В статье рассматриваются принципы обучения иностранным языкам обучающихся младшего школьного возраста. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода полного физического реагирования.
Ключевые слова: принципы обучения иностранным языкам, метод полного физического реагирования.
В настоящее время метод полного физического реагирования представляет наибольший интерес у преподавателей иностранного языка. Применение метода полного физического реагирования на уроках иностранного языка позволяет повысить мотивацию и укрепить познавательный интерес к изучению иностранных языков у дошкольников и обучающихся младшего школьного возраста.
В отечественной и зарубежной методической литературе достаточно широко рассмотрены принципы обучения обучающихся в начальной школе. В работах И. А. Зимней подробно раскрываются основные психолого-физиологические особенности обучения обучающихся младшего школьного возраста:
- В процессе обучения иностранному языку учебная деятельность должна быть направлена на возникновение и поддержание учебно-познавательного интереса к изучению иностранного языка через разнообразные виды деятельности.
- Обучающиеся младшего школьного возраста характеризуются впечатлительностью и повышенной восприимчивостью содержания учебного материала.
- В силу психолого-физиологических особенностей обучающиеся отличаются низкой концентраций внимания. Концентрация внимания на данном возрастном этапе небольшая и составляют приблизительно 7–10 минут.
- В данном возрасте особенно развито наглядно-образное восприятие и мышление [1, с.96–100].
Рассмотрим общедидактические принципы обучения иностранному языку на начальном этапе обучения, предложенные Г. В. Роговой:
— Принцип воспитывающего обучения. В процессе обучения иностранным языкам следует знакомить обучающихся с культурой общения, и формировать навыки работы с различными упражнениями, направленными на разные виды речевой деятельности и компонентами УМК.
— Принцип сознательности обучения. Обучающийся должен осознанно воспринимать учебный материал и применять его на практике.
— Принцип активности. Каждый обучающийся рассматривается как активный участник образовательного процесса. Учебно-познавательная деятельность должна содержать упражнения, выполнение, которых активизирует активную познавательную и творческую вовлеченность обучающихся в образовательный процесс.
— Принцип доступности и посильности обучения. Содержание учебно-познавательной деятельности должно соответствовать уровню реальных возможностей и интересам обучающихся.
— Принцип прочности обучения. Логично построенный образовательный процесс, качественно отобранное содержание обучения позволяют прочно усваивать обучающимися языковой материал и легко воспроизводить в устной или письменной речи.
— Принцип учета индивидуальных особенностей. В процессе обучения следует наблюдать и контролировать за процессом обучения иностранному языку обучающихся, своевременно оказывать поддержку отстающим в группе [2, с. 151–153].
Одним из эффективным методом обучения, учитывающего основные принципы обучения иностранным языкам обучающихся младшего школьного возраста, является метод полного физического реагирования или Total Physical Response. Основоположником данного метода является профессор психологии Калифорнийского университета Сан-Хосе Джеймс Ашер. Метод полного физического реагирования основывается на теории о развитии правого и левого полушария головного мозга человека. В процессе обучения левое полушарие головного мозга отвечает за установление логических связей и механическое запоминание, и повторение слов. Соответственно, правое полушарие головного мозга отвечает за образность и творческое мышление [4, c.74].
Традиционные методики обучения иностранным языкам предполагают усвоение языка с помощью функций левого полушария. Напротив, применение метода полного физического реагирования при обучении иностранным языкам способствует активной работе правого полушария и процесс освоения иностранного языка протекает эффективнее.
На основе наблюдений за маленькими детьми, Джеймс Ашер указывает на то, что важно обучать иностранному языку аналогично, как маленькие дети изучают свой родной язык.
Метода полного физического реагирования базируется на основополагающих принципах:
- Первоначально дети слушают речь, прежде чем у них разовьются способность говорить.
- Способность детей воспринимать информацию на слух приобретается по причине того, что дети физически реагируют на разговорную речь родителей в виде команд.
- Когда заложен базис понимания речи на слух, речь развивается естественно.
Основываясь на опыте работы с обучающимися младшего школьного возраста в общеобразовательной школе, представим упражнения, учитывающие принципы метода полного физического реагирования.
Классическое упражнение «Simon says» возможно использовать для изучение обучению движению по направлению. Учитель должен заранее разложить флэш карты, например, дом, школа, магазин. В ходе выполнения упражнения, обучающиеся произносят указания куда идти: «Simon says turn right».
Упражнение «Прогулка по классу» подходит для дошкольников и обучающихся на начальном этапе обучения. Учитель предлагает обучающимся прогуляться по классу, показывая действие, назвать его. Например, «Open the door», «Take a pencil and draw the dog». Упражнение может быть использовано в качестве физминутки для смены вида учебной деятельности и переключения внимания обучающихся.
Ролевые игры-пантомимы интересны не только дошкольникам, но и обучающимся всех уровней. Каждому обучающемуся предлагается роль, выполняющаяся без слов.
Использование песенного материала, например, «Hello», «What is your/his/her name», «Good morning», «How are you?» с сопровождением физических действий на организационном этапе урока позволит обучающимся прочно освоить интонацию и лексические единицы, создать доброжелательную атмосферу на уроке и настроить обучающихся на рабочий лад.
Таким образом, метод полного физического реагирования позволяет учитывать индивидуальные особенности каждого обучающегося. Обучающиеся являются активными участниками образовательного процесса, активно вовлечены в образовательную деятельность через разные формы и виды деятельности, сотрудничая с друг другом.
Литература:
- Зимняя, И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе [Текст] / И. А. Зимняя. — М.: Просвещение, 1991. — 222 с.
- Рогова, Г. В., Рабинович, Ф. М., Сахарова, Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Г. В. Рогова, Ф М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — М.: Просвещение, 1991. — 287 с.
- Смоловик О. В. Метод физического реагирования в обучении иностранному языку/ О. В. Смоловик, Л. Ю. Шобонова// Проблемы современного педагогического образования. — 2020. — № 76 -3.
- Richards J., Rodgers C. Theodore S. Approaches and Methods in Language Teaching. Cambridge University Press, 2001. P. 73–79.