Система мониторинга транспортного парка как способ совершенствования энергоэффективности на предприятии | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 21.11.2023

Статья просмотрена: 23 раза

Библиографическое описание:

Гарифуллина, И. О. Система мониторинга транспортного парка как способ совершенствования энергоэффективности на предприятии / И. О. Гарифуллина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 78-81. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108012/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье раскрыта методика проведения анализа при определении место энергоэффективности в деятельности компании. На основании проведенного анализа предложен метод, оптимизирующий энергопотребление.

Ключевые слова: энергоэффективность на транспортных предприятиях составе ВИНК, методы оптимизации, улучшение энергоэффективности, энергоэффективность как стратегия развития компании.

ООО «РН-Транспорт» — ведущий автотранспортный холдинг в рамках ПАО «НК «Роснефть». Компания предлагаем широкий спектр услуг, включая специализированную технику, грузопассажирские и вахтовые перевозки, а также легковые автомобили.

Перед тем, как предложить методы повышения энергоэффективности был проведен анализ транспортного парка в соответствии с предложенным алгоритмом оптимизации.

Провели количественное и качественное исследование, а также оценили эффективность использования ресурсов компании. Возрастной состав автопарка транспортно-технологических участков в нефтегазовой отрасли превышает средний показатель и составляет более 10 лет. Это является распространенным явлением для компаний, где транспортная деятельность не является основной.

В таблице 1 представлен расчет значения индикаторов энергетической безопасности и энергоэффективности компаний.

Таблица 1

Фактические значения индикаторов энергетической безопасности и энергоэффективности компаний

Показатели

2019

2020

2021

Доля энергетической составляющей в себестоимости предоставляемых услуг

33,3

28,6

36.00

Удельная энергоемкость услуг предприятия руб./руб

29,7

28,5

31,7

По результатам расчетов, представленных в таблице 1 можно сделать следующие выводы о динамике индикаторов энергетической безопасности и энергоэффективности нефтяных компаний ООО «РН-Транспорт» за 2019–2021 гг.:

— степень износа основных фондов снижается, что благоприятно отражается на энергетической безопасности и энергоэффективности компаний;

— у компаний коэффициент обновления растет;

— энергоемкость продукции растет и в 2021 г. составила 31,7 руб./руб.

Автопарк состоит примерно на 60 % из технологического транспорта и спецтехники, представленных различными отечественными и зарубежными марками и моделями (см. рисунок 1).

Соотношение грузового, пассажирского транспорта и спецтехники в ООО «РН-Транспорт»

Рис. 1. Соотношение грузового, пассажирского транспорта и спецтехники в ООО «РН-Транспорт»

Из рисунка 1 видно, что основную долю транспорта в нефтегазовой отрасли составляет специальная техника, которая занимается обслуживанием основных технологических процессов предприятий, связанных с бурением, прокладкой магистральных трубопроводов, ремонтом и эксплуатацией объектов нефтегазового комплекса. На рисунке 2 показано процентное соотношение основных видов работ, выполняемых спецтехникой, в структуре.

Структура основных видов работ, выполнимых спецтехникой в процентном соотношении

Рис. 2. Структура основных видов работ, выполнимых спецтехникой в процентном соотношении

При анализе структуры транспортно-технологических участков нефтегазовой отрасли было обнаружено, что в настоящее время в эксплуатации находится практически весь перечень автотранспортных средств: легковые и грузовые автомобили, колесная и гусеничная техника, дорожно-строительные машины и т. д. Это говорит о широком спектре специалистов, занимающихся обслуживанием транспортных участков и имеющих опыт работы с различными типами автотранспорта.

Однако, следует отметить, что численность персонала на этих участках невелика — всего 6 человек на 34 единицы техники.

Оптимизация численности транспортных средств и персонала была проведена в 2013 году.

Развитие энергоэффективности является одной из стратегических задач компании.

На основании проведенного анализа для улучшения энергоэффективности предлагаем внедрить систему мониторинга транспорта — т. е. приобретение программного обеспечения, что относиться к 3 типу позиционированию — «Содействовать достижению стратегических целей развития предприятия».

Основные задачи мониторинга транспорта:

1) Обеспечение круглосуточного контроля за местоположением транспортных средств и спецтехники.

2) Снижение реального и «накрученного» пробега автотранспорта.

3) Контроль работы дополнительного оборудования на транспортных средствах, таких как рефрижераторные установки, двигатель, краны, бетонные насосы, топливозаправщики и другие.

4) Предотвращение нецелевого расходования топлива.

Просто установка GPS трекеров или ГЛОНАСС GPS терминалов на автотранспорт и подключение системы мониторинга недостаточно. Для эффективного функционирования системы транспортного мониторинга необходимо также грамотное административное управление автопарком.

Основные преимущества эффективного использования автопарка с применением системы мониторинга транспорта:

— Контроль и учет расхода топлива, что позволяет оптимизировать его использование.

— Исключение возможности слива топлива, что предотвращает незаконные действия и убытки для компании.

— Предотвращение нецелевого использования транспорта и «левых» рейсов, что позволяет сэкономить ресурсы и улучшить эффективность работы.

— Предотвращение манипуляций с километражем, что обеспечивает точность данных и предотвращает мошеннические действия.

— Мониторинг отклонений от заданного маршрута, что позволяет контролировать выполнение задач и обеспечивает безопасность грузов и пассажиров.

— Контроль соблюдения скоростного режима, что способствует безопасности на дороге и снижает риски возникновения ДТП.

— Минимизация времени простоя автотранспорта, что позволяет увеличить его использование и сэкономить ресурсы.

— Возможность информирования водителя о пробках и маршрутах объездов, что способствует оптимальному выбору маршрута и экономии времени.

— Рациональное составление маршрутов с учетом пробок, что помогает сократить время в пути и повысить эффективность доставки.

Факторы, способствующие повышению качества транспортных услуг и объема перевозок, включают в себя рациональные маршруты, мониторинг текущего расположения транспорта в режиме онлайн для принятия оперативных решений, оперативную реакцию как на рабочие, так и на нештатные ситуации, а также повышение дисциплинированности персонала. Система мониторинга транспорта, которая позволяет наглядно отображать транспортные средства и статистику передвижений, учитывая дорожную обстановку и другие факторы, помогает составлять рациональные маршруты и оперативно реагировать на различные ситуации.

После тщательного анализа была выбрана система Gelios для удовлетворения всех требований компании. Это решение обусловлено наличием демонстрационной версии, мобильного приложения и веб-версии системы, а также открытым API, поддержкой стороннего телеметрического оборудования и круглосуточной технической поддержкой. Кроме того, система Gelios имеет самую низкую стоимость владения. После выбора системы был проведен расчет и анализ затрат на ее содержание и эксплуатацию.

Таблица 2

Затраты на проект

Статьи

Сумма, тыс. руб

Структура, %

Фонд оплаты труда

73320,5

26,7

Отчисления на социальные нужды

19063,5

7

Автомобильное топливо

116151

42,3

Смазочные материалы

23230,2

8,5

Затраты на восстановление шин

9078

3,3

Затраты на ТО и Р

3698,5

1,3

Амортизационные отчисления

20000

7,3

Налоги

5632

2,05

Прочие расходы

4475

1,7

Итого

274648,7

100 %

Капитальные вложения

Приемники /GPS онлайн

2716000

19,8

Авто GSM-лайт

644000

4,7

ПК (сервер)

148000

75,5 %

Итого

3508000

100 %

Текущие затраты на обслуживание

Сотовая связь

1680000

97,4

Выделенная сеть (в мес)

45600

2,6

Итого

1725600

100 %

Внедрение системы мониторинга направлено на снижение издержек, особенно в области расхода топлива. Опыт показывает, что внедрение такой системы может снизить норму расхода топлива на 7–15 процентов для автопарков, состоящих из более чем 200 транспортных средств. Это достигается путем контроля за транспортными средствами на линии и повышения ответственности водителей. При расчете использован минимальный показатель в 7 %.

Снижение затрат на топливо позволит сократить долю энергетической составляющей в себестоимости продукции.

Показатели

До предложенного мероприятия

После предложенного мероприятия

Изменение

Доля энергетической составляющей в себестоимости продукции

36,00

33,48

7 %

Внедрение результатов проекта позволит сэкономить на использовании топлива 8130570 руб. в год, а система окупить себя за 7 месяцев. При этом доля энергетической составляющей в себестоимости продукции сократиться на 7 %.

Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности внедрения предложенных мероприятий.

Литература:

  1. Белый О. В., Баринова Л. Д., Забалканская Л. Э. Проблемы и перспективы применения альтернативных источников энергии для автомобильного транспорта. // Транспорт: наука, техника, управления. М. ВИНИТИ, 2018. № 3, с.5–14.
  2. Болдырев Е. С. Анализ эффективности организационных структур нефтегазодобывающих предприятий и совершенствование процесса их изменения [Текст] / Е. С. Болдырев // Уфа: БашНИПИнефть — 2012. — С.188–197. — 0,8 п.л.
  3. Буренина И. В., Бирюкова В. В., Евтушенко Е. В., Котов Д. В., Абуталипова Е. М., Авренюк А. Н. Программа повышения эффективности нефтегазодобывающего производства // Нефтяное хозяйство. — 2017. — № 2. — С. 13–17
  4. Грязнова А. Г. Основы менеджмента: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / А. Г. Грязнова, А. Ф. Джинджолия. — Москва: Экономист, 2008. — 427 с.
Основные термины (генерируются автоматически): GPS, энергетическая безопасность, нефтегазовая отрасль, себестоимость продукции, система мониторинга транспорта, энергоэффективность компаний, API, основной вид работ, предложенное мероприятие, процентное соотношение.


Ключевые слова

методы оптимизации, энергоэффективность на транспортных предприятиях составе ВИНК, улучшение энергоэффективности, энергоэффективность как стратегия развития компании

Похожие статьи

Организация анализа рисков предприятия ООО «Альянс»

В статье представлена методика анализа рисков текстильного предприятия ООО «Альянс», направленная на повышение антикризисного управления экономического субъекта в отрасли.

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

Энергосбережение в Узбекистане

В статье рассмотрены определения понятий «экономия энергии», «совершенствование энергосбережения», «стратегия развития». Проанализированы статистическую информацию относительно деятельности предприятий сферы услуг и предложения пути их развития.

Предпроектный анализ процесса распределения горячей воды для мониторинга потерь горячей воды

В статье авторы приводят результаты предпроектных исследований бизнес-процессов компании по распределению горячей воды с целью разработки информационно-аналитической системы.

Матричная модель расчета оптимального объема производства для строительного предприятия

В статье автор приводит математическую модель, которая позволит выбрать оптимальный с точки зрения максимизации прибыли вариант производства и реализации продукции.

Анализ рисков в определении эффективности инвестиционного проекта

В работе приведены методы оценки рисков, связанных с инвестиционными проектами в сфере модернизации предприятий и производств. В том числе, составлен алгоритм оценки рисков, а также рассмотрена методика трехточечной оценки.

Оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов при внедрении информационных систем

Рассматривается актуальная задача оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов на современном предприятии. В работе предложена нелинейная модель оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов при внедрении информационных систем. В модели ...

Совершенствование системы организационно-технологических решений при строительстве школ с применением энергоэффективных технологий

В статье автор проводит анализ существующих методов повышения энергоэффективности зданий и пытается выявить факторы, мешающие их внедрению. Автор предлагает пути решения проблемы по повышению энергоэффективности школ.

Модели развития легкой промышленности через модернизацию учетно-информационного обеспечения промышленных предприятий

В статье исследуются информационные инструменты моделирования развития легкой промышленности на основе модернизации обеспечения промышленных предприятий. Дана оценка влияния инноваций на направления эффективного развития промышленного сектора экономи...

Оценка качества менеджмента ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы качества менеджмента на предприятиях РФ, доказана важность оценки качества менеджмента для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к оценке качества менеджмента в компании. Представлены резуль...

Похожие статьи

Организация анализа рисков предприятия ООО «Альянс»

В статье представлена методика анализа рисков текстильного предприятия ООО «Альянс», направленная на повышение антикризисного управления экономического субъекта в отрасли.

Эффективное управление стоимостью компании

В настоящей статье проанализированы составляющие эффективного управления стоимостью бизнеса. Выявлены пять слагаемых управления, проанализирован опыт зарубежных компаний. На основании исследования разработаны пути совершенствования управления стоимос...

Энергосбережение в Узбекистане

В статье рассмотрены определения понятий «экономия энергии», «совершенствование энергосбережения», «стратегия развития». Проанализированы статистическую информацию относительно деятельности предприятий сферы услуг и предложения пути их развития.

Предпроектный анализ процесса распределения горячей воды для мониторинга потерь горячей воды

В статье авторы приводят результаты предпроектных исследований бизнес-процессов компании по распределению горячей воды с целью разработки информационно-аналитической системы.

Матричная модель расчета оптимального объема производства для строительного предприятия

В статье автор приводит математическую модель, которая позволит выбрать оптимальный с точки зрения максимизации прибыли вариант производства и реализации продукции.

Анализ рисков в определении эффективности инвестиционного проекта

В работе приведены методы оценки рисков, связанных с инвестиционными проектами в сфере модернизации предприятий и производств. В том числе, составлен алгоритм оценки рисков, а также рассмотрена методика трехточечной оценки.

Оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов при внедрении информационных систем

Рассматривается актуальная задача оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов на современном предприятии. В работе предложена нелинейная модель оценки эффективности автоматизации бизнес-процессов при внедрении информационных систем. В модели ...

Совершенствование системы организационно-технологических решений при строительстве школ с применением энергоэффективных технологий

В статье автор проводит анализ существующих методов повышения энергоэффективности зданий и пытается выявить факторы, мешающие их внедрению. Автор предлагает пути решения проблемы по повышению энергоэффективности школ.

Модели развития легкой промышленности через модернизацию учетно-информационного обеспечения промышленных предприятий

В статье исследуются информационные инструменты моделирования развития легкой промышленности на основе модернизации обеспечения промышленных предприятий. Дана оценка влияния инноваций на направления эффективного развития промышленного сектора экономи...

Оценка качества менеджмента ООО «Красотинское»

В статье обоснована актуальность проблемы качества менеджмента на предприятиях РФ, доказана важность оценки качества менеджмента для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к оценке качества менеджмента в компании. Представлены резуль...

Задать вопрос