Статья посвящена изучению становления самосознания в младшем подростковом возрасте. Развитие самосознания — это один из уникальных и специфических этапов подросткового возраста, поскольку данный период жизни человека является сенситивным периодом формирования и развития высших форм сознания, склонностей, чувств и отношений личности, при котором наблюдается колоссальная трансформация индивидуальности, связанная со становлением целостного «Я–образа», достижением осознания себя в данном мире и адекватное его отражение. Цель статьи заключается в выявлении степени сформированности структурных компонентов самосознания личности в младшем подростковом возрасте.
Ключевые слова: младший подростковый возраст, самосознание, самопознание, самоотношение, стили саморегуляции.
Методологической базой для исследования стали работы опытных исследователей в области самосознания личности (И. С. Кона [10], С. Л. Рубинштейна [15], И. И. Чесноковой [19], Э. Х. Эриксона [20], Л. С. Выготского [5], Б. Г. Ананьева [1] и др.) и современных ученых, в настоящее время развивающих теорию становления и формирования самосознания личности (Н. И. Сарджвеладзе [16], Л. М. Ондар [11] и др.). Эмпирической базой исследования послужили учащиеся младшего подросткового возраста в количестве 52 человек, которые были отобраны по возрастной периодизации, сформулированной Д.Б Элькониным: 52 человека — испытуемые возраста 14–15 лет. Выборка независимая — ученики МБОУ «СОШ № 16» Чистопольского муниципального района Республики Татарстан. Для реализации выдвинутой цели были использованы следующие методы, адекватные проблеме исследования: теоретический анализ литературных источников; метод качественного контент-анализа эссе подростков с реализацией расчета коэффициента Яниса (С).
Структурные компоненты самосознания учащихся младшего подросткового возраста находятся на невысоком уровне их становления, что соответствует недостаточной степени развития их самопознания, слабой сформированностью структуры самоотношения и ограниченным владением стилей саморегуляции собственного поведения.
В рамках анализа особенностей генезиса рассматриваемого феномена в единстве самопознания, эмоционально-ценностного отношения личности к себе и саморегуляции, т. е. когнитивной, аффективной и поведенческой сторон, следует отметить положения И. И. Чесноковой [19], которая рассматривала совершенствование самосознания с развитием способности личности «бережно» сопоставлять получаемые извне данные с уже имеющимися знаниями и опытом, что сопровождается модифицированием методов исследования личностью собственной индивидуальности, формированием устойчивого отношения к себе, совершенствованием возможности планирования личностью целенаправленных самоизменений, основным механизмом саморегулирования поведения которой становится самооценка.
Младшие подростки обладают низким уровнем сформированности структуры самосознания, что определяется невысокой степенью развития их познавательной, эмоционально–ценностной и регуляторной сфер самосознания, ограниченность на данном уровне возрастного развития становления которых способствует тому, что личность не способна увидеть себя во всей многогранности индивидуальных особенностей, осознать собственную сущность и место в системе многочисленных общественных связей.
В психологической науке проблема самосознания человека занимает одно из ведущих мест. Так, анализ характеристик самосознания подростков представлен в трудах ряда отечественных (Л. С. Выготский [5], С. Л. Рубинштейн [15], Б. Г. Ананьев [1], Л. И. Божович [2], И. С. Кон [10], Т. В. Драгунова [7], И. И. Чеснокова [19] и зарубежных (С. Холл [18] У. Джеймс [6], Э. Эриксон [20], М. Кле [9]) ученых. Исследователи отмечают, что каждая ступень в развитии самосознания характеризуется свойственным только ей своеобразием способов познания собственных начал, способностью к реализации нового уровня самооценки и саморегуляции деятельности и поведения. В статье Трунова Д. «Этапы и стратегии самопознания» [17] автором отмечается, что самопознание в своем развитии проходит ряд этапов, описанных ниже.
- Первичное самопознание, предполагающее доверчивое восприятие и впитывание в себя мнений о личности других людей.
- Кризис первичного самопознания — кризис подросткового возраста, характеризующийся столкновением в структуре личности подростка собственных мнений и мнений других людей, которые могут отличаться как по структуре, так и в целом — быть совершенно противоположными, что способствует возникновению в сознании индивида острых противоречий идеализированных представлений и реальной действительностью.
- Вторичное самопознание, в рамках которого осуществляется качественное изменение привычных представлений личности о себе, способствующее образованию активного самопознания.
Наряду с познавательной стороной самосознания существуют еще два компонента — оценочный и поведенческий. Таким образом, для личности важно не только осознание особенностей ее индивидуальности, но и степень значимости уникальности структуры ее личности в рамках реализации ею собственного потенциала.
Эмоционально-ценностное отношение к себе
В результате осознания собственной индивидуальности подросток задумывается о сущности смысла и целей реализуемой активности, что отражается в структуре целостной личностной системы «самоотношение», определяемой актуальными жизненными отношениями субъекта к отличительным особенностям своей личности [4], в состав которых включаются следующие элементы — симпатия, самооценка, самопринятие, любовь к себе, самообвинение, эмоциональная психологическая реакция на состояние комфорта или дискомфорта — чувство расположения, испытываемая наедине со своим «Я», самоуверенность, самоуважение и недовольство собой [12].
Оценочный компонент самосознания определяется содержанием познавательного (самооценка как важное личностное образование, принимающее участие в регуляции личностью собственной активности [8]), аффективного (наличие имеющихся знаний личности о себе и проявление ею аутосимпатии, самодоверия к проявлениям собственной уникальности) и поведенческого компонентов (внутренние действия по отношению к себе — самопоследовательность, доброта к себе, самосогласие, самообвинение, самоконтроль и самопредставление) в структуре целостного устойчивого отношения личности к себе [16], которые включают в себя основные процессы становления самосознания личности на основании положительного фона отношений подростка к своей индивидуальности.
Саморегулирование поведения
Исходя из положений Д. Б. Петровой [13], на протяжении подросткового возраста наблюдается положительная динамика уровня самонаблюдения, что свидетельствует о совершенствовании уровня осознанности и осмысления личностью ее деятельности, расширении поля основных применяемых в рамках ее активности основных стилей и механизмов саморегуляции [18]. Личностная саморегуляция характеризуется ведущими показателями активности: открытостью индивида во взаимоотношении с самим собой, осознанностью планирования и реализации целей, адекватностью и корректностью выставляемых оценок протекающих в сознании человека процессов и получаемых продуктов деятельности.
В рамках реализации данного исследования младшим подросткам было предложено задание написать эссе на тему «Я и моя ошибка», где им необходимо было отразить встречу с трудной ситуацией, которую не получилось разрешить, и показать какие последствия и решения за этим последовали.
Наряду с сформулированной целью были определены следующие задачи контент-анализа:
- Определить центральные категории самосознания и их подкатегории;
- Оценить уровень сформированности конкретных структурных элементов рассматриваемого феномена у испытуемых младшего подросткового возраста.
Выдвинутые выше концепции структуры самосознания позволили вычленить основные категории самосознания и их подкатегории. С помощью контент-анализа фиксировалось содержание и частота законченных по смыслу высказываний и рассуждений, использованных в текстах сочинений подростков, отражающих уровень формирования в структуре их личности того или иного элемента самосознания.
На основании анализа сочинений в таблице 1 отразим частоту встречаемости категорий контент-анализа и значение коэффициента Яниса в самоотчетах младших подростков.
Таблица 1
Частота встречаемости категорий контент-анализа и значение коэффициента Яниса
№ п/п |
Категория |
Всего единиц конкретной направленности (+/–) |
Коэффициент Яниса |
|
+ |
– |
C |
||
Самопознание |
||||
1 |
Кризис первичного самопознания |
74 |
28 |
0,025 |
2 |
Вторичное самопознание |
10 |
34 |
-0,019 |
Эмоциональный компонент |
||||
Самоуважение |
||||
1 |
Самоуверенность |
52 |
13 |
0,023 |
2 |
Саморуководство |
28 |
38 |
-0,044 |
3 |
Отраженное самоотношение |
36 |
30 |
0,002 |
4 |
Социальная желательность «Я» |
17 |
44 |
-0,039 |
Аутосимпатия |
||||
1 |
Самопринятие |
32 |
38 |
-0,048 |
2 |
Самоценность |
28 |
48 |
-0,062 |
3 |
Самопривязанность |
20 |
54 |
-0,057 |
Самоуничижение |
||||
1 |
Внутренняя конфликтность |
22 |
44 |
-0,047 |
2 |
Самообвинение |
30 |
52 |
-0,072 |
Саморегулирование поведения |
||||
1 |
Планирование |
26 |
38 |
-0,042 |
2 |
Моделирование |
8 |
28 |
-0,012 |
3 |
Программирование |
12 |
32 |
-0,020 |
4 |
Оценивание результатов |
14 |
54 |
-0,044 |
5 |
Гибкость |
25 |
27 |
-0,025 |
6 |
Самостоятельность |
42 |
52 |
-0,088 |
Исходя из тональности эссе по каждой категории, соотношение их положительной и отрицательной направленностей в значении коэффициента Яниса (С) по каждой категории в младшем подростковом возрасте представлены на рис. 1.
Рис. 1. Значения коэффициента Яниса для каждой представленной подкатегории самосознания младшего подросткового возраста
Так, в младшем подростковом возрасте в большей степени выражены следующие структурные компоненты самосознания — проявление кризиса первичного самопознания (C=0,025); высокий уровень самоуверенности (C=0,023); склонность к самообвинению (С=-0,072); низкий уровень саморуководства (C=-0,044) и самопринятия (С=-0,048); периодическое желание изменить собственное «Я» (C=-0,057); высокий уровень негативных переживаний, вызванных столкновением целей, потребностей и мотивов (С=-0,047); неспособность осуществлять разработку четких и длительных планов деятельности и малая их реалистичность (C=-0,042); низкий уровень самоценности (C=-0,062); отсутствие адекватности выдвинутых оценок в рамках мотивов и действий (C=-0,044) и неспособность самостоятельно реализовывать планирование и организовывать реализацию деятельности по достижению определенного результата (C=-0,088).
Таким образом, на основании полученных данных можно сделать вывод, что в младшем подростковом возрасте личность сталкивается с острыми противоречиями между идеализированными представлениями об окружающем мире и существующей действительностью, что сопровождается тем, что у подростков данной группы возникают мысли, отражающие возникновения конфликта личности с миром «не Я»: «Да, это была большая ошибка с моей стороны, но поняла я об этом, видимо, слишком поздно. Можно ли все вернуть, задавалась я вопросом…», «Как это могло быть ошибкой? Я впервые столкнулась с такой ситуацией и это было провалом всего». Леонтьев А. Н. [14] в своих трудах отмечал, что подростковый возраст характеризуется стремительным расширением поля межличностного взаимодействия, что сопровождается дуальностью данного процесса, где с одной стороны осуществляется формирование единства личности с обществом, а с другой — теряется связь со своей индивидуальностью. Так, действительно, в ходе исследования самосознания младших подростков было получено, что в структуре их личности обнаруживается частое проявление высокого уровня самоуверенности, некоторого непонимания истинного смысла деятельности и ее содержания, что отражается в отсутствии обоснованности принимаемых ею решений и грамотной оценки корректности следующих за определенным действием результатов в рамках реализации индивидом собственного потенциала — «Я был точно уверен в своей правоте», «Я была лучшим вариантом для него. Как такая мелочь могла его оттолкнуть?», «Я ощущаю свои силы», «Я знал решение проблемы лучше ее», «Я точно должна была поступить в этот Лицей, я всегда отлично училась, что со мной произошло в тот момент?», «Я была точно уверена, что смогу это бросить», «Несмотря на то, что я с этим не сталкивался, я был точно уверен в собственных силах, не понимаю, что пошло не так», «Я почему-то был уверен, что мне удастся это сделать лучше», «Если бы я ее не послушал, все бы точно получилось».
В младшем подростковом возрасте в меньшей степени наблюдается наличие у человека определенного личного опыта, в результате которого он научился управлять своими эмоциями и действиями; такой механизм как интернальность в младшем подростковом возрасте выражен слабо, что отражает низкий уровень формирования их субъективного контроля, т. е. личность данной возрастной категории не всегда готова нести ответственность за проявление собственной индивидуальности, что подтверждается следующими высказываниями: «Я не знала, что это так сложно. Если бы это было известно, то я бы не взялась за эту работу», «Как можно обращать на все внимание? Конечно, невозможно все предусмотреть», «Всегда сложно определиться, с чего начать…». Подростки младшей группы нередко проявляют недовольство собственной личностью, в большей степени проявляя в сочинениях разочарованность личностными качествами и прошлым опытом, что отражается в следующих высказываниях: «Меня убивает это в себе», «Ненавижу себя за грубость и резкость», «Я знала как правильно, и решила, как нужно себя вести, но это было очень больно», что обобщается в отсутствие умения личности младшего подросткового возраста слышать себя и выбирать те способы для работы с собой, которые действительно откликаются и более эффективны. Следует отметить, что младшие подростки обладают низким уровнем самопривязанности, оформляя это следующим образом: «Я очень хочу, чтобы это никогда во мне больше не существовало», «Ненавижу себя». Острое желание что-то в себе изменить, соответствовать идеальному представлению о себе в данной группе испытуемых сопровождается внутренними конфликтами, сомнениями, несогласием с собой, тревожно-депрессивными состояниями, связанными с переживанием чувства вины, что отмечается в следующих высказываниях: «Как же мне могло прийти это в голову?», «Я себя совсем не понимаю», «Семь пятниц на неделе», «Не могу найти с собой общий язык», «Такое чувство, что это совсем не мои действия и слова». Личность испытуемых младшего подросткового возраста характеризуются склонностью к самообвинениям и нерешительностью, при этом в стандартных и хорошо знакомых условиях внутренние конфликты не возникают: «Всячески пытаюсь себя успокоить и забыть о таком совсем не свойственном мне поступке», «Конечно, он был уже с этим знаком, а для меня это впервые, мне это точно не по силам», «По моей вине произошла такая ошибка, как мне смотреть им в глаза?». В целом, как отмечается в рамках статьи В. В. Яхиной [21], внутренняя конфликтность характерна для подросткового возраста в силу активного развития самосознания и рефлексии, сопровождаемых множеством противоречий. Кроме того, на основании проведенного анализа выявлено, что в младшем подростковом возрасте наблюдается невысокий уровень развития индивидуальной саморегуляции, включающей показатели «планирование» и «оценка результатов деятельности», а также показатель развития регуляторно-личностных свойств личности — «самостоятельность». Таким образом, у подростков младшей группы потребность в построении четких долгосрочных планов находится на низком уровне, сформулированные программы действий подвержены частым преобразованиям, поставленная цель не всегда полноценно бывает достигнута, а иногда и вовсе не реализуется ввиду отсутствия должного уровня реалистичности. Кроме того, у испытуемых младшего подросткового возраста нередко возникают проблемы в осознании конкретной цели, формулировании определенной программы по ее достижению и определении ресурсов, тождественных ее достижению, причем в динамически меняющейся ситуации испытуемые данной группы часто сталкиваются с некорректным результатами ввиду очевидной отстраненности от самого процесса. Таким образом, в младшем подростковом возрасте наблюдается недостаточно развитый уровень саморегуляции — они не обладают регуляторной самостоятельностью и независимостью, что подтверждается следующими высказываниями: «Не понимаю, почему я всегда ее слушаю и ошибаюсь?», «На протяжении всего это времени я была вынуждена терпеть все это, почему я тогда не приняла решение самостоятельно?», «Терпеть не могу оставаться в таких ситуациях в одиночку», «Мы даже мыслим одинаково, каждое ее слово — это моя мысль», «Не могу настаивать на своем».
Заключение. Анализ теоретической базы исследования и непосредственная его реализации показали, что в младшем подростковом возрасте отмечается невысокий уровень становления когнитивного, эмоционального-ценностного и регуляторного компонентов самосознания. На данном этапе развития личности большая часть подростков сталкивается с кризисом первичного самопознания, определяющим столкновение представлений личности с миром вообще, что, конечно, влияет на восприятие личностью себя в качестве единой, целостной системы, порождая в ней многогранность проявлений внутренней конфликтности и самообвинения.
Литература:
- Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Акад. пед. наук СССР. — М.: Педагогика, 1980. — (Труды действительных членов и членов-корреспондентов Акад. пед. наук СССР) Т. 2 / под ред. А. А. Бодалева, Б. Ф. Ломова, Н. В. Кузьминой. — 1980. — 286 с.
- Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — 1968. — 464 с.
- Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание: [перевод с английского] / Р. Бернс; Общ. ред. и вступ. ст. [с. 5–24] В. Я. Пилиповского. — Москва: Прогресс, 1986. — 420 с.
- Быкова С. С., Судницына В. М. Исследование состояния самоотношения у подростков //Общество. Наука. Инновации (НПК-2019). — 2019. — С. 123–127.
- Выготский Л. С. Психология развития человека. — М.: Издательство Смысл; Издательство Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Джеймс У. Психология / У. Джеймс; [пер. с англ. И. Лапшина, М. Гринвальд; вступит. ст. А. Лызлова]. — М.: РИ- ПОЛ классик, 2020. — 616 с.
- Драгунова Т. В., Ительсон Л. Б., Давыдов В. В., Василий Васильевич Возрастная и педагогическая психология: [Учебник для пед. ин-тов] / В. В. Давыдов, Т. В. Драгунова, Л. Б. Ительсон и др.]; Под ред. А. В. Петровского. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Просвещение, 1979. — 288 с.
- Зотова Д. И. Исследование самооценки подростков //вестник магистратуры. — 2023. — С. 58.
- Кле М. Психология подростка. Из книги: Кле М. Психология подростка. — М.: Педагогика, 1991. С. 74, 109–115.
- Кон И. С. В поисках себя: Личность и ее самосознание: [Перевод] / И. Кон. — Москва: Прогресс, Б. г. (1990). — 367 с.
- Ондар Л. М. Самосознание в подростковом возрасте //Вестник Тувинского государственного университета. Социальные и гуманитарные науки. — 2012. — №. 1. — С. 69–73.
- Рифер Ю. С. Особенности самоотношения в подростковом возрасте //Аллея науки. — 2019. — Т. 2. — №. 5. — С. 203–208.
- Петрова Д. Б. Роль рефлексии в саморегуляции произвольной активности подростков с трудностями общения со сверстниками: дис. — Белгород., 2012.
- Петровский А. В. Развитие личности и проблема ведущей деятельности //Вопросы психологии. — 1987. — Т. 1. — С. 21.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии — СПб: Издательство «Питер», 2000–712 с.
- Сарджвеладзе Н. И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой [Текст] / Психология самосознания: Хрестоматия / Ред.-сост. Д. Я. Райгородский. — Самара: Бахрах-М. 2013. — 672 с.
- Трунов Д. Этапы и стратегии самопознания //Развитие личности. — 2009. — №. 1. — С. 78–85.
- Холл К. С. Теории личности: [учебное пособие для студентов факультетов психологии по дисциплине «Общая психология»] / Кэлвин С. Холл, Гарднер Линдсей; [пер. с англ. И. Б. Гриншпун]. — Москва: Психотерапия, 2008. — 652 с.
- Чеснокова И. И. Проблема самосознания в психологии [Текст] / И. И. Чеснокова; АН СССР, Ин-т психологии. — Москва: Наука, 1977. — 144 с.
- Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ./ Общ. ред. и предисл. Толстых А. В. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. — 344 с.
- Яхина В. В. Анализ особенностей личности подростков с девиантным поведением //Лучшая студенческая статья 2019. — 2019. — С. 274–278.