В статье автор наглядно показывает, что обучение на уроках фортепиано будет успешным только в том случае, если между преподавателем и обучающимся организовано взаимодействие. Для этого необходимо, чтобы между взаимодействующими субъектами был налажен психологический контакт, что невозможно сделать, если не знать ряд психологических аспектов: характер преподавателя и обучающегося, темпераменты сторон и др.
Ключевые слова: взаимодействие, психологический контакт, преподаватель, урок, фортепиано.
Активное развитие информатизации оказало влияние на все сферы жизнедеятельности людей. Сегодня найти необходимую информацию намного проще, чем десятки лет назад. В свободном доступе сети Интернет можно скачать методическую литературу, необходимую аудио запись или посмотреть нужный видео-урок. Но, несмотря на облегченный доступ к информации, ничто не сможет заменить живого человеческого общения между преподавателем и обучающимся. Передача информации от человека к человеку, как и в прошлые столетия, не утрачивает своей значимости. Только в живом общении преподавателя с учеником есть особенность. В процессе педагогического обучения преподаватель передает ученику частицу самого себя, может так дать информацию, что ученик, вдохновившись, пронесет ее через всю свою жизнь. Не являются редкими случаи, когда он перенимает у своих наставников не только навыки профессионализма, но и личностные особенности, в том числе и умения «выражать свои мысли, определять свое ролевое предназначение и как человека и музыканта» [1].
Обучение детей фортепианной игре в музыкальных школах и школах искусств — многолетний образовательный процесс. Он интересный, довольно сложный и трудоемкий. Важную роль в этом учебном процессе играет налаженный между преподавателем и учащимся психологический контакт. Он позволяет преодолевать многие психологические проблемы, нередко возникающие в процессе обучения. Способствует переводу учащихся из позиции ведомых на позицию сотрудничества. Преподаватель в своей повседневной работе встречается со многими учащимися. Каждый ученик обладает своими, только ему присущими индивидуальными особенностями, характерными чертами личности, темпераментом. Чтобы достичь успешного взаимодействия с каждым учеником своего класса, преподаватель обязан учитывать эти личностные особенности, в совокупности с особенностями возрастными. Например, на уроках фортепиано, с учащимися младшего возраста, преподаватель старается учитывать и опираться на благоприятные возрастные предпосылки, на то, что этой возрастной категории свойственна двигательная активность, в которой дети испытывают острую потребность. Дети младшего возраста с легкостью воспринимают все новое, они впечатлительны и пытливы. Однако, они не могут сосредоточиться на длительное время, быстро устают, их внимание ослабевает. Довольно часто новый материал, пройденный с учениками на уроке, может быть ими успешно забыт. Поэтому, преподавателю следует регулярно к нему возвращаться для повторения и закрепления. В прошлые времена, довольно часто, можно было слышать такую фразу, «повторение — мать учения». Младший школьный возраст предъявляет особые требования к преподавателю. Так, планируя урок фортепиано, учитель обязан сделать его интересным и не слишком утомительным. Урок с младшими школьниками желательно вести в игровой форме, чаще использовать в работе смену заданий, желательно разных.
Дети, обучающиеся в средних классах, требуют к себе еще более внимательного отношения, что обусловлено переломным возрастом. В период взросления, когда подростки хотят, чтобы их признавали взрослыми, самодостаточными и самостоятельными личностями, их поведение часто меняется. Эти изменения в поведении обусловлены «перестройкой» всего детского организма. Происходит физическое развитие подростка, изменяются психические процессы. В связи с этим, у некоторых детей наблюдается возросшая раздражительность, повышенная возбудимость и вспыльчивость. Несмотря на добросовестную, качественную подготовку учеником своей экзаменационной программы, его публичное выступление не отмечается стабильностью и выразительностью. Если ребенок выступает публично, то некоторые педагоги отмечают «нестабильность в его выступлении, даже если произведение хорошо выучено» [2]. Действительно, в возрасте взросления, 10–13 лет, одни учащиеся начинают неосознанно ускорять темп произведения во время его исполнения, другие, в отличие от первых, становятся вялыми, апатичными, рассеянными, быстро утомляются. Не будет преувеличением утверждение, что со стороны обучающихся в это время интерес к творческой деятельности, в некоторой степени утрачивается.
Ученики старшего возраста уже более осознанно подходят к обучению. Если преподаватель вызывает у учащегося уважение, а сам предмет ему интересен, то на таких уроках ребёнок сосредоточен, внимательно слушает преподаваемый материал и стараются познать новое. В этом возрастном периоде, для того, чтобы взаимодействие на уроках фортепиано было наиболее успешным, преподавателю также помогут знания в области возрастной психологии.
Обучение игре на инструменте фортепиано способствует развитию у ребенка важных личностных качеств, таких как самостоятельность, упорство воля, целеустремленность, критичность мышления. Они стараются выполнить поставленные перед ними целевые задачи. Когда ребенок заинтересован, он начинает себя чувствовать «соучастником происходящего и ощущать радость творчества». Важную роль в процессе обучения ребенка имеет концентрация его внимания. Не следует забывать о том, что она в полной мере зависит от возрастных особенностей обучающихся. Научить ребенка правильно распределять свое внимание на уроках является, также, важной педагогической задачей.
Большая роль в создании доброжелательной атмосферы на уроке, в организации успешного взаимодействия с учеником отводится личности преподавателя, который должен уметь организовать учебный процесс таким образом, чтобы на занятия хотелось возвращаться снова. Если урок фортепиано преподаватель проводит недостаточно эмоционально, монотонной речью, объяснения и показы его невыразительны, то у детей пропадает желание приходить на такие занятия. Педагог должен уметь сопереживать учащемуся, тонко чувствовать его настроение на уроке, ясно и четко выражать свою мысль. Искренность, эмоциональность, выразительное предоставление информации школьнику являются слагаемыми успешного взаимодействия преподавателя и ученика.
Педагогическое взаимодействие имеет два вида: предметно-ролевой и личностный. Преподаватель и обучающийся на уроках фортепиано могут взаимодействовать в одном из двух видов. Взаимодействие первого вида отмечается тем, что преподаватель выступает, исключительно в своей роли. Он организует процесс обучения детей, оснащает их знаниями, умениями и навыками и, конечно, контролирует результат. Второй вид педагогического взаимодействия, личностное общение, является наиболее предпочтительным, так как способствует наиболее успешному овладению изучаемого материала. Личностное взаимодействие предполагает диалог двух людей, учителя и ученика, находящихся на равных позициях и представляющих собой союз партнеров. Личностное взаимодействие позволяет успешно формировать у учащегося мотивацию к обучению.
Среди составляющих успешности обучения игре на фортепиано важное место занимает психоэмоциональный аспект. Выбор преподавателем музыкального репертуара для работы с учеником обязательно должен учитывать личные вкусы, интересы ребенка, его потребности, особенности характера, темперамента. Согласимся с Л. Л. Степановой в том, что ««двигать» ученика ускоренными темпами, не учитывая его возможности, типичная ошибка некоторых молодых преподавателей» [3]. Для того, чтобы преодолеть заторможенность, флегматичность в характере детей некоторые специалисты рекомендуют разучивать с ними пьесы виртуозные, с активным действием. Если ученик имеет повышенную импульсивность, то с ним рекомендуется разучивать кантилену, пьесы созерцательного характера для того, чтобы воспитать в нем вдумчивость, умение вслушиваться в то произведение, которое исполняется.
Преподавателю важно постоянно стимулировать своих учеников, развивать в них творческие способности, при этом не только путем разучивания интересного материала, но и путем убеждения ребенка в его талантливости.
Систематизированный в статье материал является наглядной иллюстрацией того, что эффективность уроков фортепиано находится в зависимости от многих факторов, в числе которых психологический аспект успешного взаимодействия преподавателя и обучающегося.
Литература:
- Гао Мингконг Психолого-педагогические аспекты процесса формирования личности будущего музыканта на начальном этапе игре на фортепиано // МНКО. 2021. № 5 (90). С. 67–70.
- Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: записки педагога. 5-е издание. М.: «Музыка», 1988.
- Степанова Л. Л. Психологические особенности взаимодействия педагога и ученика в классе специальности — Режим доступа: http://www.gdmshkola.ru/index.php/22-featured-news/480-mr-fo-psikhologicheskie-osobennosti-vzaimodejstviya-pedagoga-i-uchenika-v-klasse-spetsialnosti (дата обращения: 19.11.2023).