматриваемых законопроектов и принимаемых законов можно связать с рядом причин: непонимание субъектами законодательного процесса приоритетности сферы общественных отношений, нуждающихся в нормативно-правовом регулировании, учитывая сложившийся опыт; применение практики европейских стран без опоры на сложившиеся обычаи и образ жизни россиян; недостаточная проработка проектов законов, предлагаемых Главой государства или Правительством РФ; недостаток опоры при обсуждении новых норм права в виде специалистов по узким сферам правового регулирования.
Низкое качество принятых законов приводит к необходимости в принятии дополнительных законов с поправками. В настоящее время изрядное количество законов имеют в своем содержании ошибки в стилистике, что не только усложняет процесс прочтения и осознания нормы, но и требует принятия законов с поправками, которые в свою очередь ведут к необоснованным тратам финансов на законодательную деятельность.
Например, относительно ч. 5 ст. 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» КС РФ проведена оценка на конституционность, в результате которой суд пришел к выводам о том, что указанная норма не соответствует Конституции РФ в виду своей неточности [7]. В содержании статьи устанавливается право военнослужащих военной прокуратуры на получение жилплощади, но не раскрывается какой орган государственной власти, наделённый полномочием на реализацию данного права. Данное нарушение исправляется путем принятия Федерального закона от 06.12.2019 № 9-ФЗ вносящего дополнительную часть — 5.1 в ст. 36, устанавливающую какой орган государственной власти обязан предоставить военнослужащим жилье [8].
Из этого следует, что до принятия поправок лица, которые имеют право на жилье, вынуждены были ожидать разрешения данного вопроса, который опрометчиво не был предусмотрен законодателем заблаговременно на стадии рассмотрения и обсуждения законопроекта.
Действующие нормы права часто составляются с использованием сложных конструкций построения предложений и с допущением речевых ошибок, что усложняет их понимание. По сравнению с 1991 годом среднестатистический закон стал в два с половиной раза длиннее, средняя статья в нем втрое длиннее. Зачастую нормы права изложены в такой форме, что их сложно разобрать и правоведам.
При принятии очередных законов с поправками, нормы права становятся еще более запутанными и сложными для восприятия населением, для которого по большей части и пишутся законы. Например, в ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» [9] с 1998 года было принято 112 законов с поправками. Получается, что в среднем в год принималось по 3–4 закона, вносящего изменения в действующие нормы.
Следовательно, гражданам, не обладающим специальными юридическими познаниями, сложно уследить за постоянством закона и самостоятельно разобраться в интересующем правовом вопросе.
В итоге, политика законодательного процесса на сегодняшний день требует доработки. Основной тенденцией законодательных органов должны стать принципы повышения качества закона за счет использования более лаконичных и емких определений юридических терминов, отказа от объемных конструкций предложений. К разработке законопроектов должны привлекаться специалисты, разбирающиеся в сфере регулирования будущего закона. Нормы права перед принятием должны проходить тщательный лингвистический и юридический контроль. Закон должен быть информативным и практически эффективным, непротиворечивым и универсальным на будущее время.
Литература:
- Афанасьева, О. В. Конституционное право зарубежных стран: учебник для вузов / О. В. Афанасьева, Е. В. Колесников, Г. Н. Комкова. — 8-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — С. 128.
- Бордакова А. Г., Киямова А. Р. «Правотворчество проблемы реализации принципа современности» // Studnet. 2021. Т. 4. № 4., С. 125.
- Винокуров В. А. «Проблемы чрезмерного законотворчества в России» // Вестник Костромского государственного университета, № 27, 2021, С. 180
- Станкин А. Н., Пяткин В. Н. «Федеральный законотворческий процесс: анализ отдельных проблем и поиск путей совершенствования» // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. 2020. № 2(41). С. 59.
- Сехин И. В. «Принцип своевременности правотворчества: проблемы реализации» // Актуальные проблемы российского права. 2020. Т. 15. № 2. С. 35.
- Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https:// http://pravo.gov.ru/ (Дата обращения: 25.09.2023)
- Постановлении Конституционного Суда РФ от 19 апреля 2018 г. № 16-П // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 06.02.2019 г. № 9-ФЗ О внесении изменений в статью 36 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам военной службы в органах военной прокуратуры и военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Федеральный закон от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» // Собрании законодательства Российской Федерации от 30 марта 1998 г. № 13 ст. 1475