Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних — система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Преступность молодеет и принимает устойчивый рецидивный характер. А такая криминализация молодежной среды лишает общество перспектив установления в скором будущем социального равновесия и благополучия. Решить эту проблему можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако, интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы воспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.
Местом проведения профилактической работы является, в первую очередь, школа. Школа представляет удобную возможность охватить профилактической работой все возрастные группы обучающихся. Профилактическая работа в школе подразделяется на воспитательную и коррекционную работу с детьми, работу с родителями.
Общая воспитательная работа с детьми. Ее основная цель заключается в формировании у детей и подростков антинаркогенных установок, развития и совершенствования его личности, повышения уровня правовой грамотности, формирование устойчивых нравственных позиций, т.д.
Коррекционная работа — работа направлена на коррекцию и возможное нивелирование негативных личностных характеристик. Она предполагает помощь несовершеннолетним, испытывающим трудности социальной адаптации, развитие у них коммуникативных навыков, приемов противостояния негативному социальному давлению, внутриличностных регуляционных механизмов, а также организацию условий для их успешной адаптации в школьном коллективе.
Работа с родителями . Это направление предполагает решение нескольких задач:
– воспитательных (осознание взрослыми членами семьи с детьми по предупреждению безнадзорности и правонарушений),
– образовательных (освоение основных приемов организации семейной профилактики).
Необходимо выделить общую и специальную работу с родителями:
– Общая работа осуществляется за счет организации семинаров, лекций и ориентирована на все группы родителей.
– Специальная работа предполагает индивидуальное консультирование взрослых, а также привлечение взрослых к участию в психолого-педагогических коррекционных программах, осуществляемых на базе психологической службы школы.
Работа должна вестись в разных направлениях:
Основные направления в решении профилактических задач
Диагностика семьи: |
составление социального паспорта класса; составление и уточнение списка многодетных, малообеспеченных, социально неблагополучных семей; обследование жилищных и материальных условий опекунских, малообеспеченных, неблагополучных семей; изучение образа жизни семей; выявление особенностей семейного воспитания; составление характеристик семей обучающихся (состав родителей, сфера их занятости, образовательный и социальный уровень и др.); выявление положения детей в системе семейных отношений. |
Методическая и просветительская работа с педагогами |
Проведение методических объединений, педагогических советов, совещаний по вопросам взаимодействие семьи, школы, общественных и государственных организаций |
Взаимодействие семьи и школы |
создание условий для участия родителей в воспитательном процессе школы; организация работы родительских комитетов классов, общешкольного родительского комитета; работа родительского университета; проведение дня открытых дверей в школе. |
Организация полезного досуга |
Создание системы массовых мероприятий с родителями, работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; пропаганда здорового образа жизни; включение семей в воспитательный процесс по видам деятельности; Познавательная предметные декады, дни открытых уроков, олимпиады, выпуск предметных газет Трудовая благоустройство и озеленение школьного двора, выставки творческих работ Досуговая Совместные праздники, подготовка концертов, соревнования, конкурсы, туристические походы, экскурсионные поездки |
Школа будущего первоклассника». |
Важную роль в улучшении семейного воспитания играет система педагогического всеобуча родителей, который начинается задолго до поступления ребенка в школу. Сущность работы заключается в оказании родителям помощи по подготовке ребенка к школе. |
Рациональная организация учебного процесса |
Проведение мониторинга по уровню конфликтности в школьной среде; Социально-педагогическое сопровождение детей «группы риска»; Создание банка данных обучающихся, систематически пропускающих занятия по не уважительным причинам. Мониторинг успеваемости обучающихся. |
Правовое воспитание несовершеннолетних |
Организация и проведение мероприятий по правовому воспитанию с привлечением представителей профессиональных сообществ; Изучение государственных и международных документов по правам человека, Конвенции по правам ребенка; Организация консультирования; Проведение Советов профилактики. |
Организация физкультурно-оздоровительной работы |
Дни здоровья, спортивные соревнования, походы; |
Организация внеурочной деятельности |
Кружки на базе образовательного учреждения Анализ занятости учащихся (в т. ч. «группы риска») в кружках, спортивных секциях; |
Систематическая и планомерная работа во всех перечисленных направлениях позволяет добиться положительных результатов деятельности школы по профилактике безнадзорности и правонарушений.