В данной статье рассматривается понятие национальной идентичности, её разновидности. Также было выявлено, что Россия — страна с многообразием национальностей, где каждый этнос имеет свою историю и своё настоящее. И это многообразие предполагает свою иерархию, свою классификацию и систематизацию.
Ключевые слова: идентичность, национальная идентичность, этническая идентичность, самоидентификация.
This article discusses the concept of national identity, its varieties. It was also revealed that Russia is a country with a variety of nationalities, where each ethnic group has its own history and its own present. And this diversity presupposes its hierarchy, its classification and systematization.
Keywords: identity, national identity, ethnic identity, self-identification.
Понятие «национальная идентичность» относительно новое: оно стало употребляться в российских педагогических исследованиях в постсоветский период, и пока не сложилось однозначного и общепризнанного определения данного довольного сложного феномена. Поэтому в целях педагогической интерпретации его сущности и структурно-содержательного наполнения нами были проанализированы связанные с этим термином понятия этноса, нации и народа, отраженные в научных работах.
Поставленный вопрос использует два понятия, которые сами нуждаются в объяснении. Что такое «идентичность» и что такое «национальность»? Идентичность — слово также «порченное» в профессиональном языке. О чем мы говорим: о жесткой конструкции или о моментах, когда актуализируется, интенсифицируется ощущение общества? В зависимости от того, как мы определим эти два понятия (говорим ли мы о принадлежности к государству, принадлежности к этнической группе, об идентичности, которая все время сопровождает человека, или о мобилизационной стороне этого явления), ответы будут разные.
Прежде всего надо понять, что, когда мы говорим о национальной самоидентификации как о чем-то очевидном, мы навязываем определенную трактовку. Мы как бы предполагаем здание, которое выстраивается по кирпичикам, что неверно. Можно говорить о национальной идентичности футбольных или вообще спортивных фанатов, которые болеют за представителей своей страны. Можно говорить о национальной идентичности внутри страны, когда известно, что кто-то считает себя русским, татарином, евреем, чеченцем, и тогда вдруг выяснится, что-то, что воспринималось как единая национальная идентичность, принадлежность к России, внутри довольно сложно структурировано. Иногда мы приобретаем ту или иную идентичность не потому, что нам этого хочется, а потому, что нас так идентифицируют. Существует самоидентификация и идентификация другими. Все это очень ситуативно. Поговорим о социокультурной идентичности.
Методологической помощью в формировании социокультурной и национальной идентичности на современном этапе развития средней школы считаются такие документы как:
1) Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы;
2) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
3) Концепция Фундаментального ядра содержания общего образования;
4) Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) образования и др.
Идентичность, та или иная, активируется и мобилизуется в условиях конфликтов. В нормальной ситуации национальная, региональная, гендерная, классовая, сексуальная идентичность ― одна из многих. Только когда ты гордо идешь на парад ЛГБТ-сообщества, тебе кажется, что самое главное в твоей идентичности — то, что ты гомосексуалист. Когда ты идешь на «Русский марш», ты думаешь, что прежде всего русский, и так далее. На самом деле самые разноплановые идентичности существуют в повседневной жизни, и мы ими руководствуемся. Мы видим, как на наших глазах какие-то идентичности, которые казались нам очевидными, распадаются и даже исчезают. Была общность «русскоязычные украинцы», одни из них в условиях конфликта поддержали Майдан и уходят в сторону «украиноязычных украинцев», а другие категорически не приняли Майдан и в результате двигаются в сторону «русскоязычных русских». Идентичность очень ситуативна, неустойчива и постоянно меняется.
Этни́ческая иденти́чность — эмоционально-когнитивный процесс осознания принадлежности человека к какой-либо этнической общности; является проекцией на сознание людей существующих этнических связей и проявляется в виде этнонима. Один из видов социальной идентификации. В переписях населения и других видах массового статистического учёта используется как основной этнический определитель.
Таким образом, понятия национальная и этническая идентичность оказываются во многом переплетены. В качестве подтверждения этому можно привести позицию Л. В. Русских — данный автор оперирует таким понятием, как «этническое самосознание», которое включает, помимо идентификации человека с определенной национальностью, еще и представления о своем народе, о присущих ему характерных чертах, о культуре и языке, о территории, на которой он проживает, о его историческом прошлом, настоящем и будущем. Подобные представления имеют эмоциональную окраску, к ним у человека вырабатывается определенное отношение — чувство гордости, сопереживания.
Можно сделать вывод, что понятие национальная самоидентичность — явление сложное и многогранное. С одной стороны, оно подразумевает идентификацию, отождествление личности со страной, которую он считает своей Родиной, с реализуемой ею политикой. С другой стороны, любая страна — это еще и ее история, культура, народы, которые населяют территорию государства. Все эти факторы не могут не влиять на национальное самосознание человека и участвуют в становлении его национальной самоидентичности. Можно согласиться с позицией В. В. Кочеткова, который видит национальную идентичность как «культурную норму, отражающую эмоциональные реакции индивидов по отношению к своей нации и национальной политической системе».
Российская национальная идентичность — это более широкий тип идентичности, чем этническая идентичность и имеет преимущественно выраженную политическую и культурную нагрузку. Бытует несколько подходов в ее теоретическом осмыслении и практической реализации. Одни исследователи полагают, что достижение национальной идентичности в России возможно посредством преодоления многообразия различных этнических идентичностей, бытующих в стране, придавая им общий смысл, сопряженный с политической, экономической и культурной интеграцией российских народов. Иные исследователи высказывают мысль о том, что нужно игнорировать этнокультурное многообразие российских народов, их историческое прошлое и формировать национальную идентичность по американской модели. Этот подход предполагает навязывание сверху идентичности на основе артикулированных общечеловеческих ценностей в их либерально-демократической интерпретации.
Но Россия — это реальная множественность, этническое, религиозное и лингвистическое многообразие, в котором каждый этнос имеет свою историю и свое настоящее. В связи с этим это многообразие предполагает классификацию, систематизацию, иерархию идентичностей. Но стержневой формой многообразия идентичностей в России является этническая идентичность с ее важнейшими элементами: языком, религией, моральными ценностями, диалектами, фольклором, территориальными привязанностями, родоплеменными константами, набором этнических символов и пр. Все это в своей совокупности определяет самосознание того или иного этноса, специфику этнической идентичности.
И все это характерно для народов России, объединенных в едином государстве на основе общеконституционных норм, способствующих формированию национальной идентичности всех народов страны. Формирование национальной идентичности предполагает и выделение общих аспектов для всех форм этнических идентичностей, скрепляющих этносы, культуры, религии, языки. А затем и освоение этих общих аспектов.
Исторически сформировались разные концепции осмысления пути развития России, а также понимание ее будущего. Эти концептуальные позиции в определенной мере направлены на разработку концепции общероссийской идентичности. Классическими концептами, осмысливающими бытие народов России в общественной мысли страны, являются западничество, славянофильство и евразийство, в них сочетаются элементы консерватизма, неоконсерватизма, коммунитаризма, демократизма. В них находят отражение различные варианты национальной идеи русских, российская самоидентификация, национальная идентичность.
Для современной России, объединившей на огромном пространстве различные народы, культуры и конфессии, адекватной моделью ее развития, с нашей точки зрения, является концепция евразийства. Ее сторонниками являются многие интеллектуалы восточных стран, представители христианства, ислама, буддизма, ламаизма. Евразийская сущность России достаточно подробно обоснована такими отечественными мыслителями, как Ф. М. Достоевский, Н. С. Трубецкой, П. Савицкий, Л. Н. Гумилев, Р. Г. Абдулатипов, А. Г. Дугин и др.
Литература:
- Ахмедханова, С. М. Формирование национальной идентичности / С. М. Ахмедханова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 14 (94). — С. 438–441. — URL: https://moluch.ru/archive/94/20893/ (дата обращения: 11.12.2021).
- Бюллетень «Сети этнологического мониторинга и раннего предупреждения конфликтов». 1996. No 9. [Электронный ресурс] URL: http://valerytishkov.ru/cntnt/publikacii3/publikacii/o_konzepzi.html
- Гаджиев К. С. Национальная идентичность: концептуальный аспект / К. С. Гаджиев. — Текст: электронный // Вопросы философии. — 2018. — № 10. — URL: http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=400&ysclid=loptp0whpq293114584
- Как формируется национальная идентичность. URL: https://postnauka.ru/faq/25100
- Кочетков, В. В. Национальная и этническая идентичность в современном мире / В. В. Кочетков. — Текст непосредственный // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. — 2012. — № 2. — С. 144–162
- Россия: многообразие культур и глобализация / отв. ред. И. К. Лисеев
- Русских, Л. В. Идентичность: культурная, этническая, национальная / Л. В. Русских — Текст: непосредственный // Вестник ЮурГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». — 2013. — Т. 13, № 2. — С. 178–180
- Тишков В. А. О концепции государственной национальной политики