Статья рассматривает роль разрешения инвестиционных споров с иностранными инвесторами в России в контексте защиты прав человека. Обзор предоставляет несколько механизмов разрешения, включая федеральные суды, арбитраж, Международный коммерческий арбитражный суд РФ и третейские суды ad hoc. Статья также подчеркивает влияние факторов, таких как доверие к системе, условия разрешения споров и наличие двусторонних инвестиционных договоров, на выбор между российской юрисдикцией и международным арбитражем. Заключается, что предпочтения инвесторов могут меняться в зависимости от обстоятельств и динамики ситуации в стране.
Ключевые слова: защита прав человека, инвестиционные споры, споры с участием иностранного элемента.
Рассмотрение инвестиционных споров в Российской Федерации является механизмом защиты прав человека при осуществлении иностранными инвесторами деятельности в Российской Федерации.
В России предусмотрено несколько правовых механизмов рассмотрения инвестиционных споров с участием иностранных инвесторов. К ним можно отнести: федеральные суды общей юрисдикции Российской Федерации; арбитражные суды Российской Федерации либо международный арбитраж (третейский суд).
Вопросы подсудности определяются в ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» 1999 г., ст. 10 которого гласит: «Спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, разрешается в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде)» [1].
Подсудность инвестиционных споров арбитражным судам Российской Федерации определяется в ст. 225.1 АПК РФ [2].
Согласно ст. 1 Закона РФ «О международном коммерческом арбитраже», «в международный коммерческий арбитраж по соглашению сторон могут передаваться … споры, возникшие в связи с осуществлением иностранных инвестиций на территории Российской Федерации или российских инвестиций за границей» [3].
Международный коммерческий арбитраж (далее — МКА) компетентен рассматривать инвестиционные споры только тогда, когда в инвестиционном соглашении есть арбитражная оговорка (арбитражное соглашение).
Закон о МКА практически полностью соответствует типовому закону о коммерческом арбитраже ЮНСИТРАЛ [4]. Как указывает Казаченок С. Ю.: «В пользу популяризации МКАС при ТПП РФ говорит статистика: за последние пять лет наблюдается существенный рост количества разрешенных споров (со 158 в 2008 г. до 274 в 2013 г.; впрочем, наибольшее количество дел было рассмотрено в 2011 г. — 299). Представляется интересной статистика цены исков, поступивших в МКАС при ТПП РФ за 2013 г. Наибольшее количество исков было предъявлено на небольшие суммы — от 10 до 50 тыс. долл. (27 % всех споров); однако второе место занимает самая «дорогая» категория исков — свыше 10 млн долл. (23 %). На третьем месте находятся иски средней ценовой категории — от 200 до 500 тыс. долл. (13 %). Таким образом, анализ статистики позволяет сделать вывод о том, что МКАС при ТПП РФ является востребованным арбитражным институтом с максимальным охватом различных категорий бизнеса» [5].
Говоря о разрешении экономических споров с участием иностранных инвесторов в Российской Федерации следует отметить, что у инвесторов обычно есть право обращаться в международные арбитражные органы, в соответствии с двусторонними инвестиционными договорами.
Как пишет Алексеенко А. П.: «Законные права и интересы иностранного инвестора, как правило, гарантируются в двустороннем инвестиционном договоре (далее — ДИД). Согласно данным Конференции ООН по торговле и развитию (далее — ЮНКТАД), по состоянию на 26 июля 2018 г. Россия подписала 84 ДИД, из которых 64 вступили в силу и действуют» [6].
Иностранные инвесторы могут решить выбрать юрисдикцию российского суда при разрешении инвестиционных споров по нескольким причинам (несмотря на то, что международный арбитраж обычно рассматривается как более нейтральная и предсказуемая форма разрешения споров): во-первых , если иностранный инвестор имеет доверие к российской юридической системе, то он может предпочесть рассмотрение дела в российском суде, поскольку Россия может предоставить более выгодные условия или привилегии для иностранных инвесторов, выбравших российскую юрисдикцию (например, размер сборов при обращении в МКАС РФ намного меньше размеров сборов, устанавливаемых рядом иностранных коммерческих арбитражей); во-вторых , инвесторы могут предпочесть решать споры в рамках национальной юрисдикции с целью обеспечения меньшего уровня резонансности того или иного дела, поскольку ситуация в стране может изменяться со временем, и в определенный период времени инвестор может решить, что условия для разрешения споров в российской юрисдикции более благоприятны.
Необходимо отметить, что выбор между юрисдикцией российского суда и международным арбитражем зависит от множества факторов, и каждый случай может иметь свои уникальные обстоятельства.
Подводя итог, следует сказать, что рассмотрение инвестиционных споров рассматривается как элемент системы защиты прав человека при международной инвестиционной деятельности в России. Существует несколько правовых механизмов разрешения таких споров, например, федеральные суды РФ, арбитражные суды РФ, международный арбитраж.
Иностранные инвесторы могут выбирать между российской юрисдикцией и международным арбитражем в зависимости от различных факторов, таких как доверие к системе, условия разрешения споров и резонансность дела, а также в зависимости от того, заключен ли двусторонний инвестиционный договор или нет.
Литература:
- Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 29.12.2022) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации № 28, 12.07.99, ст. 3493.
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 18.03.2023, с изм. от 22.06.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, № 30, 29.07.2002, ст. 3012.
- Закон РФ «О международном коммерческом арбитраже» от 07.07.1993 № 5338-1 (последняя редакция) // Российская газета, N 156, 14.08.1993.
- Типовой закон ЮНСИТРАЛ о международном торговом арбитраже (1985 год) с изменениями, принятыми в 2006 году // Официальный интернет-портал ООН. URL: https://uncitral.un.org/ru/texts/arbitration/modellaw/commercial_arbitration (дата обращения: 13.11.2023 г.).
- Казаченок С.Ю. Международный коммерческий арбитражный суд при торгово-промышленной палате Российской Федерации как средство рассмотрения международных споров из торговых и инвестиционных отношений // Вестник РУДН. Серия Юридические науки. 2014. № 2. С. 368-373.
- Алексеенко А.П. Международные инвестиционные споры: опыт России // Журнал российского права. 2019. №4. С. 146-155.