В статье автор исследует понятие законности государственного управления в сфере реализации национального проекта «Образование», предлагает дефиницию государственного управления, а также рассматривает роль органов прокуратуры в обеспечении законности государственного управления в исследуемой сфере.
Ключевые слова: национальный проект, образование, надзорное сопровождение, государственное управление, законность.
Одной из основных задач государства в настоящее время является обеспечение состояния законности в социальной и политической жизни общества. Указанное необходимо, в первую очередь, для того чтобы поддерживать стабильность происходящих в обществе и государстве процессов, обеспечивать безопасность граждан, а также государственных устоев.
В научной литературе нет единого подхода к пониманию термина «законность». Так, существует множество толкований законности, однако наиболее распространенной и часто используемой дефиницией является неукоснительное соблюдение и исполнение законодательных норм всеми субъектами права [7]. По нашему мнению, такое определение представляется верным, поскольку воля государства, направленная на обеспечение порядка в обществе, передается гражданам, должностным лицам, а также органам и организациям через законодательные акты, исполнение которых обеспечивается мерами принуждения в виде установленной юридической ответственности. В связи с тем, что согласно мысли законодателя, а также воле народа, отраженной в ст. 19 Конституции Российской Федерации, все равны перед законом и судом, соблюдение и исполнение законодательных норм всеми субъектами права гарантируется Основным законом Российской Федерации.
Во многом обеспечение законности в обществе и государстве осуществляется через государственное управление. При этом, под управлением в общем смысле понимается процесс, направленный на достижение цели. В рамках государственного управления смысл указанного определения сохраняется, между тем, государственное управление имеет множество подходов к его определению. Например, согласно мнению Г. В. Атаманчук государственное управление есть «практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях ее упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу» [1]. Н. И. Глазунова трактует государственное управление как «целенаправленное организующее-регулирующее воздействие государства (через систему его органов и должностных лиц) на общественные процессы, отношения и деятельность людей» [2]. О. М. Рой предлагает следующую дефиницию: «Государственное управление — это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными уровнями и ветвями власти» [6]. Г. Л. Купряшин определяет: государственное управление как деятельность по реализации законодательных, судебных, исполнительных и иных властных полномочий с целью выполнения их функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях. Н. А. Пьянов предлагает понимать под государственным управлением «целенаправленное воздействие государства, его органов на общество в целом или отдельные его сферы для выполнения стоящих перед обществом задач» [5].
Таким образом, анализ представленных выше определений позволяет нам сделать вывод, что государственное управление представляет собой совокупность механизмов и методов, через которые государство посредством своих органов оказывает влияние на общество с целью решения определенных задач.
Как отмечалось в первой главе нашего исследования, одной из приоритетных задач государства в последнее время является реализация мероприятий в рамках национальных проектов, в том числе национального проекта «Образование».
Планирование и реализация национальных проектов регулируется Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [3], а также Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [8]. Кроме того, с целью эффективного решения социально-экономических задач государства разработаны паспорта национальных проектов, региональные и муниципальные программы.
Так, например, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 07.05.2018 № 204 Правительство Российской Федерации разработало национальный проект «Образование», составной частью которого является федеральный проект «Современная школа».
Постановлением Правительства Иркутской области от 09.11.2018 № 820-пп утверждена государственная программа Иркутской области «Развитие образования» на 2019–2024 годы».
Подпрограммой «Дошкольное, общее и дополнительное образование» на 2019–2024 годы государственной программы Иркутской области «Развитие образования» на 2019–2024 годы предусмотрены конкретные мероприятие в рамках национального проекта «Образование», которые необходимо реализовать на территории Иркутской области.
В первую очередь, национальный проект «Образование» ориентирован на повышение доступности образования для граждан. Конституционный суд Российской Федерации в Постановлении от 15.05.2006 № 5-П разъяснил, что доступность образования предполагает не только экономическую доступность через создание бесплатного образования, но и физическую доступность образования, под которой понимается разумная географическая удаленность образовательных учреждений от учащихся граждан. Именно поэтому доступность образования в рамках национального проекта «Образование» главным образом обеспечивается за счет создания новых мест для учеников через строительство объектов образования.
Решение указанных задач социально-экономического развития государства через систему государственного управления осуществляется на всех четырех стадиях государственного управления, выделенных Н. А. Пьяновым: на стадии сбора, обработки и оценки информации — при анализе состояния законности и нуждаемости общества в создании новых образовательных учреждений; на стадии разработки и принятия управленческого решения — при издании Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»; на стадии исполнения управленческого решения — при непосредственной реализации мероприятий, запланированных в рамках национального проекта; на стадии контроля за исполнением управленческого решения — при осуществлении деятельности контролирующих органов, а также при осуществлении прокурорского надзора, направленного на недопущение несвоевременного и ненадлежащего исполнения управленческого решения, а также на предупреждение совершения нарушений федерального законодательства при реализации мероприятий в рамках национальных проектов, в том числе национального проекта «Образование».
Таким образом, с учетом того, что реализация мероприятий в рамках национальных проектов красной нитью проходит через все стадии государственного управления, в указном процессе задействовано большое количество лиц: это законодательные органы, органы исполнительной власти, в том числе различные министерства, органы региональной власти и органы местного управления, контрольно-надзорные органы, а также должностные лица и органы, выступающие заказчиками реализации мероприятий в рамках национальных проектов, а также индивидуальные предприниматели и организации выступающие в роли подрядчиков в рамках государственных контрактов на выполнение работ, предусмотренных национальным проектом.
При этом, отметим, что особая роль в обеспечении законности при реализации национального проекта «Образование» отведена органам прокуратуры, согласно Конституции Российской Федерации, органы прокуратуры не входят ни в одну из ветвей власти и призваны обеспечивать соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов всеми органами, организациями и должностными лицами.
Именно в ходе надзорного сопровождения национального проекта «Образование» выявляется большое количество нарушений законов, своевременное устранение которых в результате исполнения мер прокурорского реагирования позволяет завершить мероприятие, предусмотренное национальным проектом, в установленный срок и эффективно решить поставленные Президентом Российской Федерации задачи социально-экономического развития государства.
Литература:
1. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления / Г. В. Атаманчук. — М.: Омега-Л, 2004. — 528 с.;
2. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов / Н. И. Глазунова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. — 551 с.;
3. О стратегическом планировании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ: [в ред. от 17 фев. 2023 г.]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
4. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 дек. 2012 г. № 273-ФЗ: [в ред. от 4 авг. 2023 г.]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
5. Пьянов, Н. А. Консультации по теории государства и права: учеб. пособие / Н. А. Пьянов. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. — 583 с.;
6. Рой О. М. Система государственного и муниципального управления / О. М. Рой. — СПб.: Питер, 2006. — 300 с.;
7. Рыбаков В. А. Законность: к вопросу о понятии / В. А. Рыбаков // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2013. — № 2. — С. 6–11.;
8. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс»;
9. Указ Президента РФ от 21.07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. — Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».