В статье автор рассматривает основные возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников. Предметная область «Технология» в содержании образования выступает в качестве основного интеграционного механизма, позволяющего в процессе предметно-практической и проектно-технологической деятельности синтезировать естественно-научные, научно-технические, технологические, предпринимательские и гуманитарные знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека и обеспечивает прагматическую (прикладную) направленность общего образования.
Ключевые слова: техническое творчество, инженерное мышление, проектная деятельность, предмет «Технология», общее и дополнительное образование.
Предметная область «Технология» основного и дополнительного уровня образования предоставляет широкий спектр возможностей для реализации проектной деятельности школьников, включая такие направления, как робототехника, программирование, дизайн, электроника и электротехника. Это означает, что ученики могут выбирать такие проекты, которые соответствуют их интересам и предпочтениям, развивать навыки и знания в конкретной области технологии [2].
Работа над проектами в области технологии позволяет школьникам развивать инженерное мышление и применять полученные знания на практике. Инженерное мышление — это особый вид мышления, позволяющий быстро и эффективно решать технические задачи [5]. Образовательная область «Технология» позволяет учащимся получить основы инженерного мышления. Мы понимаем, что не все ученики станут инженерами, но всем пригодятся данные основы в будущей повседневной жизни [3]. Кроме того, практические занятия на уроках технологии развивает моторику рук, память, фантазию, глазомер, координацию, а также множество других навыков, которые пригодятся в будущем.
Проектная деятельность в области технологии способствует формированию у школьников навыков самоорганизации, планирования и выполнения задач [6]. В сфере развития регулятивных универсальных учебных действий приоритетное внимание уделяется формированию действий целеполагания, включая способность ставить новые учебные цели и задачи, планировать их реализацию.
Работа над проектами в рамках предмета «Технология» помогает школьникам развивать коммуникативные навыки, так как они должны сотрудничать и обмениваться идеями с другими участниками проекта. Умение слушать, высказываться, аргументировать точку зрения и работать в команде являются важными не только в робототехнике, но и во многих других сферах жизни [7].
Проекты в области технологии могут быть связаны с различными темами, такими как робототехника, программирование, дизайн, электроника и многое другое. Уроки технологии относятся к кружку дополнительного образования «Конструирование самоходной техники». Посредством метода сквозного проектирования ученики, выбрав тему будущего проекта, привязывают разработку и изготовление устройств к темам уроков технологии по основной образовательной программе, что расширяет возможности в реализации выбранных сложных и масштабных проектов [4].
Работа над проектами в рамках предмета «Технология» позволяет школьникам осваивать новые инструменты, что способствует их профессиональному росту. Синхронизация и интеграция учебных программ по обновлению содержания предметной образовательной области «Технология» происходит за счет синтеза проектов по конструированию, робототехнике, программированию, моделированию и прототипированию. Проект может носить комплексный характер, охватывать несколько разделов программы (например, культура ведения дома, технология обработки конструкционных материалов, технология электротехнических работ).
Проектная деятельность в области технологии может быть интересной и мотивирующей для школьников, так как они могут видеть результат своего труда в виде создания реального продукта или устройства. Ведущим способом решения этих задач является формирование способности к проектированию.
Работа над проектами в рамках предмета «Технология» позволяет школьникам применять знания и навыки на практике, что способствует глубокому усвоению материала. Основой для развития ребенка является принцип от «простого к сложному». Например, ученики изучают виды материалов и их свойства, затем ручную обработку и механическую, лазерную резку, аддитивные и информационные технологии. Получая теоретические знания и практические навыки, происходит соединение интеллектуальных и трудовых умений учащихся [1].
Проекты в области технологии могут стимулировать у школьников интерес к научным и техническим дисциплинам, что может повлиять на выбор будущей профессии. Вдохновение от профессионалов, доступ к информационным ресурсам, поддержка и руководство от учителей, наставников, индивидуальные консультации и обратная связь по проектам от экспертов определяет будущий профессиональный путь каждого учащегося.
Работа над проектами в рамках предмета «Технология» способствует развитию творческого потенциала у школьников и помогает им стать более самостоятельными и уверенными в своих силах. Использование новых технологий, таких как 3D-принтеры, программирование или виртуальная реальность, стимулирует творческий потенциал учащихся и предлагает им возможность реализовывать собственные идеи и проекты.
Таким образом, основное и дополнительное образование изначально не должны существовать друг без друга, поскольку вместе создают целостное образовательное пространство: интегрированное, комплексное, с возможностью для полноценного развития ребенка согласно запросам и интересам. «Технология» интегрируется в другие дисциплины и предоставляет возможности для реализации проектной деятельности школьников [6]. Школьники могут выбирать проекты, которые соответствуют их интересам и предпочтениям, развивать навыки и знания в приоритетных сферах жизнедеятельности человека. Это помогает им не только приобрести новые умения, но и формировать творческое, логическое мышление, навыки работы в команде, сделать осознанный выбор будущей профессии.
Литература:
- Заёнчик В. М. Основы творческо-конструкторской деятельности: методы и организация [Текст] / В. М. Заёнчик, А. А. Карачёв, В. Е. Шмелёв.
- Липатов В. И. ИКТ и техническое творчество учащихся // Проблемы современного образования. 2016. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ikt-i-tehnicheskoe-tvorchestvo-uchaschihsya (дата обращения: 19.11.2023).
- Метод творческих проектов как средство развития научно-технологического мышления студентов, получающих технологическое образование [Текст] / О. В. Сидоров, Л. В. Козуб. // Высшее образование сегодня. 2016. — № 5. — С. 59–64.
- Нагибин Н. И., Бурханов А. Г., Попов В. Л. Воспитательный потенциал межпредметной образовательной среды // Современное технологическое образование. Сборник статей, докладов и материалов XXIX Международной научно-практической конференции, 20–22 ноября 2023 года, г. Москва / Под ред. Ю. Л. Хотунцева и В. К. Балтяна — М.: Ассоциация технических университетов, 2023 — с. 169–175
- Послание президента Федеральному собранию [Электронный ресурс]. 2014. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/47173 (дата обращения: 18.11.2023)
- Проектное обучение: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2011. 144 с. Методика проведения педагогического эксперимента и результаты опытно-экспериментальной работы [Текст] / О. В. Сидоров // Дискуссия. 2014. — № 11(52) — С. 159–167.
- Сидоров О. В. Дидактическое обеспечение обучения будущих учителей технологии и предпринимательства электрофизическим и электрохимическим методам обработки конструкционных материалов [Текст] / О. В. Сидоров. Дискуссия на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, 2002.
- Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2004. 256 с. Матяш Н. В. Инновационные педагогические технологии [Текст] / Н. В. Матяш.
- Попов, В. Л. Возможности предметной области «Технология» для реализации проектной деятельности школьников / В. Л. Попов. — Текст: электронный // Инфоурок: [сайт]. — URL: https://infourok.ru/vozmozhnosti-predmetnoj-oblasti-tehnologiya-dlya-realizacii-proektnoj-deyatelnosti-shkolnikov-6820000.html???history=2&pfid=1&sample=4&ref=0 (дата обращения: 23.11.2023).