Статья посвящена вопросам формирования культуры здоровья у обучающихся образовательной организации на уроках физической культуры. Описан практический опыт педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт.
Ключевые слова: обучающиеся, физическая культура, лицей, учебные универсальные действия, технологическая карта.
Актуальность исследования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования определяет требования к образовательному процессу в области физической культуры в основной школе, который строится так, чтобы были решены следующие задачи:
– укрепление здоровья обучающихся и развитие основных физических качеств;
– повышение функциональных возможностей организма;
– формирование культуры движений и обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
– освоение знаний о физической культуре и спорте;
– формирование навыков и умений в физкультурно-оздоровительной деятельности;
– воспитание положительных качеств личности и навыков общения.
Государство уделяет большое внимание образовательной политике в области здоровьесбережения, что утверждено распоряжением Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. № 3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2030 года». В Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года, сформулированы задачи, в которых приоритетным является формирование личности, ответственной за свое здоровье и здоровье окружающих людей как наивысшей человеческой ценности.
В диссертационном исследовании В. О. Петров выдвину и подтвердил гипотезу о том, что здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательной деятельности учителя физической культуры будут реализованы наиболее эффективно, если будет моделироваться специфическая система способов реализации личностно-ориентированной здоровьесберегающей педагогической технологии и образовательный процесс будет проектироваться учителем физической культуры на основе диагностики здоровья обучающихся и профессиональной готовности к реализации здоровьесберегающих технологий [2].
По мнению Левицкой Л. В. проведение уроков физической культуры и повышение их эффективности невозможно без личностно-ориентированного обучения, основное требование которого — «…обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учетом состояния здоровья, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств и др». [1].
Различные аспекты использования здоровьесберегающих технологий в различных видах спорта и в физической культуре анализируются в исследованиях И. Н. Антоновой, Е. М. Беспаленко, А. В. Гурвич, Л. А. Ивановой, Е. Ю. Пономаревой, А. С. Фетисова, Г. О. Красновой, Е. Г. Сайкиной, O. A. Медведевой и др.
Таким образом авторы приходят к единому мнению — здоровьесберегающие технологии — это необъемлемая часть физической культуры и спорта.
В связи с этим определилась цель нашего исследования — теоретическое обоснование и разработка схемы создания здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта.
Объект исследования — процесс реализации ФГОС ООО с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры.
Предмет исследования — модель создания здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации ФГОС ООО.
Методы исследования и исследуемые
В исследовании приняли участие педагоги и обучающиеся МБОУ «Новоусманский лицей» Воронежской области. Участвовали разные классы, но особое внимание было уделено подросткам.
Методы проверки эффективности реализации ФГОС ООО — устный опрос, наблюдение во время уроков и соревнований.
Результаты и их обсуждение
Процесс реализации ФГОС ООО с использованием здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры осуществлялся по следующей схеме: цель — научное обоснование и разработка приемов, методов организации учебно-воспитательного процесса на уроках физической культуры, не наносящих вреда здоровью обучающихся и формирующих культуру здоровья, физкультурно-оздоровительные технологии, технологии обеспечения безопасности жизнедеятельности, спортивные игры, Основная группа технологий здоровьесберегающей педагогики по ФГОС, принципы.
Рис. 1. Схема создания здоровьесберегающей технологии на уроках физической культуры в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта
Немаловажную роль играет профессионализм учителя, от которого зависит проведение подготовительного, практического и аналитического этапов. Конечный результат — развитие и саморазвитие физического потенциала и здоровья обучающихся.
В процессе беседы с обучающимися учитывались следующие факторы, понимание обучающимися значимости физической культуры для здоровья, отношения к совершенствованию физических качеств и духовных сил, адекватная оценка собственных физических и психических возможностей, мотивационно-ценностное отношение к физической культуре. На практике проверялось овладение практическими умениями и навыками, обеспечивающими сохранение и укрепление здоровья.
Эффективность деятельности педагогов доказана высокими показателями в физическом развитии. Средние показатели выросли на 1,23 % по сравнению с сентябрем 2023 года. В технологической карте урока прописываются личностно значимые проблемы и планируются результаты по предметным, метапредметным и личностным универсальным учебным действиям.
Таким образом, здоровьесберегающие технологии на уроках физической культуры представляют собой сложное явление, включающее в себя совокупность ценностных ориентаций, знаний, умений и навыков, личностных качеств в области поддержания и сохранения здоровья.
Литература:
- Левицкая Л. В. Здоровьесберегающие технологии на занятии физической культуры. Вестник науки. № 10 (19) Т.3., 2019, — с. 24–27.
- Петров В. О. Здоровьесберегающие технологии в работе учителя физической культуры: Дис.... канд. пед. наук: 13.00.01: Ростов н/Д, 2005, — 220 c.