В статье автор исследует основные признаки и характеристики договора подряда.
Ключевые слова: договоры подряда для государственных нужд, муниципальный контракт, государственный контракт.
Договор подряда для государственных нужд является видом договора подряда. В соответствии с ч. 2 ст. 763 ГК РФ по государственному или муниципальному контракту на выполнение подрядных работ для государственных или муниципальных нужд (далее — государственный или муниципальный контракт) подрядчик обязуется выполнить строительные, проектные и другие связанные со строительством и ремонтом объектов производственного и непроизводственного характера работы и передать их государственному или муниципальному заказчику, а государственный или муниципальный заказчик обязуется принять выполненные работы и оплатить их или обеспечить их оплату. Договор подряда для государственных нужд заключается форме государственного или муниципального контракта.
Сторонами договора подряда являются подрядчик и заказчик. Подрядчик выполняет определенную работу по заданию заказчика и получает за это вознаграждение, а заказчик получает необходимый ему результат в виде определенной вещи и соответственно оплачивает работу подрядчика. Права и обязанности сторон в договоре подряда являются встречными: обязанность заказчика выполнить работу в соответствии с условиями договора соответствует праву требования заказчика о качественном выполнении работы. Праву подрядчика на вознаграждение соответствует обязанность заказчика выплатить его. Однако у сторон имеются права и обязанности характерные только для них. Так подрядчик имеет право привлечь к работе субподрядчика, и обязан предупредить заказчика об изменении обстоятельств, влияющих на выполнение работы. Заказчик в свою очередь имеет право проверять ход выполнения работы подрядчиком и обязан уведомить его об обнаруженных в работе недостатках.
В договоре подряда для государственных нужд на стороне подрядчика может выступать юридическое или физическое лицо.
По государственному контракту государственными заказчиками могут выступать государственные органы (в том числе органы государственной власти), органы управления государственными внебюджетными фондами, а также казенные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
По муниципальному контракту муниципальными заказчиками могут выступать органы местного самоуправления, а также иные получатели средств местных бюджетов при размещении заказов на выполнение подрядных работ за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.
Необходимо учитывать, что контракт может заключаться как для исполнения государственных так и муниципальных нужд. То есть выделяется государственный или муниципальный контракт, в зависимости от того, выступают ли заказчиком органы государственной власти или местного самоуправления. «Практически всю историю развития правового регулирования подрядных торгов в Российском государстве отношения между казной и частными лицами оформлялись законодателем в виде государственного контракта. Данная мера обусловлена двумя факторами:
— особенностями правового положения сторон государственного контракта: государственный орган и частное лицо изначально находятся в неравном правовом положении, в связи с чем и необходимо особое законодательное регулирование;
— особым правовым регулированием правоотношений, сочетающим в себе как нормы публичного, так и нормы частного права»[1].
Подряд для государственных нужд представляет собой выполнение работ на основе государственного или муниципального контракта. Особенностями указанного договора является то, что заказчиком выступают государственные или муниципальные органы, а цель работы — выполнение определенных государственных или муниципальных нужд. «Смысл выделения среди отдельных видов договора подряда государственного (муниципального) контракта на выполнение подрядных работ для государственных (муниципальных) нужд «состоит в том, что для достаточно четко обозначенной области отношений, связанной с удовлетворением общих для государства как такового потребностей, создается особый правовой режим»[2].
Государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и о стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
Порядок заключения государственного или муниципального контракта обладает существенными особенностями и регламентируется по нормам для заключения контракта на поставку для государственных нужд.
В соответствии с ч. 1 ст. 527 ГК РФ государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Государственный или муниципальный контракт заключается на основе заказа на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, размещаемого в порядке, предусмотренном законодательством о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Контракт заключается путем разработки государственным заказчиком проекта контракта и его подписания другой стороной. Возможно урегулирование возникших между сторонами разногласий путем рассмотрения протокола разногласий.
Договор подряда для государственных нужд выступает разновидностью договора подряда. То есть он обладает общими признаками договора подряда, а именно заключается с целью исполнения работы и получения определенного материального результата. Но, при этом, особой целью заключения и исполнения договора подряда является исполнение государственных или муниципальных нужд. В законе не расшифровывается это понятие, однако под государственными нуждами понимают определенные потребности государства в товарах, работах, услугах. Эти потребности связаны с обеспечением функционирования государственного аппарата и с обеспечением исполнения им государственных функций в сфере обороны экономики, социальной сфере и пр.
Литература:
1. Куличев Р. Б. Правовое регулирование подрядных работ для государственных нужд. М.2016. С.12.
2. Гражданское право: учебник: в 3 томах / И. А. Андреев, И. З. Аюшеева, А. С. Васильев и др.; под ред. С. А. Степанова. М.2019. С.218.