В статье автор исследует влияние проектной деятельности на процесс изучения фразеологических единиц
Ключевые слова: фразеологическая единица, проектный метод, иностранный язык
В настоящее время овладение учащимися коммуникативной компетенцией отражает главную цель обучения иностранному языку. В связи с этим обостряется вопрос организации содержания обучения, предоставляющей школьникам возможность увеличить скорость овладения знаниями и их усвоения, а также ознакомить учащихся со стратегиями индивидуальной работы с учебным материалом. Личностно-ориентированный подход признан наиболее подходящим для осуществления данной цели и позволяет реализовать процесс наделения учащихся коммуникативной компетенцией через ролевые игры проблемного содержания, дискуссии, обучение в сотрудничестве, а также благодаря методу проектов.
На сегодняшний день целесообразность использования метода проектов в обучении иностранным языкам не вызывает сомнений, так как данный метод позволяет совершенствовать теоретические знания на практике и мотивирует учащихся к осознанному применению приобретенной информации в процессе решения познавательных задач.
Несомненным преимуществом проектной деятельности также выступает возможность совершенствования творческого потенциала школьников, обогащения их кругозора и улучшения навыков анализа и отбора информационных источников, что особенно важно для современных детей и подростков.
В рамках обучения иностранному языку в школепроект предполагает формирование учителем определенного набора действий учащихся, результаты которых отражены в виде творческого продукта [Зуева 2001: 56].
Особая значимость проекта заключается в развитии независимости учащихся в области приобретения знаний и получении опыта учебной и познавательной деятельности. Кроме того, коммуникативный характер проектной методики активно включает школьников в реальную деятельность, учит их толерантно относиться к чужому мнению и выражать свое, дает возможность продемонстрировать свои чувства, а также формирует осознание личной ответственности за результат.
Основными целями применения метода проектов на уроках иностранного языка являются: повышение уровня социальной зрелости, образованности и развития учащихся, демонстрация качества владения школьниками иностранным языком, усиление мотивации к изучению предмета исследования и обогащение знаниями о нем, а также представление индивидуальных и коллективных исследовательских навыков, полученных во время учебного процесса.
Особым отличием проектной методики по мнению Е. С. Полат является соблюдение специальной формы организации, для осуществления которой необходимо придерживаться некоторых правил: тематическая составляющая должна относиться к стране проживания или стране изучаемого языка, предусматривается сопоставление событий, фактов и явлений, связанных с жизнью и историей представителей разных культур. При формулировке проблемы учитывается необходимость учащихся прибегнуть к использованию различных информационных источников и выявлению фактов из смежных областей знаний. Важно обеспечить каждого участника образовательного процесса задачей, соответствующей его уровню владения языком и организовать выполнение заданий таким образом чтобы все учащиеся были активно вовлечены [Полат 2000: 7].
В процессе обучения иностранному языку педагог может внедрить проектную деятельность в рамках любой программной темы, так как помимо вербальных выразительных средств учащиеся могут быть ориентированы на использование анкет, схем, рисунков, карт, графиков и таблиц. Благодаря этому происходит подкрепление развития коммуникативных навыков широким спектром средств передачи информации.
Особой ценностью применения метода проектов является эффективное запоминание лексических единиц и грамматических конструкций в процессе решения задач проблемной направленности, в связи с чем метод проектов в обучении иностранному языку в школе является полезным и интересным способом познания и запоминания фразеологических единиц — устойчивых сочетаний слов, имеющих особый смысл.
Учащимся может быть предложен социолингвистический проекта по сопоставлению русских и английских фразеологизмов, по описанию своеобразия русских и английских пословиц определенной тематики или с особым компонентом. Также полезными являются проекты, цель которых — создание словаря или справочника с практическими рекомендациями по запоминанию фразеологизмов, так как данные виды работы позволяют школьникам ознакомиться с фольклорно-исторической составляющей фразеологических единиц в процессе выявления их толкований, а также изучить особенности и этимологию анализируемых языковых реалий.
Не менее распространены проекты исследовательского характера, включающие классификацию фразеологизмов, анкетирование других учащихся на предмет владения и использования фразеологизмов в речи, обобщение результатов.
При возможности организации межпредметного проекта проработка фразеологического материала в рамках определенной учебной темы или объединенного наличием особого компонента может проводиться с подкреплением знаний по иным предметам. Осуществляя проектную деятельность в таком формате, учащиеся могут, например создать плакат на тему «Здоровое питание», экологический постер или стенгазету о значениях цветового компонента в родном и изучаемом языке, закрепляя знания по биологии, искусству и другим школьным предметам, совершенствуя при этом социолингвистическую компетенцию через применение фразеологического материала по иностранному языку в соответствии с ситуацией.
Исходя из алгоритма действий в рамках проектного метода, предложенного Г. А. Соковой проектная работа по фразеологизмам включает следующие этапы:
Подготовительный этап: выбор темы проекта и формирование групп учащихся. Учащиеся могут выбрать тему проекта, связанную с фразеологизмами определенной тематики (например, «Фразеологизмы о животных»), или с определенным языковым материалом (например, «Фразеологизмы с синонимами»). При формировании групп важно учесть интересы и способности учащихся, чтобы каждый член группы мог внести свой вклад в проект.
Исследовательский этап: изучение и анализ материала по выбранной теме. Учащиеся собирают информацию о фразеологизмах, обращаясь к справочным источникам, энциклопедиям, словарям, интернет-ресурсам и литературе. По результатам исследования составляется собственная база фразеологизмов, которую можно использовать в дальнейшей работе.
Творческий этап: разработка и создание проекта. Учащиеся могут представить результаты своей работы в различных форматах: создание презентации, видео или аудио материала, разработка интерактивной игры, составление кроссворда или карточек с фразеологизмами. Важно обратить внимание на эстетический и креативный аспект проекта, чтобы он был привлекательным и интересным для аудитории.
Презентационный этап: представление проекта. Учащиеся демонстрируют свои работы и делятся полученными знаниями и опытом с товарищами по группе или всем классом. Это может быть презентация, выступление, дебаты или показ видео материала.
Рефлексия, предполагающая обмен мнениями, активное обсуждение и оценивание проектов в соответствии с обговоренными ранее критериями.
Метод проектов — это эффективный подход к обучению фразеологическим выражениям на уроках иностранного языка. Он предлагает учащимся активное участие в процессе обучения, что способствует более глубокому погружению в смысл и использование фразеологических выражений в реальных ситуациях, формируя социолингвистическую компетенцию школьников [Сокова 2002: 54].
Можно выделить и ряд других преимуществ метода проектов в обучении фразеологизмам:
Учащиеся могут выбирать тему для своего проекта и работать над ним с учетом своих интересов и потребностей. Это помогает создать более высокий уровень заинтересованности и мотивации для изучения фразеологизмов.
Работа над проектом позволяет учащимся развивать навыки общения и демонстрировать свою коммуникативную компетенцию. Использование фразеологических выражений в проекте помогает им лучше понять и использовать эти выражения в реальных ситуациях.
Учащиеся могут проявить свою креативность и самостоятельность при создании проекта, поскольку у них есть возможность исследовать и представить информацию о выбранной теме с использованием фразеологических выражений.
Метод проектов позволяет развивать навыки работы в команде, исследования, презентации и самостоятельного обучения. Эти навыки и умения могут быть полезными не только в учебе, но и в жизни в целом.
Таким образом, метод проектов является эффективным подходом к обучению фразеологизмам на уроках иностранного языка, поскольку он стимулирует заинтересованность и мотивацию учащихся, развивает их коммуникативную и социолингвистическую компетенции, творчество, самостоятельность и глубокое понимание фразеологических выражений.
Литература:
- Зуева М. Л. Сравнительный анализ возможностей метода проектов и адаптивной системы обучения в формировании ключевых компетенций. — Москва, 2001. — 56 c.
- Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка / Е. С. Полат // Иностр. языки в школе. — 2000. — № 2. — С. 3–10.
- Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. — Москва: Просвещение, 2003. — 52 с.
- Сокова Г. А. Из опыта использования проектной методики на уроках английского языка в 7 классе [Текст] / Г. А. Сокова. // Иностранные языки в школе. — 2002. — № 4. — C.53–55.
- Чечель И. Метод проектов: субъективная и объективная оценка результатов / И. Чечель // Директор школы. — 1998. — № 4. — С. 3–10.