В данной статье рассматривается тревожность подростков с задержкой психического развития в современных условиях образовательной среде. Проблема тревожности весьма актуальна в наши дни. Много факторов: социальные и индивидуальные, приводят к тому, что в подростковом возрасте это явление встречается частым. Специфические особенности подростка с задержкой психического развития, как самооценка, уровень притязаний и неустойчивая эмоциональная сфера приводит к дезорганизации личности подростка. Личностное развитие таких подростков в образовательной среде должно создать условия обеспечения безопасного устойчивого развития.
Ключевые слова: задержка психического развития, личность, подросток, тревожность.
This article examines the anxiety of adolescents with mental retardation in the modern educational environment. The problem of anxiety is very relevant these days. Many factors: social and individual, lead to the fact that in adolescence this phenomenon is frequent. The specific features of a teenager with mental retardation, such as self-esteem, the level of claims and an unstable emotional sphere leads to disorganization of the adolescent's personality. The personal development of such adolescents in an educational environment should create conditions for ensuring safe sustainable development.
Keywords: mental retardation, personality, teenager, anxiety.
Интеграция в общество подростка с нарушениями развития приобретает всё более острый вопрос. В настоящее время традиционная система образования являлась дифференцированной и инклюзивной формой. Но появилась тенденция на западные стандарты образования, а особенно специального, объясняется либерализацией и гуманизацией современного образования. Новая форма обучения даёт возможность социально компенсировать дефект (задержкой психического развития), за счёт совместного обучения и воспитания подростков с ограниченными возможностями здоровья в школах общего совместно с нормально развивающими сверстниками.
Согласно мнению А. Г. Асмолова, «тревожность является постоянно или ситуативно проявляемым свойством человека приходить в состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях» [1].
Актуальной проблемой является проблема тревожности, что возникает у учащихся — детей и подростков. Чувство тревожности в подростковом возрасте неизбежно. Однако интенсивность этого переживания не должна превышать индивидуальной для каждого подростка «критической точки», после которой оно начинает оказывать дезорганизующее, а не мобилизующее влияние. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной с социально-психологическими факторами или фактором образовательных программ.
Имеются определенные особенности проявления тревожности подростков с задержкой психического развития. Задержка психического развития — это психолого-педагогическое определение наиболее распространенно в психофизическом развитии. Оно чаще среди встречающихся у детей отклонений. Характеризуется задержка психического развития такими признаками как неустойчивость внимания, низкий уровень вербальной памяти и продуктивности запоминания и отставание в развитии абстрактно-логического мышления, слабость волевых усилий, несамостоятельность и внушаемость, личностная незрелость в целом. Уровень тревожности, соответствующий норме, необходим для эффективного приспособления к действительности. Высокий уровень тревожности — это проявления психического неблагополучия, является субъективным показателем. Возраст 13–14 лет более сложно воспринимается подростками, который связан с пиком эмоциональной напряженности и трактуется Л. С. Выготским (1982) как кризис 13 лет [2]. Тревожные подростки с ЗПР имеют склонность к вредным привычкам невротического характера.
Г. В. Грибанова проводила сравнительное исследование личностных особенностей подростков 13 − 16 лет с задержкой психического развития, в специальной и общей школе. Автор указывает на то, что тревожность у подростков с задержкой психического развития в структуре личности, стоит на третьем месте, в отличие от нормы, обучающихся общей школе, на пятом (из двенадцати позиций) [з]. Подобная тенденция может быть обусловлена спецификой формирования личности у таких подростков, в частности, характерной для них нестабильностью эмоционально-волевой сферы, негативным влиянием социальных факторов, отражающих на фоне низкой учебной деятельности.
И. Ф. Марковская, занимающая проблемами детей с задержкой психического развития, отмечает, что взрослые играют ведущую роль в воспитании и обучении, важный социальный фактор, влияющих на адаптацию таких подростков [4]. Родители и ближайшие взрослые родственники, дающие им эмоциональную поддержку, принимают их полностью и безоговорочно как значимые.Поддержка и одобрение снимают тревожность, уменьшают страхи подростка и укрепляют в нём чувство безопасности и уверенности в себе.
Профилактика тревожности, обеспечение устойчивого развития подростков с задержкой психического развития — это, прежде всего осведомление, важно уметь распознавать и знать признаки тревожности и факторы, способствующие её снижению и преодолению. Для преодоления тревожного состояния подростков важно не только совладать с тревогой и тревожным состоянием (специальная дыхательная гимнастика, упражнения на саморегуляцию и релаксацию), но и помощь специалистов образовательного процесса.
Для обучающихся подростков с задержкой психического развития (с ограниченными возможностями здоровья) разработана адаптированная основная образовательная программа основного общего образования (далее — АООП ООО) разработана с учётом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей подростка конкретной нозологической группы, которой он относится, и обеспечивает освоение содержания образования, коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию [5].
Для оказания психолого-педагогической помощи целевым группам обучающихся (испытывающим трудности в обучении, находящимся в трудной жизненной ситуации, детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся с ОВЗ и (или) инвалидностью, одаренным детям) в школах создается и успешно функционирует служба психолого-педагогического сопровождения, реализуется модель инклюзивного образования. По каждому направлению проводится комплекс мероприятий, реализуется программа сопровождения.
Таким образом, подростки с задержкой психического развития, интегрированные в среду нормально развивающими сверстниками, хорошая база для воспитания, обучения, психологической коррекции, создания оптимальных условий для становления психофизического состояния и предотвращения формирования вторичных дефектов, в развитии таких подростков. А профилактика тревожных состояний и обучения навыкам общения без конфликтов в образовательной среде может быть условием безопасного устойчивого развития. Психологическая устойчивость, адекватная самооценка и хорошее настроение рассматриваются как факторы управления психическими состояниями и как основа безопасного устойчивого развития подростка с задержкой психического развития.
Литература:
- Асмолов А. Г. Психология личности: культурно–историческое понимание развития человека. — М.: Просвещение, 2017. — 300 с.
- Выготский Л. С. Педагогическая психология ∕ Л. С. Выготский, В. В. Давыдов. — М.: АСТ: Астрель, 2010. — 671с.
- Грибанова Г. В. Психологическая характеристика личности подростка с задержкой психического развития. ∕∕ Дефектология. 1986. № 5. — С. 13–20.
- Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. — М.: Компенс — центр, 1993.− 198 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 16.11.23).