Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 22.11.2023

Статья просмотрена: 87 раз

Библиографическое описание:

Прешпективых, Е. Н. Профилактика эмоционального выгорания педагогов в психологическом сопровождении образовательного процесса / Е. Н. Прешпективых. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 505-507. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108061/ (дата обращения: 15.11.2024).



В современном мире есть множество профессий, и в каждой присутствуют профессиональные риски. Одним из таких рисков является эмоциональное выгорание.

Впервые термин «выгорание» или «burnout» в качестве характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи, был опубликован американским психиатром X. Фреденбергером [1, с. 159].

Множество исследователей выделяли этот феномен: С. Гинзбург, К. Маслач, С. Варнат, Дж. Шелтон, К. Армстронг, С. Браун, В. Холдер, Дж. Колинз, Р. Кан, С. Ларсон, Д. Гилбертсон, С. Сейдерман, Дж. Мейер, П. Перлман, С. Чернисс, А. Брадский, Е. Хартман и др., все они внесли вклад в описание этого термина и его развитие, выделили стадии его формирования, причины возникновения, разработали рекомендации профилактике.

Принято считать, что педагоги одна из категорий более всего подверженных выгоранию. В современном мире педагог для своего профессионального роста и повышения эффективности профессиональной деятельности постоянно совершенствует свои навыки, изучает новые технологии, методы и приёмы, учитывает особенности коммуникации со всеми субъектами воспитательно — образовательного процесса, транслирует свой опыт и перенимает опыт коллег. Педагог находится в постоянном взаимодействии с детьми, родителями и коллегами, прилагает усилия для решения педагогических задач, часто находится в состоянии эмоционального напряжения. Проанализировав особенности деятельности педагогов, исследователи выделяют ряд факторов, однако не все они соотносятся и согласуются друг с другом, так как исследования реализованы с различным инструментарием.

Несмотря на это, специфика педагогической деятельности позволяет выделить некоторые основные факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания и разделить их на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относят специфику профессиональной педагогической деятельности, организационный фактор, неудовлетворенность работой, атмосферу в педагогическом коллективе. К внутренним факторам относят коммуникативный фактор, неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации, ролевой и личностный фактор, неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Чаще всего применяют модель выгорания, разработанную К. Маслач и С. Джексон. В ней авторы выделяют три группы факторов (симптомов): эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [2, с. 75]. При эмоциональном истощении человек чувствует эмоциональное перенапряжение, опустошенность, приглушенность, притупленность собственных эмоций, усталость, у него возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация проявляется в деформации общения с другими людьми — повышении зависимости от их мнения или негативном отношении к нему, проявлении циничности, формальном характере контактов. Скрытые негативные установки человека могут накапливаться и со временем проявится в раздражении или создании конфликтных ситуаций. Редукция персональных достижений выражается в снижении значимости своей работы, появлении недовольства собой, ограничении своих возможностей, снижении самооценки и мотивации, в снятии с себя ответственности, уходе от обязанностей. В профессиональной сфере человек не видит перспектив, появляется ощущение несостоятельности, безразличия к работе.

Таким образом, психологи отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно влияет на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и психосоматические нарушения. У педагога усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Следствием этого часто становится авторитарный или либерально-попустительский стиль воспитания, а это разрушает механизмы взаимодействия в детском коллективе. Индивидуальными последствиями эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с близкими людьми [3, с. 39–61].

Целью работы педагога-психолога с коллективом дошкольного учреждения становится профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива и снятие психоэмоционального напряжения. В профилактике эмоционального выгорания выделяют несколько основных направлений: просвещение, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии. Одним из эффективных методов работы с педагогами является тренинг или занятия с элементами тренинга, в которых есть возможность в неформальной обстановке общаться друг с другом, поддерживать и делится своими чувствами и эмоциями.

Исходя из цели, сформулирован ряд задач:

— формировать позитивное отношение к себе, воспитанникам, жизни;

— повышать мотивацию к профессиональной деятельности;

— знакомить со способами саморегуляции;

— повышать профессиональную и психологическую компетентность;

— развивать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;

— активизировать процесс самопознания у педагогов.

Основными формами работы являются опрос, диагностика, дыхательные техники, релаксационные техники, медитативные техники, аутогенные техники (аутотренинг), массаж и самомассаж. Эффективными являются упражнения и задания на овладение умениями ведения спора, диалога и дискуссии, упражнения на регуляцию эмоционального напряжения в процессе диалога, игры и упражнения на осознание барьеров общения, игры и упражнения на предъявления актуальных, невыраженных чувств, телесно-ориентированная терапия (упражнения на снятие напряжения) и др. [4, с. 96].

В ходе тренингов педагоги узнают о профессиональном самосознании педагога, психофизических тренировках, о культуре педагогического общения, о способах решения напряженных ситуаций педагогической деятельности, невербальном взаимодействии в педагогическом процессе, о способах саморегуляции, эмоциональных состояниях, о переживании ситуаций успеха, о способах повышения самооценки.

Прогнозируемыми результатами работы по профилактике эмоционального выгорания у педагогов становятся: позитивное отношение к себе, воспитанникам, жизни, повышение мотивации к профессиональной деятельности, повышение профессиональной и психологической компетентности. Педагоги успешно применяют различные способы саморегуляции, объективно оценивают реальные и желаемые взаимоотношения в семье и на работе, активно познают новые способы профилактики эмоционального выгорания.

Результаты проведенного анализа позволяют сделать некоторые выводы об эффективности применения тренинга в работе с эмоциональным истощением педагога. Тренинг как метод работы может стать частью общей программы организации по профилактике эмоционального выгорания педагогов, компоненты которой позволят осуществлять профилактику деперсонализации и редукции профессиональных достижений педагога.

Литература:

  1. Freudenberger H. J., Staff burn-out / H. J. Freudenberger. — Текст: непосредственный // Journal of Social Issues. — 1974. — № 1. — с. 159–165.
  2. Maslach C., Burnout. The Cost of Caring. / C. Maslach. — Englewood Cliffs, N.J.: Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1982. — 216 c.
  3. Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. — СПб, 2009. — 278 с.
  4. Водопьянова Н. Е., Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 299 с.
  5. Семёнова Е. М., Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. / Е. М. Семёнова. — 3-е изд. — Москва: Психотерапия, 2006. — 256 c.
  6. Фопель К., Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе [Текст]: электронный ресурс. — 2-е изд. — Москва: Генезис, 2016. — 215 с.
  7. Фопель К., Технология ведения тренинга [Текст]: теория и практика: [практическое пособие] / Клаус Фопель; [пер с нем. М. Поляковой]. — Москва: Генезис, 2013. — 260, [2] с.
Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональное выгорание, педагог, профессиональная деятельность, педагогическая деятельность, педагогический коллектив, позитивное отношение, психологическая компетентность, современный мир, способ саморегуляции, эмоциональное напряжение.


Похожие статьи

Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе со школьниками

Профилактика эмоционального выгорания педагогов на примере опыта работы муниципальной методической площадки

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Профилактика девиантного поведения подростков в системе СПО

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями в дошкольной образовательной организации

Психологическая защита педагогов с синдромом эмоционального выгорания

Профилактическая программа синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Профилактика социальной дезадаптации старших школьников

Похожие статьи

Профилактика аддиктивного поведения во внеклассной работе со школьниками

Профилактика эмоционального выгорания педагогов на примере опыта работы муниципальной методической площадки

Психологическое сопровождение профилактики возникновения и коррекции профессионального выгорания у педагогов общеобразовательной школы

Профилактика девиантного поведения подростков в системе СПО

Профилактика агрессивного поведения и формирование самоконтроля у детей старшего дошкольного возраста

Профилактика конфликтов между педагогами и родителями в дошкольной образовательной организации

Психологическая защита педагогов с синдромом эмоционального выгорания

Профилактическая программа синдрома эмоционального выгорания у воспитателей ДОУ

Профилактика и коррекция эмоциональных перегрузок у детей дошкольного возраста

Профилактика социальной дезадаптации старших школьников

Задать вопрос