В статье раскрыта методика проведения анализа при определении место энергоэффективности в деятельности компании. На основании проведенного анализа предложен метод, оптимизирующий энергопотребление.
Ключевые слова: энергоэффективность на транспортных предприятиях составе ВИНК, методы оптимизации, улучшение энергоэффективности, энергоэффективность как стратегия развития компании.
ООО «РН-Транспорт» — ведущий автотранспортный холдинг в рамках ПАО «НК «Роснефть». Компания предлагаем широкий спектр услуг, включая специализированную технику, грузопассажирские и вахтовые перевозки, а также легковые автомобили.
Перед тем, как предложить методы повышения энергоэффективности был проведен анализ транспортного парка в соответствии с предложенным алгоритмом оптимизации.
Провели количественное и качественное исследование, а также оценили эффективность использования ресурсов компании. Возрастной состав автопарка транспортно-технологических участков в нефтегазовой отрасли превышает средний показатель и составляет более 10 лет. Это является распространенным явлением для компаний, где транспортная деятельность не является основной.
В таблице 1 представлен расчет значения индикаторов энергетической безопасности и энергоэффективности компаний.
Таблица 1
Фактические значения индикаторов энергетической безопасности и энергоэффективности компаний
Показатели |
2019 |
2020 |
2021 |
Доля энергетической составляющей в себестоимости предоставляемых услуг |
33,3 |
28,6 |
36.00 |
Удельная энергоемкость услуг предприятия руб./руб |
29,7 |
28,5 |
31,7 |
По результатам расчетов, представленных в таблице 1 можно сделать следующие выводы о динамике индикаторов энергетической безопасности и энергоэффективности нефтяных компаний ООО «РН-Транспорт» за 2019–2021 гг.:
— степень износа основных фондов снижается, что благоприятно отражается на энергетической безопасности и энергоэффективности компаний;
— у компаний коэффициент обновления растет;
— энергоемкость продукции растет и в 2021 г. составила 31,7 руб./руб.
Автопарк состоит примерно на 60 % из технологического транспорта и спецтехники, представленных различными отечественными и зарубежными марками и моделями (см. рисунок 1).
Рис. 1. Соотношение грузового, пассажирского транспорта и спецтехники в ООО «РН-Транспорт»
Из рисунка 1 видно, что основную долю транспорта в нефтегазовой отрасли составляет специальная техника, которая занимается обслуживанием основных технологических процессов предприятий, связанных с бурением, прокладкой магистральных трубопроводов, ремонтом и эксплуатацией объектов нефтегазового комплекса. На рисунке 2 показано процентное соотношение основных видов работ, выполняемых спецтехникой, в структуре.
Рис. 2. Структура основных видов работ, выполнимых спецтехникой в процентном соотношении
При анализе структуры транспортно-технологических участков нефтегазовой отрасли было обнаружено, что в настоящее время в эксплуатации находится практически весь перечень автотранспортных средств: легковые и грузовые автомобили, колесная и гусеничная техника, дорожно-строительные машины и т. д. Это говорит о широком спектре специалистов, занимающихся обслуживанием транспортных участков и имеющих опыт работы с различными типами автотранспорта.
Однако, следует отметить, что численность персонала на этих участках невелика — всего 6 человек на 34 единицы техники.
Оптимизация численности транспортных средств и персонала была проведена в 2013 году.
Развитие энергоэффективности является одной из стратегических задач компании.
На основании проведенного анализа для улучшения энергоэффективности предлагаем внедрить систему мониторинга транспорта — т. е. приобретение программного обеспечения, что относиться к 3 типу позиционированию — «Содействовать достижению стратегических целей развития предприятия».
Основные задачи мониторинга транспорта:
1) Обеспечение круглосуточного контроля за местоположением транспортных средств и спецтехники.
2) Снижение реального и «накрученного» пробега автотранспорта.
3) Контроль работы дополнительного оборудования на транспортных средствах, таких как рефрижераторные установки, двигатель, краны, бетонные насосы, топливозаправщики и другие.
4) Предотвращение нецелевого расходования топлива.
Просто установка GPS трекеров или ГЛОНАСС GPS терминалов на автотранспорт и подключение системы мониторинга недостаточно. Для эффективного функционирования системы транспортного мониторинга необходимо также грамотное административное управление автопарком.
Основные преимущества эффективного использования автопарка с применением системы мониторинга транспорта:
— Контроль и учет расхода топлива, что позволяет оптимизировать его использование.
— Исключение возможности слива топлива, что предотвращает незаконные действия и убытки для компании.
— Предотвращение нецелевого использования транспорта и «левых» рейсов, что позволяет сэкономить ресурсы и улучшить эффективность работы.
— Предотвращение манипуляций с километражем, что обеспечивает точность данных и предотвращает мошеннические действия.
— Мониторинг отклонений от заданного маршрута, что позволяет контролировать выполнение задач и обеспечивает безопасность грузов и пассажиров.
— Контроль соблюдения скоростного режима, что способствует безопасности на дороге и снижает риски возникновения ДТП.
— Минимизация времени простоя автотранспорта, что позволяет увеличить его использование и сэкономить ресурсы.
— Возможность информирования водителя о пробках и маршрутах объездов, что способствует оптимальному выбору маршрута и экономии времени.
— Рациональное составление маршрутов с учетом пробок, что помогает сократить время в пути и повысить эффективность доставки.
Факторы, способствующие повышению качества транспортных услуг и объема перевозок, включают в себя рациональные маршруты, мониторинг текущего расположения транспорта в режиме онлайн для принятия оперативных решений, оперативную реакцию как на рабочие, так и на нештатные ситуации, а также повышение дисциплинированности персонала. Система мониторинга транспорта, которая позволяет наглядно отображать транспортные средства и статистику передвижений, учитывая дорожную обстановку и другие факторы, помогает составлять рациональные маршруты и оперативно реагировать на различные ситуации.
После тщательного анализа была выбрана система Gelios для удовлетворения всех требований компании. Это решение обусловлено наличием демонстрационной версии, мобильного приложения и веб-версии системы, а также открытым API, поддержкой стороннего телеметрического оборудования и круглосуточной технической поддержкой. Кроме того, система Gelios имеет самую низкую стоимость владения. После выбора системы был проведен расчет и анализ затрат на ее содержание и эксплуатацию.
Таблица 2
Затраты на проект
Статьи |
Сумма, тыс. руб |
Структура, % |
Фонд оплаты труда |
73320,5 |
26,7 |
Отчисления на социальные нужды |
19063,5 |
7 |
Автомобильное топливо |
116151 |
42,3 |
Смазочные материалы |
23230,2 |
8,5 |
Затраты на восстановление шин |
9078 |
3,3 |
Затраты на ТО и Р |
3698,5 |
1,3 |
Амортизационные отчисления |
20000 |
7,3 |
Налоги |
5632 |
2,05 |
Прочие расходы |
4475 |
1,7 |
Итого |
274648,7 |
100 % |
Капитальные вложения |
||
Приемники /GPS онлайн |
2716000 |
19,8 |
Авто GSM-лайт |
644000 |
4,7 |
ПК (сервер) |
148000 |
75,5 % |
Итого |
3508000 |
100 % |
Текущие затраты на обслуживание |
||
Сотовая связь |
1680000 |
97,4 |
Выделенная сеть (в мес) |
45600 |
2,6 |
Итого |
1725600 |
100 % |
Внедрение системы мониторинга направлено на снижение издержек, особенно в области расхода топлива. Опыт показывает, что внедрение такой системы может снизить норму расхода топлива на 7–15 процентов для автопарков, состоящих из более чем 200 транспортных средств. Это достигается путем контроля за транспортными средствами на линии и повышения ответственности водителей. При расчете использован минимальный показатель в 7 %.
Снижение затрат на топливо позволит сократить долю энергетической составляющей в себестоимости продукции.
Показатели |
До предложенного мероприятия |
После предложенного мероприятия |
Изменение |
Доля энергетической составляющей в себестоимости продукции |
36,00 |
33,48 |
7 % |
Внедрение результатов проекта позволит сэкономить на использовании топлива 8130570 руб. в год, а система окупить себя за 7 месяцев. При этом доля энергетической составляющей в себестоимости продукции сократиться на 7 %.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности внедрения предложенных мероприятий.
Литература:
- Белый О. В., Баринова Л. Д., Забалканская Л. Э. Проблемы и перспективы применения альтернативных источников энергии для автомобильного транспорта. // Транспорт: наука, техника, управления. М. ВИНИТИ, 2018. № 3, с.5–14.
- Болдырев Е. С. Анализ эффективности организационных структур нефтегазодобывающих предприятий и совершенствование процесса их изменения [Текст] / Е. С. Болдырев // Уфа: БашНИПИнефть — 2012. — С.188–197. — 0,8 п.л.
- Буренина И. В., Бирюкова В. В., Евтушенко Е. В., Котов Д. В., Абуталипова Е. М., Авренюк А. Н. Программа повышения эффективности нефтегазодобывающего производства // Нефтяное хозяйство. — 2017. — № 2. — С. 13–17
- Грязнова А. Г. Основы менеджмента: учебное пособие по специальности «Менеджмент организации» / А. Г. Грязнова, А. Ф. Джинджолия. — Москва: Экономист, 2008. — 427 с.