В статье автор исследует основные свойства безопасности и приходит к выводу о том, что индивид не способен обеспечивать безопасность на государственном уровне, но может обеспечить свою личную безопасность и безопасность своей семьи.
Ключевые слова: безопасность, природная безопасность, техногенная безопасность, политическая безопасность, военная безопасность, экономическая безопасность.
Виды безопасности в РФ не представляют собой некий устоявшийся неизменный перечень, они менялись по мере исторического развития государства и общества. При этом одни виды безопасности теряли свою актуальность, отходили на второй план, другие, наоборот, приобретали актуальность, переходили в разряд основных, то есть наиболее важных.
Понятие «безопасность» при этом всегда находилось в неразрывной связи с государством, которое, безусловно, в России всегда являлось основным субъектом безопасности и всегда ставило свою безопасность, как объекта, выше безопасности личности и общества. И довольно часто в угоду собственной безопасности жизненно важные интересы личности и общества государство игнорировало, как фактически, так и юридически.
Проблемой, которая препятствует формулированию наиболее полной и систематизированной классификации видов безопасности, является отсутствие единой точки зрения учёных при определении видов безопасности.
Наибольшей популярностью среди российских исследователей проблем безопасности в настоящее время пользуются три подхода к систематизации видов безопасности, предложенные А. В. Шободоевой, которая рассматривает их, как:
- Определение видов безопасности, исходя из субъектов носителей безопасности, то есть личность, государство и общество.
- Противопоставление видов безопасности конкретным угрозам и опасностям. Обеспечение каждого из видов безопасности по данной классификации отражает определенную угрозу.
- Определение видов безопасности с позиций имеющихся в государстве различных ресурсов и ценностей, безопасность которых нужно обеспечивать. [1].
Законодатель в современной России так же использует различные подходы к классификации видов безопасности, о которых мы говорили ранее, а, точнее, используется их совокупность, исходя из жизненно важных интересов личности, общества и государства, потенциальных и реальных угроз безопасности.
В Российской Федерации основные виды безопасности являются предметом регулирования Федерального закона от 28.12.2010 г. № 390-Ф3 «О безопасности», который выделяет такие виды безопасности, как:
1) безопасность государства;
2) военная безопасность;
3) общественная безопасность;
4) экологическая безопасность;
5) безопасность личности;
6) иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации. [2].
Представляется, что классификацию видов безопасности по характеру угроз целесообразно проводить с учетом управления угрозами и рисками государственной безопасности.
Наиболее приемлемая картина в современной геополитической ситуации: хоть и геополитические доктрины уже играют основную роль в формировании баланса интересов многих государств в международной политике, вопрос о представлении национальных интересов и приемлемых им видов национальной безопасности — личное дело каждого самостоятельного субъекта международного права. Поэтому мы в нашей работе за основу берем труды отечественных ученых политологов, а примеры разных подходов к национальной безопасности используем преимущественно исходя из нашей идентичности.
Российским законодателем приняты и действуют на сегодняшний день Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-Ф3 «О безопасности» и «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации», но ни в одном из них не дано ни строгого толкования принципов классификации по видам безопасности, ни определения этих понятий, что на практике привело к совершенно необоснованному дроблению родового понятия.
Национальную безопасность можно классифицировать с различных позиций, например по объекту защиты:
— безопасность личности,
— безопасность общества,
— безопасность государства.
В структуре национальной безопасности учитывая особенности различных сфер деятельности общества, можно выделить следующие ее виды:
— политическая безопасность,
— военная безопасность;
— экономическая безопасность,
— социальная безопасность,
— информационная безопасность,
— экологическая безопасность,
— энергетическая безопасность и т. д.
Систематизируя виды национальной безопасности, можно использовать позицию существующих в государстве разных ресурсов и ценностей, к которым относят: государственную независимость, национальную экономику, национальную культуру, информацию. С данными ресурсами и ценностями коррелируют и соответствующие виды безопасности: политическая безопасность, военная безопасность, экономическая безопасность, социальная безопасность, информационная безопасность.
Учитывая источник угрозы и анализируя катастрофы, чрезвычайные ситуаций, аварий, используются следующие понятия:
— природная безопасность;
— техногенная безопасность.
В ряде случаев при оценке опасности нескольких угроз используют комбинированное или условное название безопасности. В качестве примера можно привести: понятие глобальной экологической безопасности, которое характеризует состояние защиты человечества от экологической угрозы. Наглядным примером условного названия безопасности является введение национальной безопасности, которая включает в себя военную, экономическую, социальную, экологическую, финансовую, ресурсную, ядерную, информационную безопасности.
Для того чтобы наиболее полно оценить состояние защиты интересов государства от разных угроз представляется наиболее полное формулировка понятия безопасности объединяющее в себе частные безопасности.
Субъект обеспечения безопасности, являясь самостоятельным правовым явлением, в свою очередь обладает статусом основополагающего элемента системы обеспечения национальной безопасности.
Проанализировав вышеизложенное, можно сказать, что система обеспечения безопасности государства представляется как государственно-правовым институтом, так и общественно-политическим явлением.
В соответствии с разделением видов безопасности на государственную и общественную, предлагается разделить субъекты системы обеспечения национальной безопасности на две группы: государственные и общественные. Государственные представляют собой органы, которые обеспечивают защиту личности, общества и государства от различных угроз, внутреннего и внешнего характера, а общественные — структуры, выполняющие функции по обеспечению безопасности граждан.
В соответствии с нормами Конституции РФ, в группу субъектов, представляющих государство, входят: органы законодательной, исполнительной и судебной властей, а также Президент РФ, являющийся высшим должностным лицом государства.
Под органами исполнительной власти согласно законодательству понимаются: Правительство РФ, Министерства, службы, агентства и ведомства РФ, органы исполнительной власти субъектов РФ, а так же органы местного самоуправления.
В систему органов законодательной власти входят Федеральное Собрание Российской Федерации и органы законодательной власти субъектов РФ.
Судебную власть представляет система Федеральных судов РФ в составе Конституционного суда РФ, Верховного Суда РФ, Федеральных арбитражных судов и судов общей юрисдикции, а также судов субъектов РФ.
Опираясь на вышеизложенное, можно сказать, что система государственного и общественного управления, чья деятельность по обеспечению безопасности происходит в соответствии с нормативно--правовыми актами, принятыми на основании Конституции РФ, состоит из множества элементов. Перечисленные органы осуществляют свою деятельность на основании принципов законности, правопорядка и гуманности.
Чтобы объективно оценить степень развития законодательства РФ в области обеспечения безопасности, необходимо рассмотреть правовую основу деятельности этих элементов.
Нормативные правовые акты, составляющие правовую основу, принято систематизировать по двум признакам, исходя: из территории на которой они обладают юридической силой, и самой юридической силы.
Юридическая сила — это свойство нормативно правового акта создавать правовые последствия. Она зависит от издавшего его органа власти, его компетенции и места в системе органов государства. Большей юридической силой обладают акты органов, которые находятся выше в иерархической системе; акты нижестоящих органов должны соответствовать положениям вышестоящих, так как обладают меньшей юридической силой.
В РФ распределение нормативных актов по их юридической силе осуществляется следующим образом:
1) международные договоры и соглашения;
2) законы;
3) законы субъектов;
4) подзаконные акты.
Кроме того, существует разделение нормативно правовых актов исходя из их действия в пространстве:
1) общегосударственные;
2) региональные;
3) местные;
4) локальные.
Таким образом, можно отметить, что индивид не способен обеспечивать безопасность на государственном уровне, но может обеспечить свою личную безопасность т безопасность своей семьи. Поэтому общество в основном делегирует функцию обеспечения «общей» безопасности государству, которое на законодательном уровне принимает законы в обеспечение безопасности.
Литература:
- Шободоева А. В. Вызовы и угрозы экологической безопасности Российской Федерации: теоретико-правовые аспекты // Baikal Research Journal. 2018. Т. 9. N 3.
- Федеральный закон от 28.12.2010 N 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности»