В статье рассматривается проблема малоподвижного образа жизни населения, в частности студентов. А также польза занятий физической культурой для физического и психического здоровья обучающихся. Ценность положительного влияния упражнений на организм.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, образ жизни, физическое здоровье, психическое здоровье студентов, нагрузка, образовательный процесс.
Занятия физической культурой являются неотъемлемой частью студенческой деятельности, поскольку в будущей профессии необходимо постоянно быть внимательным и умственно активным. Однако это часто приводит к снижению физической активности. Из-за этого заметно ухудшается физическое здоровье, возникают различные проблемы в центральной нервной системе, а также ухудшаются ключевые функции мышления, внимания, памяти, и нарушается эмоциональная стабильность. Поэтому важно правильно формировать все аспекты здорового образа жизни и развивать у молодых студентов потребность в занятиях физической культурой в процессе обучения [3].
Было проведено исследование в форме социального опроса студентов очной формы обучения (10 человек из которых 50 % девушек, 50 % юношей), оно отражено в таблице 1. В данном опросе задавались вопросы, связанные с влияние физической культуры на повседневную жизнь студента.
Таблица 1
Вопрос |
Девушки |
Юноши |
Занимаетесь ли вы каким-либо спортом? |
Да (1 чел.) Нет (4 чел.) |
Да (2чел.) Нет (3 чел.) |
Есть ли у вас режим дня? |
Нет (5 чел.) |
Да (1 чел.) Нет (4чел.) |
Чувствуете ли вы вялость в течение дня? |
Да (5чел.) |
Да (5 чел.) |
Следите ли вы за своим питанием? |
Да (4 че.) Нет (1 чел.) |
Да (3 чел.) Нет (2 чел.) |
Результаты социального опроса показывают, что образ жизни большинства студентов является малоподвижным в виду отсутствия систематических направленных и регулярных занятий физической культурой. А это значит, что все неблагоприятные последствия гиподинамии, касающиеся растущего и развивающегося организма, неизбежно скажутся на его физическом, умственном и половом развитии и в целом на здоровье. Соответственно, проблема здорового образа жизни студентов стоит достаточно остро, поэтому вопрос о значении и роли физической культуры является актуальным [1].
Рассмотрим влияние спорта и физических упражнений отдельно на каждую систему организма человека.
Физическое здоровье обучающегося включает в себя такие аспекты, как общая физическая форма, сила, выносливость и гибкость. Регулярная физическая активность и занятия спортом имеют множество положительных влияний на физическое здоровье студента. Вот некоторые из них:
- Улучшение физической подготовки: Регулярные тренировки и физические упражнения помогают укреплять мышцы и улучшать силу, выносливость, гибкость и координацию движений. Это не только способствует общему физическому здоровью, но также может повысить способность студента к выполнению повседневных задач и учебных обязанностей.
- Поддержание здорового сердечно-сосудистого состояния: Регулярные физические упражнения помогают укреплять сердце и кровеносные сосуды, улучшают кровообращение и помогают снизить риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, таких как артериальная гипертензия, инсульт или ишемическая болезнь сердца.
- Укрепление иммунной системы: Регулярная физическая активность помогает укрепить иммунную систему и повысить ее способность бороться с инфекциями и болезнетворными микроорганизмами. Это может привести к снижению риска заболеваний и более быстрому восстановлению после болезни.
Ряд исследований показывает, что студенты, в жизни которых отсутствует любого рода двигательная активность, становятся вялыми, менее активными и творческими, быстрее устают, у них ухудшается успеваемость, снижается внимательность и умственная работоспособность. Поэтому для студента очень важно заниматься физической культурой с целью общего укрепления организма, а также для профилактики гиподинамии.
Существует множество методов, позволяющих укрепить и поддержать свое здоровье. В основе всех этих методов лежит здоровый образ жизни студента. Однако понятие здорового образа жизни включает в себя не только физические упражнения. Оно также требует соблюдения сбалансированного рациона питания, здорового сна и закаливания, а также повседневные утренние тренировки. Однако важно понимать, что практический план здорового образа жизни должен быть основан на индивидуальных особенностях каждого человека. Необходимо избегать чрезмерной нагрузки и не доводить себя до полного истощения.
Достаточно известный факт, что минимальная длительность двигательной активности студентов должна быть не менее 6–10 часов в неделю. Одновременно с этим, стоит отметить следующую тенденцию — наибольшая доля студентов занимается спортом только на уроках физической культуры, а это катастрофически мало для молодого организма, всего около 4 часов в неделю. Студентам очень важно на регулярной основе проявлять свою физическую активность и уделять своему организму и физическому состоянию достаточное количество времени [3].
Психическое здоровье обучающегося включает в себя его эмоциональное состояние, уровень стресса, самооценку и успешность в учебе. Студенты, являются специфической социальной группой, наиболее подверженной недосыпам, а, следовательно, нервному и психологическому перенапряжению. Физическая культура имеет непосредственное влияние на психическое здоровье студента. Вот несколько причин, почему физическая активность помогает поддерживать и улучшать психическое благополучие:
- Снижение стресса и тревожности: Физическая активность может помочь снизить уровень стресса и тревожности у студентов. Упражнения помогают выделять эндорфины — естественные антидепрессанты и анальгетики, которые повышают настроение. Кроме того, физическая активность может помочь улучшить сон, что также может снизить уровень стресса.
- Улучшение памяти и когнитивных функций: Несколько исследований показали, что физическая активность способствует улучшению когнитивных функций, включая память, внимание и концентрацию. Участие в физических упражнениях может помочь студентам более эффективно усваивать информацию и повысить их умственную производительность.
- Социальное взаимодействие: Физическая культура предоставляет возможность для социального взаимодействия и общения с другими студентами. Участие в групповых занятиях физической активности, таких как командные игры или тренировки, может способствовать формированию новых дружеских связей, что в свою очередь способствует улучшению психического благополучия.
- Улучшение настроения: Физическая активность способствует выработке гормонов счастья, таких как серотонин и допамин. Эти химические вещества могут улучшить настроение и помочь в борьбе с депрессией и ухудшением настроения.
Хотелось бы также отметить о немаловажной роли физической культуры в развитии личности студента. Физическая культура личности проявляет себя в трех основополагающих направлениях. Во-первых, определяет способность к саморазвитию, отображает направленность личности «на себя», что обусловлено ее общественным и духовным опытом, обеспечивает ее стремление к творческому продвижению и самосовершенствованию. Во-вторых, физическая культура является базой самодеятельного, инициативного самовыражения будущего специалиста, проявление творчества в использовании методов физической культуры, направленных на предмет и процесс его профессионального труда. В-третьих, она отражает творчество личности, направленное на отношения, возникающие в процессе физкультурно-спортивной, профессиональной и общественной деятельности, т. е. «на других». Чем богаче и шире круг связей личности в этой деятельности, тем богаче становится пространство ее индивидуальных проявлений [4].
Учитывая все эти факторы, регулярные физические тренировки и участие в физических активностях могут способствовать улучшению настроения, снижению стресса, улучшению памяти и когнитивных функций, а также обогащать социальный опыт.
Таким образом, физическая культура играет незаменимую роль в жизни студента, оказывая положительное влияние на его физическое, психическое и социальное благополучие. Регулярные физические занятия помогают студентам достигать успехов в учебе, развивать лидерские качества, управлять временем и формировать здоровый образ жизни.
Литература:
- 1.Роль физической культуры в сохранении здоровья студентов А. М. Манапова, О. Н. Кизаев — Текст: непосредственный // Международный научный журнал «Вестник науки». — 2022. — № 6 (51) — С.2–3
- Современные фитнес-программы и дыхательные практики в поддержании умственной работоспособности будущих специалистов таможенной службы / А. Н. Дудус, А. В. Семенов, И. С. Москаленко, К. П. Бакешин. — Текст: непосредственный // Теория и практика физической культуры. — 2022. — № 4. — С. 37–39
- Влияние физического воспитания на психическое здоровье студентов М. Х. Джукаев, З. М. Гогоберидзе — Текст: непосредственный // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта», 10(212) — 2022
- Губанов И. С., Молоканов А. А., Жиренко Д. И. Влияние физической культуры и спорта на здоровье студента // Модернизационный потенциал образования и науки как социальных институтов: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 11 ноября 2020г.: Белгород: ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 122–126. URL: https://apni.ru/article/1396-vliyanie-fizicheskoj-kulturi-i-sporta-na-zdor