В данной статье описываются современные игровые технологии, используемые в дошкольном образовании, как методы активного развития познавательных процессов дошкольников. Основная идея работы заключается в том, чтобы показать, как игровая технология способствует реализации основных принципов развития дошкольников, при котором происходит качественное изменение личности обучаемого. Игровые технологии тесно вязаны со всеми сферами образовательной и воспитательной деятельности ДОУ, они способствуют повышению уровня педагогической деятельности, реализуя основные образовательные задачи. Благодаря проблемам, которые решаются в результате применения игровой технологии, дети приобретают новые качества, учатся управлять своим поведением, становятся более гибкими в общении. Все это говорит о повышении уровня образовательного процесса.
Ключевые слова: игра, технология, педагогическая технология, игровая технология, робототехника, конструирование, квест.
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.
В. А. Сухомлинский [6]
Дошкольное детство, уникальное время в развитии человечества, так как именно в детстве закладывается основной фундамент для дальнейшего развития личности. В дошкольном возрасте дети впитывают любую информацию, как губки, получают огромный багаж знаний и первичных представлений об окружающем мире. Всем известно, что одной из ведущих и важнейших видов познавательной деятельности в дошкольном возрасте является игра. Этот вид деятельности, если он правильно организован, способствует эффективному обучению детей.
В связи с тем, что прогресс не стоит на месте, все сферы жизни подвергаются изменениям, в том числе и система обучения. Поэтому в данный момент актуально рассматривать именно современные игровые технологии, которые внедряются в систему дошкольного образования, в соответствии с новыми требованиями и изменениями условий существования в обществе. С введением Федерального Государственного Образовательного Стандарта, дошкольное образование стало первой ступенью в системе образования. Ранее в ДОУ проводились занятия в формате уроков с использованием игровых элементов. Сегодня ведущим видом деятельности является игра, точнее комплекс игровых упражнений, которые тесно переплетаются в зависимости от темы. Такие комплексы упражнений называются игровыми технологиями. Что такое игровая технология? Как и любая технология, игровая технология, представляет собой процесс обучения, при котором происходит качественное изменение в развитии обучаемого. Необходимость использовать игровые технологии в воспитательном и образовательном процессе детского сада обосновывается следующими причинами:
1) Наличие социального заказа (родители, требования ФГОС, особенности региональной системы образования)
2) Направления работы образовательного учреждения (особенности программы, приоритетные направления работы ДОУ)
Игровые технологии — это формы взаимодействия педагогов и детей через различные виды игр (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные), но при этом, они объединены в конкретный процесс обучения. Целью игровых технологий является создание условий для полноценной мотивационной основы при обучении и развитии дошкольников, в зависимости от их индивидуальных возможностей. Главное отличие игровой технологии от обычной игры — это четко поставленная цель обучения и соответствующие методы для ее решения.
В нашем детском саду № 47 г Белгород активно применяются современные игровые технологии, а также идет постоянное внедрение инновационных технологий. Основная задача педагогов — определиться с формами и методами организации педагогической деятельности, подобрать оптимальные игровые технологии в соответствии с целями образовательной программы. Современные игровые технологии, которые используются в обучающем процессе дошкольников, отличаются тем, что игровые моменты проникают во все виды деятельности детей: трудовую, учебную, повседневную, связанную с выполнением режима дня ДОУ. Игра является неотъемлемой частью в жизни любого дошкольника, поэтому использование игровых технологий способствуют эффективному развитию детей, при этом воспитатель имеет абсолютные возможности влияния на ход развития личности каждого воспитанника. Игровая технология ориентирована на личность каждого воспитанника, на развитие его способностей и в тот же момент помогает реализовывать требования ФГОС. Основная задача использования игровых технологий в обучении дошкольников — это влияние на эмоциональную и мотивационную сферы детей. Т. е. с помощью данных инструментов, педагоги, должны развивать у детей интерес к обучению, а дети выполнять роль заинтересованных учеников. Строится игровая технология как целостная система образовательной деятельности, охватывающая весь учебный процесс единым содержанием и направлением игровых методов. В игровую технологию входят:
– игры и упражнения, способствующие формированию у детей способности к выделению общих признаков предметов, сопоставлению, сравнению:
– игры, направленные на обобщение и выделение определенных признаков;
– игры, способствующие развитию логического мышления, быстроты реакции, фонематического слуха, критичности мышления и мн.др.
Главный компонент игровой технологии — непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Она позволяет воспитателям контролировать процесс обучения каждого ребенка, максимально продуктивно проводить образовательную деятельность и подбирать стратегию игровых действий в зависимости от уровня усвоения нового материала.
В нашем ДОУ очень активно используются следующие современные игровые технологии:
- «Робототехника и ЛЕГО-конструирование».
Данная игровая технология является относительно новой для дошкольного образования, так как начала использоваться как отдельная система обучения совсем недавно. Этот вид деятельности сразу полюбился детям, так как он позволяет творить интересные конструкции, проявлять фантазию. С помощью конструктора дети реализуют выдуманные образы, фантазируют, приобретают такие качества, как любознательность, активность, самостоятельность, умения пользоваться схемами и инструкциями, умение доводить дело до конца и мн.др. С помощью ЛЕГО конструирования воспитатели могут реализовывать исследовательскую и техническую направленности образовательного процесса. Робототехника и ЛЕГО- конструирование очень важные игровые технологии в контексте реализации требований ФГОС, так как объединяют игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, при этом развивая интеллектуальные способности дошкольников. В условиях современного развития мира, использование Робототехники и ЛЕГО-конструирования в дошкольном возрасте является нужным и актуальным направлением, в связи с тем, что сейчас очень активно распространяется технологический процесс в обыденную жизнь любого человека. Робототехника является одной из ведущих областей промышленности и постепенно начинает привлекаться в обслуживающую сферу. Робототехника в образовании позволяет с ранних лет выявить у детей технические способности и способствует их развитию. В ходе игровой деятельности у детей появляется возможность стать строителями, программистами, технологами, архитекторами, творцами, а это способствует не только интеллектуальному развитию детей, но и проявлению начального этапа профориентации дошкольников. Робототехника и ЛЕГО-конструирование в дошкольном учреждении может использоваться не только в образовательной деятельности, но и в свободной игре.
- «Квест- технология»
Еще одной, активно используемой современной технологией в МБДОУ детский сад № 47г. Белгород, является «Квест-технология». Данный метод игровой технологии не является новым, так как дети с давних времен играли в игры, подобные на «Казаки-разбойники», однако, как игровая технология, она начала применяться в образовании после того, как, американский ученый Джордж Берни, предложил назвать подобные игры новым термином «Квесты». С того момента начали сочетать игры и обучение в одно целое мероприятие. Квест-технология — игровая технология, которая сочетает в себе дидактическую задачу, игровой замысел, руководителя, но при этом дети воспринимают ее как игру. Квест является командной технологией, идея которой заключается в повышении у обучающихся знаний, благодаря выполнению дидактических задач. Преимущество данной игровой технологии заключается в том, что дети учатся взаимодействовать в команде, а также происходит саморазвитие и самовоспитание участников игры. Такая форма организации образовательного процесса в игровой форме, способствует развитию познавательных, мыслительных и коммуникативных навыков дошкольников. Еще одним плюсом Квест-технологии является её возможность подстраивания под любую тематику образовательной деятельности. Однако, она требует тщательной подготовки воспитателем как организационных моментов, так и самой реализации игры. «Квест-технология» — это совершенно новый вид игровой технологии, в которой дети целиком и полностью погружаются в происходящие действия, заряжаются положительной энергией и при этом всесторонне развиваются.
Игровые технологии тесно вязаны со всеми сферами образовательной и воспитательной деятельности ДОУ, они способствуют повышению уровня педагогической деятельности, реализуя основные образовательные задачи. Благодаря проблемам, которые решаются в результате применения игровой технологии, дети приобретают новые качества, учатся управлять своим поведением, становятся более гибкими в общении. Все это говорит о повышении уровня образовательного процесса.
Таким образом, стоит отметить, что современные игровые технологии в дошкольном возрасте имеют место быть, как инструмент повышения уровня воспитания и образования дошкольников.
Литература:
- Акулова О. В., Гогоберидзе А. Г. Успех. Совместная деятельность взрослых и детей: основные формы. — М.: Просвещение, 2013.
- Елистратова И. Давай с тобой поиграем. //Мой ребенок/И. Елистратова. — № 11. -2020. -с. 22–30.
- Касаткина Е. И. Игровые технологии в образовательном процессе ДОУ. //Управление ДОУ. — 2012. — № 5.
- Наливкина, Ю. М. Игровые инновационные технологии в ДОО / Ю. М. Наливкина. — Текст: непосредственный // Инновационные педагогические технологии: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 71–73.
- Пидкасистый П. И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в обучении и развитии. М.: Росс. пед. агентство, 2010.
- Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. — Киев: Радянська школа,1974. — 288с