Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях: проблемы и перспективы. | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (493) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 20.11.2023

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Кадырова, Н. В. Организация работы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в образовательных учреждениях: проблемы и перспективы. / Н. В. Кадырова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 46 (493). — С. 384-386. — URL: https://moluch.ru/archive/493/107883/ (дата обращения: 20.12.2024).



Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия. Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Местом проведения профилактической работы является, в первую очередь, школа. Школа представляет удобную возможность охватить профилактической работой все возрастные группы обучающихся. Профилактическая работа в школе подразделяется на воспитательную и коррекционную работу с детьми, работу с родителями.

Общая воспитательная работа с детьми. Ее основная цель заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок, развития и совершенствования его личности, повышения уровня правовой грамотности, формирование устойчивых нравственных позиций, т.д.

Коррекционная работа работа направлена на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик. Она предполагает помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации, развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов, а также организацию условий для их успешной адаптации в школьном коллективе.

Работа с родителями . Это направление предполагает решение нескольких задач:

воспитательных (осознание взрослыми членами семьи с детьми по предупреждению безнадзорности и правонарушений),

образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики).

Необходимо выделить общую и специальную работу с родителями:

Общая работа осуществляется за счет организации семинаров, лекций и ориентирована на все группы родителей.

Специальная работа предполагает индивидуальное консультирование взрослых, а также привлечение взрослых к участию в психолого-педагогических коррекционных программах, осуществляемых на базе психологической службы школы.

Работа должна вестись в разных направлениях:

Основные направления в решении профилактических задач

Диагностика семьи:

составление социального паспорта класса;

составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей;

обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей;

изучение образа жизни семей;

выявление особенностей семейного воспитания;

составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.);

выявление положения детей в системе семейных отношений.

Методическая и просветительская работа с педагогами

Проведение методических объединений, педагогических советов, совещаний по вопросам взаимодействие семьи, школы, общественных и государственных организаций

Взаимодействие семьи и школы

создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы;

организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета; работа родительского университета; проведение дня открытых дверей в школе.

Организация полезного досуга

Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни;

включение семей в воспитательный процесс по видам деятельности;

Познавательная

предметные декады, дни открытых уроков, олимпиады, выпуск предметных газет

Трудовая

благоустройство и озеленение школьного двора, выставки творческих работ

Досуговая

Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки

Школа будущего первоклассника».

Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей, который начинается задолго до поступления ребенка в школу. Сущность работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе.

Рациональная организация учебного процесса

Проведение мониторинга по уровню конфликтности в школьной среде;

Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска»;

Создание банка данных обучающихся, систематически пропускающих занятия по не уважительным причинам.

Мониторинг успеваемости обучающихся.

Правовое воспитание несовершеннолетних

Организация и проведение мероприятий по правовому воспитанию с привлечением представителей профессиональных сообществ;

Изучение государственных и международных документов по правам человека, Конвенции по правам ребенка;

Организация консультирования;

Проведение Советов профилактики.

Организация физкультурно-оздоровительной работы

Дни здоровья, спортивные соревнования, походы;

Организация внеурочной деятельности

Кружки на базе образовательного учреждения

Анализ занятости учащихся (в т. ч. «группы риска») в кружках, спортивных секциях;

Систематическая и планомерная работа во всех перечисленных направлениях позволяет добиться положительных результатов деятельности школы по профилактике безнадзорности и правонарушений.

Основные термины (генерируются автоматически): профилактическая работа, работа, школа, взаимодействие семьи, коррекционная работа, правовое воспитание, профилактика безнадзорности, ребенок, семейное воспитание, специальная работа.


Похожие статьи

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи.

Перспективы комплексного обновления системы дополнительного образования детей в Чувашской Республике

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

Похожие статьи

Эффективные методы работы по проблеме толерантности с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях учреждения дополнительного образования

Реализация технологии приемной семьи для граждан пожилого возраста в Республике Карелия: проблемы и перспективы

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в дорожно-транспортной среде у воспитанников среднего дошкольного возраста

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

Социально-педагогическая профилактика употребления психоактивных веществ среди студенческой молодежи.

Перспективы комплексного обновления системы дополнительного образования детей в Чувашской Республике

Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников в процессе организации работы по краеведению

Перспективы оптимизации питания детей в образовательных учреждениях Ненецкого автономного округа с помощью автоматизированной системы «Рациональное питание — опора здоровья»

Работа социального педагога с детьми дошкольного возраста по профилактике агрессивного поведения в условиях современного детского сада

Социальная работа с детьми из неблагополучной семьи в ДОУ

Задать вопрос