Настоящая работа посвящена решению задач по формированию компетенций дошкольников в области художественно-эстетического воспитания. Исследование проведено в русле реализации Федеральной образовательной программы и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: дошкольники, воспитание, искусство, модель, программа, воспитание.
Актуальность исследования. В организационном отделе Федеральной образовательной программы дошкольного образования (далее ФОП ДО) указано на важность создания развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социальному и личностному, познавательному и эстетическому развитию, а также сохранению индивидуальности ребенка.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО) характеризует художественно-эстетическое развитие как деятельность педагогов по формированию компетенций ценностно-смыслового восприятия и понимания дошкольниками произведений искусства, мира природы, становление эстетического отношения к окружающему миру и к видам искусства.
Анализ научных исследований позволил выявить следующие аспекты художественно-эстетического развития дошкольников, в том числе ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
Исследователи А. О. Тютякина и О. В. Береговая дали краткий исторический обзор предметов декоративно-прикладного искусства. К примеру, самыми древними предметами декоративно-прикладного искусства предположительно считались игрушки, которые ко всему прочему, имели подвижные механизмы [3].
Ученым Е. А. Морозкиной рассмотрены вопросы и проблемы использования компьютерной графики в системе художественного образования и декоративно-прикладного искусства. Автор считает, что народное искусство «…имеют духовную и материальную ценность, отличаются особенной, самобытной эстетикой, гармоничны, функциональны и красивы» [1].
Автор О. А. Соломенникова выдвинула и подтвердила гипотезу о том, что формирование у старших дошкольников эстетического отношения к действительности средствами декоративно-прикладного искусства возможно при условии, если народное искусство будет являться важным и составным компонентом формирования эстетического отношения к действительности [2].
Интересными являются современные взгляды на декоративно-прикладное искусство авторов Антонюк А. В, Бездоля Э. В, Беляева В. И, Васюкова О. Г, Зубрилина К. М, Харловой О. Н., Соколова М. В, Прокоповой А. С, Созоновой О. Я., Сысоевой Е. А., Морозовой В. П и др.
Основываясь на методологии декоративно-прикладного искусства, была сформулирована цель — разработать систему педагогических условий для ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
Объект исследования : ознакомление дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
Предмет исследования : декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественной культуры дошкольников.
Задачи:
— изучить научную литературу по теме исследования;
— разработать Модель художественно-эстетического развития дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства;
— использовать Модель в образовательной практике и проверить ее эффективность.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и дошкольники МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 47» города Воронежа. Всего участвовали 35 дошкольников в возрасте 4–5 лет.
В качестве сравнительного анализа использовался констатирующий и формирующий эксперименты. Констатирующий эксперимент проводился в начале эксперимента и его целью являлось определение (констатация) начального уровня всех параметров сформированности представлений о декоративно-прикладном искусстве у дошкольников.
Формирующий эксперимент проводился в соответствии с ФОП ДО, где виды экспериментальных воздействий на дошкольников осуществлялся в образовательной деятельности. Сравнение данных эксперимента подтвердило верно выбранные методы работы.
Результаты и их обсуждение
Для реализации цели разработана Модель художественно-эстетического развития дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства. Модель включает следующие сегменты: методика и техники декоративно-прикладного искусства; методология образовательной деятельности в соответствии с ФОП ДО; подходы и принципы; опора на региональный компонент и патриотическая направленность; направления деятельности воспитателя детского сада; психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОО; результат: формирование художественной культуры дошкольников как неотъемлемой части культуры духовной, приобщение к общечеловеческим и эстетическим ценностям, овладение национальным культурным наследием
Пример контрольного занятия «Изготовление игрушки оберега». По сценарию дети смотрят картинки и слушают историю о том, что мастерство создания кукол уходит корнями в глубокую древность. На Руси соломенные куклы-обереги были важной частью жизни славян. И так далее.
Рис. 1. Модель художественно-эстетического развития дошкольников посредством декоративно-прикладного искусства
Затем воспитатель показывает тряпичные куклы и предлагает детям самим сделать такие куклы. В процессе работы воспитатель помогает детям.
Дети любят работать с природным материалом, изготавливая декор и картины. Роспись под палех или гжель на разделочных досках получается неплохо. Важно, что дети испытывают положительные эмоции и учатся добру.
Таким образом, были получены достоверные результаты об актуальности Модели. Ознакомление дошкольников с декоративно — прикладным искусством формирует художественно-эстетическое отношения к миру, к природе, к жизни.
Литература:
- Морозкина Е. А. Компьютерные технологии в создании традиционного орнамента с использованием CorelDRAW. Журнал Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. Новосибирск, № 2, 2021, с 36 -40.
- Соломенникова О. А. Народное декоративно-прикладное искусство как средство формирования начал эстетического отношения к действительности у детей старшего дошкольного возраста. Дис.... канд. пед. наук: 13.00.02: Москва, 1997, — 210 c.
- Тютякина А. О., Береговая О. В. Движение как выразительное средство в декоративно-прикладном искусстве. Журнал Современные тенденции изобразительного, декоративно-прикладного искусств и дизайна. Новосибирск, № 2, 2021, с 18–25.