В статье рассматривается сложная и многообразная система формирования исследовательских умений учащихся через организацию проектной и научно-исследовательской деятельности посредством научного общества. На примере предметной секции «Краеведение» научного общества показана система организации проектной и научно-исследовательской деятельности учащихся.
Ключевые слова: проектная деятельность, научно-исследовательская деятельность, научное общество учащихся, проект, исследовательские умения.
Современное развитие образования предусматривает последовательный процесс, направленный на формирование системы научно-практических знаний и умений, ценностей, которые могли бы позволить ученику активно функционировать в качестве полноправного члена общества.
В условиях реализации ФГОС перед преподавателями ставятся задачи формирования универсальных учебных действий, позволяющих обучающимся действовать на качественно высоком уровне. Системно-деятельностный подход является основой ФГОС, а реализовать данный подход позволяет проектная и научно-исследовательская деятельность, через которую формируются абсолютно все универсальные учебные действия: личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные [3].
Проблема организации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся рассматривается в работах ряда ученых Алексеев Н. Г., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. [1], Савенков А. И. [7], Леонтович А. В. [8], Бадыгов А. Р., Коцарь Ю.А [5].
Широкими возможностями для реализации научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся обладает формат школьного научного общества. Анализируя работы ученых, занимающихся проблемой научно-исследовательской деятельности учащихся, можно дать следующее определение понятию «научное общество учащихся». Научное общество учащихся — это форма организации проектной и научно- исследовательской деятельности во внеурочной и внеклассной работе, основанной на объединении и взаимодействии педагогов и учащихся, имеющих сходные интересы и познавательные потребности, занимающихся исследованиями по разным отраслям знаний.
Основными задачами научного общества являются:
– активизация интереса учащихся к знаниям по разным предметам;
– раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-поисковой деятельности;
– создание предпосылок для развития научного образа мышления, творческого подхода к деятельности учащихся.
Для решения этих задач педагоги оказывают реальную помощь при овладении знаниями, выходящими за пределы учебной программы: дают почувствовать вкус к поисково-исследовательской деятельности, обучают методам и приёмам научного исследования, умению работать с научной литературой. Учитель управляет самостоятельным поиском учащихся необходимой информации, показывая способ поиска, побуждает их к исследованию. Учитель и учащиеся работают в режиме сотрудничества, реализуют совместное исследование.
Ключевым этапом демонстрации исследований учащихся является научно-практические конференции. Научно-практическую конференцию учащихся можно считать диагностической формой, так как содержание обсуждаемых проектов позволяет судить об уровне владения учащимися методами и приёмами творческой исследовательской деятельности и роли учителя руководителя в этом процессе [2].
Рассмотрим организацию проектной и научно — исследовательской деятельности на примере предметной секции «Краеведение» научного общества краеведческой направленности, в котором реализуемая педагогом исследовательская деятельность учащихся позволяет не только сформировать у учащихся устойчивые учебно-исследовательские умения и навыки, но и помогает формированию у ребят активной гражданской позиции, чувству любви к своей малой родине, ответственности за судьбу своих близких, уважения к прошлому своих земляков.
Работа по созданию исследовательских проектов краеведческого направления проходит в шесть этапов: мотивационный, подготовительный, поисково-исследовательский, заключительный, этап использования результата продукта.
На первом (мотивационном) этапе обучающиеся на занятиях обсуждают темы исследовательских работ. Направления в работе всегда соотносятся с интересами обучающихся, а руководитель проекта ненавязчиво подсказывает тематику проекта, возможные виды продуктов, которые могут быть интересны и полезны школьникам.
На подготовительном этапе учащиеся формулируют цели и задачи проекта. Для формирования действия целеполагания и планирования учитель предлагает выбрать цель для своего мини-проекта или исследовательского проекта из предложенных формулировок и дать обоснование выбора цели и задач.
Для формулирования цели используются следующие приёмы:
– выбор одной цели из нескольких предлагаемых;
– неправильная, деформированная, «рассыпавшаяся» цель;
– моделирование цели и задач исследования из фрагментов;
– использование занимательного игрового материала, загадок;
– создание проблемной ситуации, ситуации затруднения в процессе целеполагания.
Для формирования действия планирования проходит обсуждение готового, но деформированного плана работы, используется план с недостающими или избыточными пунктами, обучающийся составляет совместно с учителем общий план проекта.
Поисково-исследовательский этап — это основной этап для работы над исследовательским проектом. На данном этапе учитель и учащиеся обмениваются мнениями по созданию проекта, руководитель консультирует обучающихся по выбору источника для написания работы. На занятиях предметной секции «Краеведение» данный вид работы осуществляется следующим образом:
– учащиеся работают с Книгами Памяти, с краеведческой и энциклопедической литературой;
– посещают музей и архивный отдел поселка для работы с историческими документами, старинными фотографиями и вещами и для получения консультаций сотрудников музея и архива.
На поисково-исследовательском этапе проводится большая работа над созданием результата (продукта) проекта. Ребята, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сами получали из него новую информацию. В рамках учебно-познавательной компетенции они овладевали умениями задавать вопросы к наблюдаемым фактам, обозначать своё понимание по отношению к изучаемой проблеме, выбирать условия проведения наблюдения, описывать результаты и делать выводы.
На заключительном этапе происходит публичная защита проекта, анализ работы, подведение итогов, самооценка и оценка работы.
Результатом исследовательской деятельности учащихся являются проекты, основанные на местном материале:
– дидактическая настольная игра: «Тур по Вешкаймскому району» — игра ходилка-бродилка»;
– видео-экскурсия с использованием QR-кодов «Вешкаймцы в боях за победу;
– цикл виртуальных экскурсий по Вешкаймскому району «Дорогой памяти».
В результате, ежегодно учащиеся защищают исследовательские проекты на научно-практических конференциях разного уровня: школьный — «Я — исследователь», на районном и региональном этапах краеведческой конференции «Ульяновская область-край родной».
Этап использования результата проекта подразумевает использование продукта исследовательского проекта обучающимися во внеурочной и внеклассной деятельности.
Таким образом, исследовательские проекты способствуют развитию учебно-познавательных компетенций не только участников самих проектов, но и тех школьников, которые используют материалы и результаты исследования для учёбы и отдыха.
Итоги школьной учебно-исследовательской работы, как правило, не претендуют на выявление научных закономерностей и отличаются простотой оформления, что позволяет каждому желающему попробовать свои силы и получить первый опыт подобной деятельности.
Таким образом, научное общество учащихся — это платформа, которая объединяет учащихся и учителей для совместной работы над научными проектами и исследованиями. Оно предоставляет уникальные возможности для развития и реализации потенциала учащихся, в том числе таких навыков, как критическое мышление, планирование и организация работы, анализ данных, презентационные навыки. Оно способствует не только развитию интеллектуальных и технических навыков учащихся, но и пробуждает их интерес к науке и инновациям.
В целом, исследования и проектная деятельность в рамках научного общества имеют огромный потенциал для обогащения образовательного процесса и развития лидерских и творческих способностей учащихся. Они помогают подготовить молодых людей к будущему, где значимость научных и исследовательских компетенций будет только расти.
Литература:
- Алексеев Н. Г., Леонтович А. В., Обухов А. С., Фомина Л. Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. C. 24–33.
- Антипова А. Н. Актуальность проектной и учебно-исследовательской деятельности в современных условиях образования. — 2013.
- Асмолов А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. — 2008. — № 2. — С. 16–19.
- Гостев А. Г., Лебедев М. В. Научное общество учащихся в лицее: современные представления и факторы развития: учебное пособие. Челябинск: ИЦ «Уральская академия», 2011. 124 с.
- Коцарь Ю. А. Актуальные вопросы организации научно-исследовательской работы в профильной школе / Методист. — 2008. — № 3. — С. 49–50.
- Леонтович А. В. Проблема исследовательской и проектной деятельности в новых ФГОС / А. В. Леонтович // Управление школой. — 2013. — № 6. — С.4–8.
- Савенков А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие. М.: «Ось-89», 2006. 321 с.
- Леонтович А. В. Практика реализации программы исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 2. C. 42–51.