В современном мире есть множество профессий, и в каждой присутствуют профессиональные риски. Одним из таких рисков является эмоциональное выгорание.
Впервые термин «выгорание» или «burnout» в качестве характеристики состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами, в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи, был опубликован американским психиатром X. Фреденбергером [1, с. 159].
Множество исследователей выделяли этот феномен: С. Гинзбург, К. Маслач, С. Варнат, Дж. Шелтон, К. Армстронг, С. Браун, В. Холдер, Дж. Колинз, Р. Кан, С. Ларсон, Д. Гилбертсон, С. Сейдерман, Дж. Мейер, П. Перлман, С. Чернисс, А. Брадский, Е. Хартман и др., все они внесли вклад в описание этого термина и его развитие, выделили стадии его формирования, причины возникновения, разработали рекомендации профилактике.
Принято считать, что педагоги одна из категорий более всего подверженных выгоранию. В современном мире педагог для своего профессионального роста и повышения эффективности профессиональной деятельности постоянно совершенствует свои навыки, изучает новые технологии, методы и приёмы, учитывает особенности коммуникации со всеми субъектами воспитательно — образовательного процесса, транслирует свой опыт и перенимает опыт коллег. Педагог находится в постоянном взаимодействии с детьми, родителями и коллегами, прилагает усилия для решения педагогических задач, часто находится в состоянии эмоционального напряжения. Проанализировав особенности деятельности педагогов, исследователи выделяют ряд факторов, однако не все они соотносятся и согласуются друг с другом, так как исследования реализованы с различным инструментарием.
Несмотря на это, специфика педагогической деятельности позволяет выделить некоторые основные факторы возникновения синдрома эмоционального выгорания и разделить их на две группы: внешние и внутренние. К внешним факторам относят специфику профессиональной педагогической деятельности, организационный фактор, неудовлетворенность работой, атмосферу в педагогическом коллективе. К внутренним факторам относят коммуникативный фактор, неумение регулировать собственные эмоциональные ситуации, ролевой и личностный фактор, неудовлетворенность своей самореализацией в различных жизненных и профессиональных ситуациях.
Чаще всего применяют модель выгорания, разработанную К. Маслач и С. Джексон. В ней авторы выделяют три группы факторов (симптомов): эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию персональных достижений [2, с. 75]. При эмоциональном истощении человек чувствует эмоциональное перенапряжение, опустошенность, приглушенность, притупленность собственных эмоций, усталость, у него возможны эмоциональные срывы. Деперсонализация проявляется в деформации общения с другими людьми — повышении зависимости от их мнения или негативном отношении к нему, проявлении циничности, формальном характере контактов. Скрытые негативные установки человека могут накапливаться и со временем проявится в раздражении или создании конфликтных ситуаций. Редукция персональных достижений выражается в снижении значимости своей работы, появлении недовольства собой, ограничении своих возможностей, снижении самооценки и мотивации, в снятии с себя ответственности, уходе от обязанностей. В профессиональной сфере человек не видит перспектив, появляется ощущение несостоятельности, безразличия к работе.
Таким образом, психологи отмечают, что эмоциональное выгорание отрицательно влияет на выполнении человеком своей деятельности, так как приводит к отстраненности, неудовлетворенности собой, за которыми следуют тревога, депрессия и психосоматические нарушения. У педагога усиливаются тревожность, раздражительность, появляется агрессивность, изменяется стиль общения со всеми участниками воспитательно-образовательного процесса. Следствием этого часто становится авторитарный или либерально-попустительский стиль воспитания, а это разрушает механизмы взаимодействия в детском коллективе. Индивидуальными последствиями эмоционального выгорания могут стать проблемы в семье, нарушение взаимоотношений с близкими людьми [3, с. 39–61].
Целью работы педагога-психолога с коллективом дошкольного учреждения становится профилактика синдрома эмоционального выгорания через сплочение педагогического коллектива и снятие психоэмоционального напряжения. В профилактике эмоционального выгорания выделяют несколько основных направлений: просвещение, эмоциональная поддержка, повышение значимости педагогической профессии. Одним из эффективных методов работы с педагогами является тренинг или занятия с элементами тренинга, в которых есть возможность в неформальной обстановке общаться друг с другом, поддерживать и делится своими чувствами и эмоциями.
Исходя из цели, сформулирован ряд задач:
— формировать позитивное отношение к себе, воспитанникам, жизни;
— повышать мотивацию к профессиональной деятельности;
— знакомить со способами саморегуляции;
— повышать профессиональную и психологическую компетентность;
— развивать умения объективного оценивания реальных и желаемых взаимоотношений в семье и на работе;
— активизировать процесс самопознания у педагогов.
Основными формами работы являются опрос, диагностика, дыхательные техники, релаксационные техники, медитативные техники, аутогенные техники (аутотренинг), массаж и самомассаж. Эффективными являются упражнения и задания на овладение умениями ведения спора, диалога и дискуссии, упражнения на регуляцию эмоционального напряжения в процессе диалога, игры и упражнения на осознание барьеров общения, игры и упражнения на предъявления актуальных, невыраженных чувств, телесно-ориентированная терапия (упражнения на снятие напряжения) и др. [4, с. 96].
В ходе тренингов педагоги узнают о профессиональном самосознании педагога, психофизических тренировках, о культуре педагогического общения, о способах решения напряженных ситуаций педагогической деятельности, невербальном взаимодействии в педагогическом процессе, о способах саморегуляции, эмоциональных состояниях, о переживании ситуаций успеха, о способах повышения самооценки.
Прогнозируемыми результатами работы по профилактике эмоционального выгорания у педагогов становятся: позитивное отношение к себе, воспитанникам, жизни, повышение мотивации к профессиональной деятельности, повышение профессиональной и психологической компетентности. Педагоги успешно применяют различные способы саморегуляции, объективно оценивают реальные и желаемые взаимоотношения в семье и на работе, активно познают новые способы профилактики эмоционального выгорания.
Результаты проведенного анализа позволяют сделать некоторые выводы об эффективности применения тренинга в работе с эмоциональным истощением педагога. Тренинг как метод работы может стать частью общей программы организации по профилактике эмоционального выгорания педагогов, компоненты которой позволят осуществлять профилактику деперсонализации и редукции профессиональных достижений педагога.
Литература:
- Freudenberger H. J., Staff burn-out / H. J. Freudenberger. — Текст: непосредственный // Journal of Social Issues. — 1974. — № 1. — с. 159–165.
- Maslach C., Burnout. The Cost of Caring. / C. Maslach. — Englewood Cliffs, N.J.: Englewood Cliffs, N.J.: Prentice-Hall, 1982. — 216 c.
- Бойко В. В. Синдром эмоционального выгорания в профессиональном общении / В. В. Бойко. — СПб, 2009. — 278 с.
- Водопьянова Н. Е., Синдром выгорания. Диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. — 3-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 299 с.
- Семёнова Е. М., Тренинг эмоциональной устойчивости педагога: Учебное пособие. / Е. М. Семёнова. — 3-е изд. — Москва: Психотерапия, 2006. — 256 c.
- Фопель К., Мастерская историй. Сочинение личных историй в групповой психологической работе [Текст]: электронный ресурс. — 2-е изд. — Москва: Генезис, 2016. — 215 с.
- Фопель К., Технология ведения тренинга [Текст]: теория и практика: [практическое пособие] / Клаус Фопель; [пер с нем. М. Поляковой]. — Москва: Генезис, 2013. — 260, [2] с.