В наше время логопедияищет новые пути совершенствования процессов обучения, развития и постановки нарушенных звуков у детей с ОВЗ на разных возрастных этапах.
Логопед, оказывая помощь детям с нарушениями речи, имеет в своём запасе различные новые и уже проверенные временем технологии , направленные на своевременную и максимальную помощь таким воспитанникам.
Для повышения эффективности работы учителя — логопеда используются нетрадиционные методы и приёмы соприкасающихся наук педагогики, психологии и медицины.
Одним из таких видов коррекционной работы с детьми являются различные виды массажа: массаж (воротниковой зоны, лица, органов артикуляции — выполняемый логопедом), само массаж (лица, органов артикуляции, рук — выполняемый самими детьми), зондовый массаж (лица, органов артикуляции –выполняемый логопедом), Су-Джок (руки — выполняемый как логопедом, так и самостоятельно), вибромассажор Дживайб (органы артикуляции, массаж лица, массаж активных точек).
Эти виды массажа способствуют эффективной реабилитации детей, страдающих речевыми нарушениями, у которых диагностированы такие речевые расстройства как алалия, дизартрия, ринолалия, заикание. Массаж применяется в логопедической работе в тех случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц.
Используя в своей работе различные виды массажа, авторы пришли к выводу, что наиболее эффективным является вибромассаж.
В начале ХХ века, работая над лечением вибромассажем, учёные Арнольд Сноу и Бенджамин Браун выявили, что, создавая в зоне непосредственного контакта с телом механические колебания с низкой частотой в диапазоне от 10 до 250 Гц , оказывают положительное влияние на ткани, ускоряют восстановительные процессы и помогают уменьшить мышечную боль. Благоприятно воздействуют на кожу и мышцы.
Для этой цели был создан ручной вибромассажер Дживайб, который позитивно влияет на органы артикуляции, дыхания, ЦНС и ускоряет восстановление мышц за счет улучшения местного и общего кровообращения, повышения проницаемости капилляров и ускорения транспорта метаболитов.
Дживайб (мульти) — многоскоростной вибромассажер.
Основной задачей вибромассажа является стимуляция нервно-мышечного аппарата и позитивное влияние на состояние систем и тканей организма.
Дживайб — это новый помощник логопеда, который служит для создания благоприятного эмоционального фона и помогает повысить эффективность коррекционной работы.
Логопедический массажер состоит из пластикового корпуса-трубочки с помещенным внутрь вибрирующим механизмом. Вибрирующий механизм работает от батареек AA, путем поворота ребристой части в основании. Скорость вибрации выбирается (больше или меньше) с помощью поворота ребристой части крышки на корпусе. Основа логопедического массажера — вибрации, которые воздействуют на язык, губы, внутреннюю и наружную поверхность щек, подбородок. При таком воздействии происходит расслабление органов артикуляционного аппарата, приводя мышцы в тонус и активизируя чувствительность. Одно из преимуществ этого вибромассажера, является разнообразие массажных насадокдля мягкого и более интенсивного воздействия на большие поверхности и конкретные биологически активные точки (БАТ).
Целями точечного массажа являются:
– нормализация тонуса мышц, обеспечивающих работу голосового, дыхательного и артикуляционного аппаратов;
– регуляция вегетативных функций и обменных процессов;
– регуляция эмоционального состояния;
В комплект вибромассажора входят разные насадки:
«Кукуруза», «Ежик». «Птичка», «Рыбка», «Бусины», «Груша», «Лопатка», «Чупа-чупс».
Эти насадки изготовлены из силикона, поэтому они тёплые и мягкиена ощупь в отличие от логопедических зондов. Причудливые формы насадок привлекают внимание детей, повышают заинтересованность. Занятие становиться ещё интереснее, если обыграть выбранную насадку.
Постановка свистящих звуков с помощью насадок птичка и ёжик.
Насадка Ёжик:
Эта насадка имеет несколько рабочих поверхностей. Ребристая поверхность предназначена для растирания мышц, мягкого массажа внутренней поверхности щек, окологубного пространства, нижней поверхности языка. Использование этой насадки по краям языка, активизирует подвижность языка. Нос ежика, в виде полубусины, им можно делать массаж биологически активных точек (БАТ).
Эту насадку можно использовать для постановки свистящих звуков.
Насадка Птичка:
Эта насадка имеет длинный клювик.Спомощью «Клювика» можно проводить точечный массаж по биологически активным точкам (БАТ). А так же «Клювиком» насадки удобно формировать желобок на языке, что поможет при постановке свистящих звуков. И очень удобно и безболезненно можно проводить постановку сонорного звука [Р].
Постановка шипящих звуков с помощью насадок рыбка и лопаточка.
Насадка Рыбка:
Особенность конструкции насадки Рыбказаключается в том, что края насадки (плавники Рыбки) представляют собой естественные ограничители, не позволяя вызвать «рвотный рефлекс», при использовании насадки в массаже и растирании языка. Эта насадка для логопедического массажера
практически универсальна — хвост имеет форму рогатки, что позволяет растягивать подъязычную уздечку языка менее болезненно, чем при ручном массаже. Еще насадка для логопедического массажера «Рыбка» используется при наружном логопедическом массаже губ, щек, подбородка, помогает приводить мышцы в расслабленное состояние, если есть наличие гипертонуса мышц. Внешняя поверхность с текстурой используется для растирания и активизации.
При использовании внутренней поверхности насадки для логопедического массажера можно проводить массаж артикуляционного аппарата, мышц языка и внутренней поверхности щек. В данном случае массаж будет активизировать работу языка и щек (при наличии гипотонуса).
Помимо массажа с помощью этой насадки удобно формировать верхний уклад языка и проводить постановку шипящих звуков и звуков [т], [д], [н], [л] помогая ребенку удерживать язык за верхними зубами.
Насадка Лопатка:
У этой насадки все стороны рабочие. Обратная сторона имеет округлую гладкую форму и при массаже расслабляет мышцы лица. Лопаточкой проводят поглаживание без вибрации и похлование. Длинная ручка насадки позволяет проводить массаж нёба. С насадкой Лопатка можно делать пассивную гимнастику языка. Этой насадкой(используя грушу) очень легко захватывать язык и удобно поднимать его, формируя верхний уклад, что необходимо для постановки шипящих звуков.
Насадка Кукуруза:
Насадка для логопедического массажера «Кукуруза» позволяет приводить в тонус (активизировать) лицевые мышцы при гипотонусе. Использование этой насадки при массаже языка позволит поставить звук «Р» в течение нескольких занятий. Для этого используется принцип «искусственного заведения «моторчика» на кончике языка. Эта насадка также поможет при постановке звуков в которых участвуют круговые мышцы рта — Б, П, В, Ф, М, тем самым развивая подвижность этих мышц.
Бусины:
- Малая в виде мяча
Размер и конструкция этого логопедического массажера подойдет для подготовки языка к постановки звуков Ш-Ж-Ч-Щ.
При упражнениях с этой бусиной язык принимает форму «чашечки», тем самым облегчая постановку шипящих звуков.
- Бусина с гранями.
Бусину с гранями можно использовать для массажа нёба и языка, причем массаж будет «двухсторонний» — и языка и нёба одновременно. Также можно использовать бусину для формирования «чашечки» языка для постановки шипящих звуков. Как альтернатива бусина может заменить массажный зонд «Крестовина», для улучшения сократительной способности мышц языка. Поместите бусину вертикально в преддверии рта и попросите ребенка «вытолкнуть» бусину наружу. При вертикальном/горизонтальном расположении бусины очень хорошо тренируется подвижность нижней челюсти. Потому что, от того насколько подвижна нижняя челюсть, зависит и то, как будут произноситься те или иные звуки. При горизонтальном использовании ярко выраженные «ребра» бусины не дают зубам «соскользнуть» и помогут правильно выполнить упражнение. Попробуйте сказать длинный звук «И», «Е» и сравните его со звуком «О». При произнесении этих звуков нижняя челюсть поднимается, выдвигается или опускается относительно верхней челюсти. Можно увидеть разницу в том, как должен быть открыт рот для определенных артикуляций и звуков.
- Старфрут.
«Бусина старфут» имеет неровную поверхность с гранями, ей тренируются жевательные мышцы, используют в выполнении артикуляционной гимнастике. При её использовании улучшается подвижность мышц.
- Олива
Жевательный тренажер «Бусина Олива» имеет неровную поверхность и применяется для тренировки жевательных мышц.
Размер и конструкция этого логопедический массажера подойдет для постановки звуков Ш-Ж-Ч-Щ. При упражнениях с этой бусиной язык принимает форма «чашечки», тем самым облегчая постановку шипящих звуков. Также тренажер можно использовать и как роторасширитель.
Присоска массажная :
Она применяется для воздействия на рефлексогенные зоны, активизирует обмен веществ. Вакуумная терапия работает и как рефлекторный метод — раздражает кожные рецепторы в создавшемся вакууме банки. Размер присоски позволяет применять ее на лице, языке, руке.
Деталь — пластиковая воронка съемная. При помощи присоски массаж может быть как расслабляющим, так и активизирующим. В первом случае при слабом вакууме («всасывании» кожи), воронку минибанки лучше снять, идет легкое растирание, похлопывание кожи, легкий щипковый эффект, во втором случае при более интенсивном «всасывании» кожи в воронку минибанки получаем глубокое растирание, разминание — вызывая возбуждение.
Степень воздействия вакуумной минибанки должна быть кратковременной, при этом не вызывать болевых ощущений.
В комплекте к присоске идет насадка Лопатка, с ее помощью можно делать пассивную гимнастику языка.
Насадка Чупа –чупс:
Насадка состоит из трубочки с двумя наружными каналами («ушками») разного диаметра. Один канал полузакрытый предназначен для чупа-чупс, спонжа (палочки-массажера) и наконечников зондозаменителей, второй канал предназначен для зондов.
При использовании насадки с конфетой чупа-чупс — развиваем силу лабилизации («работу» губ), что необходимо для артикуляции звуков речи, как гласных, так и согласных, а также стимулируем движения языка — вверх/вниз (упражнения «Качели», «Вкусное варенье»), вправо/влево (упражнение «Часики»).
Насадкой с зондом — выполняем активизирующий массаж — стимулирование различных зон языка, подъязычной области, губ, окологубного пространства, щечных мышц в режиме вибрация.
Используя Дживайб в своей работе, мы пришли к выводу:
Массажи более эффективны, и постановка звуков проходит быстро в интересной игровой форме. Дети не боятся этот массажор в отличии от металлических зондов, потому что его мягкие силиконовые насадки не вызывают болевых ощущений и на ощупь тёплые. Таким образом, Дживайб является хорошим помощником логопеда в коррекции звуковой стороны речи у детей с ОВЗ.
Литература:
1. https://miniliz-logo.ru/component
2. Бортфельд С. А. Точечный массаж при ДЦП. https://studfile.net/preview
3. Е. А. Дьякова Логопедический массаж. Москва AKADEMA 2005г.
4. И. В. Блыськина, М. А. Кашина Коррекционная педагогика 2022г.