В статье рассматривается исследование психологического сопровождения профессионального самоопределения детей подросткового возраста с нарушением интеллекта. Описаны ход констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Ключевые слова: профориентация, профессиональное самоопределение, интеллектуальные нарушения, лёгкая степень умственной отсталости, подростковый возраст, психологическое сопровождение.
The article discusses the study of psychological support for professional self-determination of adolescent children with intellectual disabilities. The course of the ascertaining, formative and control experiments is described.
Keywords: career guidance, professional self-determination, intellectual disabilities, mild mental retardation, adolescence, psychological support.
Введение . Самоопределение в профессии и поиск своего места в жизни крайне актуальны для подростков с нарушением интеллекта, помогая им успешно адаптироваться в обществе и в образовательном процессе. Этот вопрос важен для определения жизненных ориентиров и целей, развития навыков эмоционально-волевой саморегуляции и соблюдения правил, а также достижения академических успехов. К примеру, А. Маслоу считает, что самоактуализация проявляет себя «через увлеченность значимой работой» [1, 8, 11].
Трудовое воспитание является обязательной частью образовательного пути для учащихся с лёгкой степенью умственной отсталости. Это позволяет им освоить трудовые навыки, получить профессиональное образование в доступных ремеслах и успешно интегрироваться в общество. Однако большинству подростков трудно выбрать профессию, особенно учащимся с интеллектуальными нарушениями, которым доступен ограниченный перечень профессий. Часто после окончания школы возникают проблемы с выбором образовательного учреждения для получения профессионального образования. Это повышает риск развития у таких учащихся социальной дезадаптации, аддикций и делинквентного поведения. Например, И. С. Кон считает, что самореализация имеет место быть чрез труд, работу и общение. П. Г. Щедровицкий отмечает, что «значение самоопределения — в возможности человека строить самого себя, собственную индивидуальную историю, в умении непрерывно переосмысливать свою сущность» [2, 3, 4, 7].
Выбор профессии становится проще, если учащиеся имеют достаточную информацию о профориентации и у них достаточно развиты личностные качества, способствующие профессиональному самоопределению, такие как внутренняя мотивация, готовность к самоопределению и осознанность в выборе. На данный момент продолжаются поиски новых путей в этом направлении. Изучение профессионального самоопределения подростков с лёгкой степенью умственной отсталости и проведение коррекционно-развивающей профориентационной работы, включающей компоненты работы с мотивацией и осознанностью, помогут повысить осознанность и планирование в области профессионального самоопределения учащихся.
В связи с вышесказанным целью нашего исследования стало выявление особенностей и разработка программы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8–9 классов с нарушением интеллекта.
Перед выполнением данного исследования предварительно были проанализированы теоретические аспекты проблемы психологического сопровождения профессионального самоопределения учащихся 8–9 классов с диагностированными интеллектуальными нарушениями. Анализ этой проблематики позволил нам сделать несколько основополагающих выводов.
В процессе профориентационной работы необходимо учитывать особенности подросткового возраста. На основе имеющейся накопленной информации разрабатывается комплексный план и программа мероприятий. Учащиеся 8–9 классов находятся в периоде подросткового развития, в котором самоопределение занимает важное место, а профессиональное самоопределение является неотъемлемой его составляющей. Сообразно В. Франклу, самоопределение подразумевает не только «самореализацию», но и расширение собственных изначальных возможностей — «самотрансценденция» [6, 9].
Также стоит отметить, что планирование профориентационных активностей существенно влияет наличие диагностированных интеллектуальных нарушений, которые накладывают определенные ограничения на процесс профессионального самоопределения и всю профориентационную работу в целом. Это обусловлено как индивидуальными особенностями данных учащихся, так и социальными ограничениями, связанными с выбором профессионального пути. А значит профессиональное самоопределение учащихся с нарушением интеллекта требует дополнительно психологического сопровождение помимо традиционных педагогических мер трудового обучения. Э. Ф. Зеер в своих трудах считает, что психологическое сопровождение — это движение вместе с изменяющейся личностью, своевременное оказание возможных путей, помощь и поддержку [7, 12].
В настоящее время мы столкнулись с проблемой отсутствия обобщающей актуальной информации и методических разработок, применимых на практике и подтвержденных эмпирическим исследованиями, по программам психологического сопровождения процесса профессионального самоопределения учащихся 8–9 классов с нарушением интеллекта, а именно — с лёгкой степенью умственной отсталости (МКБ 10 — F70) [5].
Все вышеперечисленные факторы и тщательное изучение индивидуальных и групповых особенностей подростков позволяют построить основополагающую структуру работы с данной группой учащихся, учитывающую их общие особенности и потребности.
Организация и методы исследования. На этапах констатирующего и контрольного эксперимента для оценки эффективности программы занятий, разработанной для этапа формирующего эксперимента, нами были использованы следующие методики диагностики:
— «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО) Е. А. Климов [8];
— «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенский [11];
— Тест-опросник «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчарова [9].
Выборка и ход исследования подбирались и производились в следующем порядке — исследование состоит из констатирующего, формирующего и контрольного эксперимента.
Констатирующий эксперимент: нами было произведено обследование групп детей 8–9 классов с нарушением интеллекта и нормотипичных по подобранным методикам, направленным на определение профессиональной направленности, мотивационной готовности к выбору профессии и определении типа мотивации выбора профессии, с последующим сравнением результатов.
Формирующий эксперимент: нами было произведено разделение группы детей с нарушением интеллекта на контрольную и экспериментальную, и после проведения курса занятий с экспериментальной группой повторное тестирование с помощью методик, используемых так же на этапе констатирующего эксперимента.
Контрольный эксперимент: на данном этапе исследования нами сравнивались результаты экспериментальной и контрольной групп, а также результаты экспериментальной группы между результатами констатирующего и контрольного эксперимента.
Статистический критерий для оценки достоверности исследования подбирался в соответствии с выборкой, целью и гипотезой исследования. Для проверки гипотезы будет использован статистический критерий T-Стьюдента в сравнении результатов эксперимента — контрольной и экспериментальной группы в контрольном эксперименте, и экспериментальной группы в динамике в сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов.
Основные результаты. В ходе констатирующего эксперимента были определены выборка исследования, а также методы диагностики испытуемых. Проведен количественный и качественный анализ результатов исследования на этапе констатирующего эксперимента.
Было обнаружено, что по результатам методики «ДДО» Е. А. Климова [3], нормотипичные учащиеся в своем профессиональном выборе больше предпочитают интеллектуальную деятельность и общение с людьми, в то время как учащиеся с интеллектуальными нарушениями имеют нереалистичные представления о своих профессиональных возможностях и делают выбор, который затруднительно реализовать на практике (Рисунок 1).
Рис. 1. Сравнительный анализ значений констатирующего эксперимента по методике «ДДО» Е. А. Климова между группами нормотипичных учащихся и учащихся с нарушением интеллекта
Также было выявлено, что по результатам методики Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского учащиеся с интеллектуальными нарушениями проявляют меньшую готовность к своему профессиональному самоопределению по сравнению с нормотипичными учащимися (Рисунок 2).
Рис. 2. Сравнительный анализ значений констатирущего эксперимента по методике «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского между группами нормотипичных учащихся и учащихся с нарушением интеллекта
При этом сравнительный анализ диагностики учащихся по методике тест-опросник «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчарова показал, что у учеников с интеллектуальным нарушением преобладают внешние мотивы профессионального самоопределения, в то время как у нормотипичных учащихся преобладают внутренние мотивы, хотя и социально значимые.
Рис. 3. Сравнительный анализ значений констатирующего эксперимента по методике «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчаровой между группами нормотипичных учащихся и учащихся с нарушением интеллекта
Исходя из полученных результатов, можно сделать вывод, что подросткам, нуждающимся в помощи в профессиональном самоопределении, ученики с интеллектуальными нарушениями требуют особого внимания, так как они испытывают нереалистичные ожидания от своего будущего профессионального выбора, проявляют низкую готовность к выбору профессии и имеют трудности в осознанном и самостоятельном принятии решений. Это может привести к осложнениям не только в выборе профессии, но и в дальнейшем профессиональном и жизненном пути.
На основе теоретического анализа и вышеизложенных данных констатирующего эксперимента нами была разработана программа занятий для этапа формирующего эксперимента в исследовании.
Продолжительность программы занятий составляет половину учебного года, что эквивалентно двум учебным четвертям. В рамках программы рекомендуется проводить два занятия в неделю, что соответствует нормам, установленным в соответствующих нормативных документах для учащихся с легкой степенью умственной отсталости. В итоге, общее время занятий составляет 34 академических часа, что соответствует стандартному количеству учебных недель в учебном году.
Программа занятий включает в себя различные этапы, такие как: профориентация, работа с мотивами выбора профессии, развитие личностных качеств, осознанность выбора, а также рефлексия и подведение итогов.
Далее нами был проведен контрольный эксперимент для оценки эффективности разработанной и проведенной программы занятий на этапе формирующего эксперимента.
По результатам диагностики по методике «ДДО» Е. А. Климова, учащиеся 8–9 классов с интеллектуальными нарушениями из экспериментальной группы выработали более реалистичное представление о профессиональной направленности (Рисунок 4, Рисунок 5).
Анализ сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп на основе критерий T — Стьюдента (результат t эмп. = 7,5 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.
Рис. 4. Сравнение результатов между контрольной и экспериментальной группой учащихся с интеллектуальными нарушениями контрольного эксперимента по методике «ДДО» Е. А. Климова
Анализ сравнения результатов экспериментальной группы в динамике между констатирующим и контрольным экспериментом на основе критерия T-Стьюдента (результат t эмп. = 8,1 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.
Рис. 5. Сравнение результатов между констатирующим и контрольным этапами исследования экспериментальной группы учащихся с интеллектуальными нарушениями контрольного эксперимента по методике «ДДО» Е. А. Климова
Также по результатам методики Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского проявили более высокую мотивационную готовность к профессиональному самоопределению (Рисунок 6, Рисунок 7).
Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной группы, мы использовали математический анализ на основе критерия T-Стьюдента (результат t эмп. = 7,4 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.
Рис. 6. Сравнительный анализ значений контрольного эксперимента по методике «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского между группами учащихся с нарушением интеллекта
Анализ сравнения результатов экспериментальной группы в динамике между констатирующим и контрольным экспериментом на основе критерия T-Стьюдента (результат t эмп. = 6,8 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.
Рис. 7. Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного эксперимента экспериментальной группы учащихся с нарушением интеллекта по методике «Опросник для выявления готовности школьников к выбору профессии» В. Б. Успенского
А также по результатам теста-опросника «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчарова выяснилось, что учащиеся из экспериментальной группы сильнее ориентировались на внутреннюю мотивацию в процессе профессионального самоопределения (Рисунок 8, Рисунок 9).
Сравнивая результаты контрольной и экспериментальной группы, мы использовали математический анализ на основе критерия T — Стьюдента (результат t эмп. = 6,3 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.
Рис. 8. Сравнительный анализ результатов контрольного эксперимента по методике «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчаровой
Анализ сравнения результатов контрольной и экспериментальной групп на основе критерия T-Стьюдента (результат t эмп. = 8,2 p>0,05 p>0,01), который показал нахождение результата в зоне значимости, чем подтвердил нашу гипотезу.
Рис. 9. Сравнительный анализ результатов контрольного и констатирующего экспериментов экспериментальной группы по методике «Мотивы выбора профессии». Р. В. Овчаровой
В результате анализа результатов было выяснено, что в экспериментальной группе наблюдаются значимые изменения в сравнении с контрольной группой и с учетом динамики самой экспериментальной группы в сравнении с констатирующим экспериментом. Статистические расчеты, выполненные на основе t-критерия Стьюдента, подтвердили статистическую достоверность полученных данных.
Заключение. На основе полученных данных теоретического анализа и этапов констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов мы можем сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась: целенаправленная коррекционно-развивающая психолого-педагогическая работа с учащимися 8–9 классов с интеллектуальными нарушениями в области профориентации способствует осознанности выбора и формирования направленности профессионального самоопределения учащихся 8–9 классов с интеллектуальными нарушениями с учётом актуального доступного перечня профессий. А значит, что для достижения цели по профилактике трудностей профессионального и жизненного самоопределения и возникновения дезадаптивного, аддиктивного и делинквентного поведения по завершению школьного обучения у учащихся с нарушением интеллекта целесообразно и с высокой вероятностью эффективно проводить психологические занятия, направленные на работу с мотивацией и осознанностью в вопросах профессионального самоопределения.
Литература:
- Акимова О. И. Специфика профессионального самоопределения учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида // Концепт. Спецвыпуск. 2021. № 26. С. 1–6.
- Афанасьева Р. А. Профориентационная работа с детьми и подростками с ограниченными возможностями жизнедеятельности//Наука и Школа. 2019. Вып. № 6.
- Битянова, М. Р. Организация психологической работы в школе / M. Р. Битянова. — М.: Генезис, 2020. — 298 с.
- Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.: Научное наследство/Под ред. М. Г. Ярошевского. — М.: Педагогика — 2022.—400 с.
- Егорычева И. Д. Ценностные ориентации как отношение подростков к миру и методика их диагностики//Мир психологии. 2011. № 4.
- Закревская О. В. Ценностно-смысловая сфера личности как фактор профессионального самоопределения учащихся старшего подросткового возраста: Дис. канд. психол. наук. М.; Екатеринбург, 2021.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий. — М.: Деловая книга, 2020.
- Климов, Е. Л. Психология профессионального самоопределения: учеб. пособие/ Е. Л. Климов. Ростов н/Д.: Феникс, 2019. 509с.
- Корженевская Е. А. и др. Диагностика профессиональных интересов и организация профессиональных мероприятий в системе инклюзивного образования//Труды БрГУ. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2022.
- Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов: В 2 ч. М.: Просвещение, 2020.
- Пряжников Н. С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопросы психологии. 2019. № 1. С. 62–72. 22.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. — СПб.: Питер 2022. — 516 с.