В современном мире поток потребляемой информации необычайно высокий. С развитием технологий её уже не нужно добывать с трудом, тратить время на изучение энциклопедических статей, посещения библиотек и архивов; информация стала легко доступной (можно найти необходимое в любое время, в любом месте и в любом формате). Однако, вместе с удобством мы столкнулись с такой проблемой, как перенасыщение информацией. Наш мозг уже не всегда может справляться с большим количеством новых знаний. Особенно важным навыком становится способность структурировать, анализировать и оценивать тексты. Так, целью занятий по скорочтению является формирование и развитие умения быстро обрабатывать информацию, а именно, быстро читать и понимать смысл прочитанного, умение вычленять ключевые слова и значимые элементы текста.
Конечно же, на развитие навыка скорочтения влияет сформированность навыка чтения, хорошая память, умение переключать внимание или наоборот, сконцентрироваться на определенной задаче. Если у учащихся возникают трудности с каким-то из перечисленных умений, то обучить их скорочтению является непростой задачей. В связи с этим необходимо сначала устранить те проблемы, которые мешают младшему школьнику в полной мере овладеть навыком скорочтения.
Исходя из личного опыта, работы с младшими школьниками, я могу выделить несколько часто встречающихся трудностей:
1) Трудности с дикцией
2) Маленький словарный запас
3) Проблемы связанные с концентрацией внимания
4) Возвратные движения глаз
5) Маленький угол зрения
Трудности с дикцией достаточно распространённая проблема среди младших школьников. Очень часто встречаются ребята, речь которых нечёткая, могут быть проблемы как с произношением отдельных звуков, так и с речью в целом, например, слишком быстрый темп речи или наоборот медленный, почти нараспев, либо ребенок говорит с придыханием, или проглатывает окончания и т. д. Все эти проблемы дети переносят и на овладевание навыком чтения вслух, безусловно, им сложнее понять смысл прочитанного. Такие случаи, на мой взгляд, являются одной из причин потери интереса к чтению и восприятия его как сложного и бесполезного занятия. Свой урок скорочтения я начинаю с артикуляционной гимнастики, дыхательных упражнений, а также в программу занятия включаются задания и игры, направленные на автоматизацию проблемных звуков, слогов; задания для развития фонематического слуха, грамматических навыков и другие логопедические упражнения. Успешность в устранении проблемы, конечно же зависит от качества выполнения заданий, но даже при пассивном участии наблюдается положительная динамика.
Маленький словарный запас — ещё одна распространённая проблема младших школьников. Особенно это касается современных детей, которые начинают учить стихи и читать небольшие тексты устного народного творчества или классической литературы, где часто используются слова устаревшие, нетипичные. Наверное, самое важное в этой ситуации — это то, что даже если устаревшие слова объясняются, они всё равно остаются непонятными для ребят, они не могут придумать примеров, где можно их применить. Другая сторона этой проблемы — это скудный активный лексический словарь, то есть тех слов, которые младшеклассники используют в обычной речи. Чтение для таких ребят становится долгим и изнурительным процессом, незнакомые слова они начинают читать по слогам, додумывать их значения или вовсе оставляют их без внимания. Эту проблему на своих занятиях я стараюсь решить, используя игры и задания на увеличение словарного запаса, на структуризацию понятий. Например, игра «Назови как можно больше» смысл игры заключается в том, что нужно за ограниченное количество времени назвать слова на заданную тему, не повторяясь. Игру можно усложнять, например, называть слова из категории на определенную букву или сокращать время и т. д. Ещё одна игра, которая нравится детям «Объясни». Игрокам необходимо объяснять слова, загаданные на карточках, не используя однокоренных слов.
Следующая трудность — это проблема с концентрацией внимания. Часто она проявляется как нетерпимость (ребёнок не может дослушать до конца, дождаться своей очереди, выкрикивает, перебивает), как беспокойные движения (не может сидеть на месте, качается или встает, вертится, крутит что-то в руках), как быстрые реакции (отвечает не задумываясь, делает что-то недослушав, легко отвлекается) и другие признаки. Эту проблему можно решить, выполняя с учениками упражнения на развитие памяти и концентрации внимания. Например, моим ученикам очень нравится задание «Детектив», где в строках с буквами (без пробелов) они ищут либо определенную букву, либо слоги, либо слова. Это задание можно усложнить, например, ребятам не просто нужно найти букву или слово, но и необходимо выделить их определенным образом (подчеркнуть, обвести в квадрат, закрасить и т. д.), также можно попросить учеников посчитать и запомнить количество найденных символов в строке и т. п. Обычно такие упражнения не занимают много времени, они с интересом воспринимаются учащимися и помогают научиться внимательно слушать, выполнять работу сосредоточено.
Возвратные движения глаз или как ещё называют эту проблему — регрессии во время чтения, к сожалению, довольно часто встречалась мне при работе с младшими школьниками. Типичными признаками регрессий является возврат ученика уже к прочитанному, частые перечитывания слов, целых строчек, абзацев; ребёнок нередко теряет строку, где он читал и снова начинает перечитывать с того места, где он запомнил. Почему же возникает такая проблема? На мой взгляд, это может быть связано с привычкой, которая формируется на этапе, когда ребёнок учится читать по слогам и повторяет уже прочитанное по слогам слово, чтобы понять его значение. В дальнейшем, когда ученик не понимает или забывает, что только что прочитал, он возвращается в начало и начинает читать заново. Бывает и так, что эта привычка настолько хорошо закрепляется, что даже в случаях полного понимания прочитанного, ребёнок всё равно перечитывает строки или отдельные слова. Эту трудность на своих занятиях мы решаем при помощи упражнений, направленных на формирование новой привычки — движения глаз только вперед, в правильном направлении, слева направо. Например, чтение с приспособлениями, помогающие следить за строкой (с пальчиком, с карандашом, с линейкой, с листом бумаги), упражнение — перепутанные линии по методике Рисса, упражнения на развитие смысловой догадки и др.
Отдельно бы хотелось рассказать об упражнении «Чтение с окошком». Для этого задания потребуется небольшой квадрат или прямоугольник из картона. Справа нужно вырезать прямоугольник (окошко), в который бы помещалась часть слов из строки. При чтении ребёнок кладёт этот тренажёр на текст и по мере прочитывания двигает его вперёд. Получается, что левая часть текста закрыта картоном и учащийся уже не может перечитать слова или всю строку.
Маленький угол зрения также является одной из распространённых причин, по которой у младших школьников не получается научиться читать быстрее. Она характеризуется как неспособность ученика видеть все слова в строке или больше тех слов, на которых он остановил свой взгляд. Это связано не с проблемами зрения, а с несформированностью расслабленно воспринимать текст, видеть несколько слов и складывать их образную картинку. Для работы над этой трудностью мы с учениками выполняем упражнения на развитие навыка бокового зрения или расширения угла зрения. Например, это различные таблицы Шульте, основной принцип работы с такими таблицами — сосредоточить взгляд в определённой точке (чаще всего в центре) и не перемещаясь глазами по таблице найти заданный порядок цифр, букв, слогов и т. д. Хорошо тренируют периферическое зрение, внимание и смысловую догадку задание «Пирамида». Буквы, цифры или слова располагаются по бокам слева и справа. В каждом новом ряду символы равно удаляются от центра, и вид задания в целом напоминает пирамиду. Учащимся необходимо сконцентрировать взгляд в центре и произносить то, что он видит по бокам, при этом рекомендуется держать каждый новый ряд закрытым при помощи листа бумаги или линейки, чтобы ученик не мог заранее видеть символы, которые ему нужно будет прочесть.
При системном и регулярном выполнении перечисленных упражнений, игр и заданий учащиеся преодолевают трудности связанные с процессом чтения. Это помогает им успешнее овладеть не только навыком скорочтения, но и, в целом, по отзывам родителей, улучшает успеваемость по предметам начальной школы, сокращает время выполнения домашних заданий.
Таким образом, можно сказать, что трудности в обучении скорочтении младших школьников решаемы и приводят к результатам, однако, необходимо помнить о регулярных и системных занятиях, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки.
Литература:
- Билая Ангелина М. Скорочтение как инструмент развития личности // Инновационная наука: Психология, Педагогика, Дефектология. 2020. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skorochtenie-kak-instrument-razvitiya-lichnosti (дата обращения: 01.11.2023).
- Ерофеева, Т. Н. Описание педагогического опыта по формированию навыков выразительности чтения у младших школьников посредством упражнений развивающего характера / Т. Н. Ерофеева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 753–755. — URL: https://moluch.ru/archive/61/8883/ (дата обращения: 01.11.2023).
- Севастьянова Т. П., Саттарова Л. С. Проблемы формирования и развития навыка чтения у младших школьников // Вестник науки. 2019. № 5 (14). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-formirovaniya-i-razvitiya-navyka-chteniya-u-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 03.11.2023).