Оперативная и эффективная работа органов прокуратуры является фундаментом правового государства. Однако, увы, никто не застрахован от преступлений, даже среди сотрудников прокуратуры. В связи с этим, особенное внимание следует уделять предупреждению и противодействию преступлениям, совершаемым именно этой категорией лиц.
В криминологии предупреждение преступности можно рассмотреть как многоуровневую систему государственных и общественных мер, направленных на распознание, ликвидацию, ослабление причин и условий преступности, преступлений отдельных видов и конкретных правонарушений, а также на удержание от перехода или возврата на преступный путь людей, условия жизни и поведение которых указывают на такую возможность. Разработка этих мер — одна из главных задач криминологических исследований, а внедрение этих мер в практику — показатель эффективности исследований.
Предупреждение преступности представляет собой систему, которая включает в себя объекты профилактики; ее основные уровни и формы; меры предупредительного воздействия; субъектов, осуществляющих эту работу.
Чтобы предотвратить преступления, совершенные сотрудниками прокуратуры, важно внедрить комплексный набор мер, которые касаются индивидуальных, организационных и системных факторов, способствующих таким инцидентам. Эти меры должны сосредоточиться на профилактике, обнаружении и наказании, чтобы обеспечить ответственность и поддерживать целостность прокуратуры.
Меры по профилактике направлены на устранение коренных причин преступлений, совершенных сотрудниками прокуратуры. Эти меры включают в себя содействие этическому поведению и профессионализму посредством надежных программ обучения по этике, установление четких кодексов поведения и профессиональных стандартов, а также внедрение сильной системы внутреннего контроля для предотвращения коррупции и злоупотребления властью. Кроме того, содействие культуре прозрачности, подотчетности и целостности в организации имеет решающее значение для предотвращения неэтичного поведения.
Меры обнаружения сосредоточены на выявлении и расследовании потенциальных проступков или преступной деятельности работниками. Эти меры включают в себя создание независимых надзорных органов или подразделений по внутренним делам для мониторинга и расследования утверждений о проступках, реализации эффективных механизмов отчетности для осведомителей и проведения регулярных аудитов и внутренних обзоров для выявления неровностей или подозрительных действий. Быстрое обнаружение потенциальных преступлений может предотвратить дальнейший вред и обеспечить принятие соответствующих действий.
Меры наказания необходимы для удержания сотрудников от участия в преступной деятельности и привлечь их к ответственности за их действия. Эти меры включают в себя установление дисциплинарных процедур и санкций за проступки, обеспечение того, чтобы расследования были тщательными и беспристрастными, а также установление серьезных наказаний за преступное поведение. Кроме того, сотрудничество с правоохранительными органами и судебными органами, чтобы обеспечить, чтобы сотрудники были приговорены и осуждены соответствующим образом, имеет решающее значение для поддержания общественного доверия и уверенности в системе правосудия.
В прокуратуре, которая составляет единую федеральную централизованную систему и действует на основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации, воспитание молодых специалистов представляет собой процесс целенаправленного и систематического воздействия на прокурорских работников со стажем до трех лет с целью формирования мировоззрения и профессиональных навыков, необходимых для вхождения в профессию и обеспечения добросовестного и эффективного выполнения своих служебных обязанностей.
Под содержанием воспитательной работы, в том числе с молодыми специалистами, нами понимается деятельность соответствующих субъектов по их воспитанию. Осуществление воспитательной работы с молодыми специалистами персонально возложено прежде всего на руководителей органов прокуратуры и назначенных ими наставников. В ее реализации также участвуют кадровые подразделения, в том числе психологические службы прокуратуры, а также работники, обеспечивающие собственную безопасность и физическую защиту, научные и педагогические работники организаций прокуратуры.
Приоритетным направлением воспитательной работы с молодыми специалистами является профилактика коррупционных правонарушений.
Профилактика правового нигилизма в среде государственных служащих, в том числе сотрудников правоохранительных органов, должна осуществляться не только посредством ужесточения принципа неотвратимости наказания за преступное и противоправное поведение, но и повышением уровня юридической грамотности государственных служащих. Эти меры подразумевают и необходимость повышения качества отбора кандидатов на замещение должностей государственной службы.
Преодоление деформационных тенденций в правовой культуре сотрудников прокуратуры представляет собой важную задачу для современного российского государства и может быть осуществлено посредством следующих комплексных мероприятий:
1) дальнейшего повышения уровня правовой грамотности сотрудников прокуратуры;
2) духовно-нравственного воспитания сотрудников прокуратуры;
3) ужесточения законодательства в направлении борьбы с коррупцией и должностными преступлениями;
4) расширения контроля общественности за деятельностью правоохранительных органов, в том числе и прокуратуры.
Профилактика и предотвращение развития профессионального выгорания являются не только социально важными, но и психологически необходимыми. С учетом причин профессиональных деформаций, их явных и скрытых проявлений требуется целенаправленная и постоянная профилактика.
Работа по профилактике профессиональной деформации включает в себя меры как психологического, так и непсихологического организационно-управленческого, воспитательного характера [4].
К задачам, решаемым в процессе профилактики профессиональной деформации работников прокуратуры, следует отнести:
– совершенствование методов управления личным составом;
– формирование морально-психологического климата в подразделениях органов внутренних дел.
Органам прокуратуры следует учитывать положительный опыт, накопленный в других правоохранительных ведомствах. Разработка научно обоснованных комплексных программ профилактики профессиональной деформации и профессионального выгорания работников, снижения их негативных проявлений будет способствовать повышению эффективности работы всех звеньев ведомства, росту удовлетворенности трудом его сотрудников [5].
Как упоминалось ранее, важной составляющей повышения эффективности работы в органах, в частности, органах прокуратуры, является рост удовлетворенности трудом сотрудников. В первую очередь, для этого необходима мотивация, мотивация сотрудника в любой работе будет являться главной функцией для его руководителя, который должен смоделировать поведение коллектива в целом и каждого сотрудника по отдельности для достижения поставленных целей.
Для того, чтобы мотивация к работе в органах прокуратуры была наивысшей, необходимо обратить внимание на стимулы работников органов прокуратуры при осуществлении своей профессиональной деятельности.
Одной из особенностей предупреждения преступлений, совершаемых сотрудниками прокуратуры, является необходимость проработки и внедрения системы корпоративного контроля, которая бы позволяла выявлять нарушения и несанкционированные действия сотрудников прокуратуры. Это может быть осуществлено путем введения этических кодексов и норм поведения, которыми должны руководствоваться все сотрудники органов прокуратуры. Такие документы помогут установить нормы и правила, нарушение которых будет рассматриваться как преступление или дисциплинарный проступок.
Другой важной составляющей предупреждения преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры, является постоянное обучение и повышение квалификации сотрудников. Они должны быть осведомлены о последних изменениях законодательства, внутренних правилах и процедурах органов прокуратуры. Это поможет недопущению несанкционированных действий со стороны сотрудников и повысит общий уровень профессионализма в органах прокуратуры.
Не менее важным аспектом предупреждения преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры, является наличие эффективных механизмов внутреннего контроля и расследования таких преступлений. Недопустимо игнорировать или скрывать нарушения, совершенные сотрудниками прокуратуры. Все преступления должны расследоваться с соблюдением принципа независимости и объективности. Создание специализированных подразделений, ответственных за расследование преступлений среди сотрудников прокуратуры, станет сильной гарантией борьбы с такими правонарушениями.
Наконец, необходимо продолжать работу по формированию осознания сотрудников органов прокуратуры о неприемлемости и необходимости борьбы с преступлениями внутри своей профессиональной сферы. Специальные программы, тренинги и курсы по этике и профессиональной деятельности должны входить в стандартную систему образования и повышения квалификации сотрудников прокуратуры.
В заключение, предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов прокуратуры, имеет свои особенности, которые требуют систематического и комплексного подхода. Этот процесс должен включать в себя введение корпоративного контроля, обучение и повышение квалификации сотрудников, создание эффективных механизмов внутреннего контроля и расследования, а также осознание личной ответственности каждого сотрудника прокуратуры за свои действия. Только таким образом можно гарантировать сохранение принципов правового государства и борьбу с коррупцией в сфере правоохранительных органов.
Литература:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Федеральным конституционным законом «О поправках к Конституции РФ» от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. № 7-ФКЗ, от 5 февраля 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июля 2014 г. № 11-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.; Собрание законодательства РФ. — 2014. — № 31. — Ст. 4398.
2. Федеральный закон от 17.10.1992 № 2202–1 (ред. от 24.07.2023) «О прокуратуре Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. — 20.11.1995. — № 47. — ст. 4472.
3. Кодекс поведения должностных лиц по поддержании правопорядка. Принят Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 17 декабря 1979 г. Доступ их справочно-правовой системы «КонсультанатПлюс».
4. Стригуненко, И. К. Профессиональная деформация личности сотрудника органов внутренних дел: анализ, причины и пути преодоления // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. — 2019. — С. 123–126.
5. Профилактика профессиональной деформации личности сотрудника органа внутренних дел: методическое пособие / Под общ. ред. В. М. Бурыкина. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2004. — 144 с.