Забота о здоровье детей — мировой приоритет, поскольку современному обществу нужны личности здоровые, активные, творческие, гармонично развитые. Физическое воспитание играет важную роль в развитии детей дошкольного возраста. Оно помогает малышам стать более активными, здоровыми и социально адаптированными. В современном мире, где дети все больше времени проводят перед экранами устройств, физическая активность становится особенно важной для поддержания общего физического и психологического благополучия.
В связи с этим, актуальным является рассмотрение вопроса о физическом воспитании детей дошкольного возраста, о формировании у них нормативного представления о здоровом образе жизни и развитии мотивационно-ценностных установок на его соблюдение.
Цель данного исследования — проанализировать физическое воспитание дошкольников.
Ключевые слова: дошкольный возраст, физическое воспитание, формирование, здоровый образ жизни, личность, здоровье, система физкультурно-оздоровительной деятельности.
Физическое воспитание дошкольников является одним из важных аспектов их развития. В этом возрасте формируются основы здорового образа жизни, физической активности и осознанного отношения к своему телу. Правильно организованное физическое воспитание способствует укреплению здоровья, развитию координации движений, гармоничному формированию мышц и опорно-двигательного аппарата.
Дошкольный возраст составляет период развития человека от 3 до 7 лет. Возраст 5–7 лет — старшая дошкольная группа. Дошкольный возраст характеризуется общей сенситивностью и онтогенетическим потенциалом к развитию. Это период овладения социальным пространством человеческих отношений через общение со взрослыми, игровые и реальные отношения со сверстниками [4].
Особенности развития ребенка в дошкольном возрасте характеризуются с помощью следующих критериев: особенности общения, умственное и эмоциональное развитие, личностные особенности и вид деятельности.
И. Ю. Левченко, описывая портрет ребенка старшего дошкольного возраста в норме психического развития, дает следующую характеристику его особенностям: легко и быстро вступает в контакт с взрослыми и сверстниками, проявляет в нем заинтересованность. Относятся к предъявляемым заданиям с интересом, который не угасает до их выполнения. Положительно откликается на одобрение во время работы, проявляя ответные позитивные эмоциональные реакции [3].
А. С. Изотова отмечает, что в этот период происходят прогрессивные изменения во всех сферах организма ребенка, возникают сложных личностные новообразования. Особую роль в развитии играет переход от использования предметных образов к сенсорным эталонам — общепринятым представлениям об основных видах каждого свойства. К 6-летнему возрасту развивается четкая избирательность восприятия по отношению к социальным объектам.
Основные цели физического воспитания дошкольников заключаются в развитии физических качеств (силы, выносливости, ловкости), координации движений, осанки и моторики. Кроме того, это способствует формированию у детей познавательной активности, самостоятельности и самоконтроля.
Важным элементом физического воспитания является игровая деятельность. Детям необходимо предоставить возможность играть на свежем воздухе, использовать различные игровые снаряды и приспособления. Игры помогают развивать локомоторные навыки, координацию движений, а также способствуют общению и социализации с другими детьми.
Физическое воспитание детей дошкольного возраста (5–7 лет) является одним из важнейших видов педагогической работы с детьми в дошкольном детстве. Накопленный опыт по физическому воспитанию дошкольников позволяет сформулировать следующие основные оздоровительные задачи для данного возраста:
— повышение сопротивляемости детского организма влияниям внешней среды и усиление его защитных свойств посредством закаливания, разумным дозированием оздоровительных факторов природы (солнечные, водные, воздушные процедуры), благодаря которым слабые защитные силы детского организма существенно возрастают;
— укрепление опорно-двигательного аппарата и формирование правильной осанки посредством укрепления мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия и повышения двигательной активности ребенка;
— содействие повышению функциональных возможностей вегетативных органов и систем: сердечно-сосудистой и дыхательной систем, улучшение обменных процессов в организме, оптимизация пищеварения и теплорегуляции, предупреждение застойных явлений.
— развитие двигательных способностей (координационных, скоростных и выносливости) без специализации [1].
При организации физического воспитания дошкольников необходимо учитывать возрастные особенности и индивидуальные потребности каждого ребенка. Для самых маленьких детей (2–3 года) подходят игры на развитие мелкой моторики, баланса и координации. Детям старше 4 лет можно предложить бег, прыжки, ползание по специальным препятствиям.
Однако необходимо помнить о безопасности при занятиях физическими упражнениями. Важно правильно оценивать возможности каждого ребенка и предлагать ему только те нагрузки, которые он может выполнить без опасности для здоровья. Также следует использовать специальное оборудование для безопасной проведения занятий — маты для падения, надувные гимнастические снаряды и др.
На занятиях физической культурой данные задачи решаются комплексно и системно, тем самым формируется система работы с детьми и обеспечивается достижение главной цели — всестороннее и гармоничное развитие ребёнка.
Специфика физического воспитания детей 5–7 лет включает следующие основные аспекты понимания важности физического развития: «…Возраст 5-го года жизни является критическим для многих параметров физического здоровья ребенка, резко изменяется ритм физического развития. В этот период отмечается ослабление некоторых звеньев мышечной системы и суставных связок» [2].
Следовательно, может происходить нарушения осанки, плоскостопие, искривление нижних конечностей и позвоночного столба. Бездействие взрослых может привести к развитию плоской и даже впалой грудной клетки, ослабленные мышцы живота выпячивают его вперед и делают заметным для окружающих.
Все эти факторы весьма неблагоприятны для организма ребенка, так как приводят к затрудненному дыханию и плохому обеспечению организма ребенка кислородом» [1].
В возрасте 5–6 лет необходимо воспитывать интерес ребенка к освоению новых видов физических упражнений, к повышению уровня своих физических способностей, стимулировать стремление к участию в коллективных играх и соревнованиях со сверстниками. Важно проводить закаливание организма, делая его необходимым и привычным в образе жизни ребенка. К 5 годам у ребенка существенно улучшается координация движений, поэтому в данный период происходит процесс освоения навыков рисования, лепки, изготовления игрушек из бумаги и картона. Однако интенсивное развитие крупных мышц затрудняет выполнение точных движений пальцами и кистью [6].
Высшая нервная деятельность в возрасте 5–7 лет характеризуется неустойчивостью течения нервных процессов. Отмечается преобладание процессов возбуждения над процессами торможения, следовательно, условно-рефлекторные связи могут легко разрушаться. Поэтому не следует рассчитывать на прочное освоение ребенком в этом возрасте сложных двигательных умений и действий [6].
Шестилетние дети способны к специализированной тренировке. Для них следует создать условия для обогащения моторики, что обеспечит их физическую активность и эффект от оздоровительных и общеукрепляющих целей. Продолжительность физической подготовки может достигать 35 мин.
Продолжительность утренней зарядки — 15–20 мин [6].
У детей в возрасте с 5–7 лет активно формируются координационные способности, продолжается стимулирующее развитие двигательных способностей: сила, быстрота, ловкость. В связи с этим следует большее место в тренировке уделять движению и обеспечивать активную работу больших мышечных групп рук, ног, живота и спины. Не допускать перенапряжений. Не следует использовать упражнения с отягощениями, за исключением метаний (масса снарядов — 100–150 гр.).
Физическое воспитание дошкольников должно быть систематичным и регулярным. Рекомендуется проводить занятия не менее двух раз в неделю, длительностью 30–40 минут. Обязательным элементом занятий является разминка, которая помогает подготовить организм ребенка к физической активности и предупредить возможные травмы.
Кроме того, очень важно привлечение родителей к физическому воспитанию дошкольников. Родители могут участвовать в проведении спортивных мероприятий, организации семейных прогулок или игровых тренировок. Таким образом, дети видят пример здорового образа жизни от своих родителей и будут больше мотивированы к занятиям физическими упражнениями.
Итак, физическое воспитание детей дошкольного возраста (5–7 лет) является важным аспектом работы с детьми в целом и имеет свою специфику.
Подводя итог, выделим ключевые качественные показатели уровня физической культуры детей данного возраста:
1) Знание ребенком основных правил гигиены, проведения утренней зарядки, закаливающих процедур и соблюдение распорядка дня.
2) Владение элементарными двигательными умениями и навыками игры.
3) Выполнение контрольных показателей физической подготовленности.
4) Умение играть в подвижные и спортивные игры (по упрощенным правилам).
5) Интерес к оценке уровня своей физической подготовленности.
6) Интерес к событиям спортивной жизни семьи, достижениям выдающихся спортсменов [3].
На основе изученного мы выяснили, что физическое воспитание детей дошкольного возраста (5–7 лет) является одним из важнейших видов педагогической работы с детьми в дошкольном детстве. Дошкольный возраст очень значим в создании фундамента психического и физического здоровья ребенка. Именно до 7 лет происходит наиболее интенсивное становление детского организма, активно формируется характер, привычки, закладываются жизненные приоритеты личности. Систематическое проведение оздоровительных занятий с дошкольниками позволяет не только укрепить здоровье детей и общее физическое развитие, но и способствовать формированию мотивационно-ценностных установок для ведения здорового образа жизни.
Итак, физическое воспитание дошкольников — это необходимый компонент их полноценного развития. Оно помогает формировать основы здорового образа жизни, развивает координацию движений и мышцы, а также способствует социализации и самостоятельности ребенка. Правильное организованное физическое воспитание сделает детей более активными, здоровыми и уверенными в себе.
Организация систематических занятий физкультурой и спортом уже с самых ранних лет является неотъемлемой частью программы дошкольного образования. В этом возрасте дети находятся в периоде интенсивного развития своего организма, поэтому правильное физическое воспитание способствует формированию крепкого скелета, мышц и связок, улучшает координацию движений и развивает выносливость. Кроме того, занятия спортом помогают регулировать эмоциональное состояние детей и способствуют формированию навыков командной работы и сотрудничества. Все это способствует гармоничному развитию ребенка и подготавливает его к успешной адаптации в обществе.
Литература:
- Айзман, Р. И. Возрастная физиология и психофизиология / Р. И. Айзман, Н. Ф. Лысова. — Москва: Издательский Дом «Инфра-М», 2019. — 352 с.
- Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Систематизация механизмов физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой и спортом /А. В. Алдошин, Е. А. Алдошина // Наука-2020.- № 2–1 (18).
- Шибаева А. А., Овчинникова Е. И., Халимова А. М. Технология физкультурно-оздоровительных занятий с направленностью на профилактику нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников / А. А. Шибаева, Е. И. Овчинникова, А. М. Халимова // Ученые записки Забайкальского государственного университета. — 2020. — Т. 15. № 2. — С. 101–109.
- Якубовская О. И., Романенко Н. И. Методика повышения физической подготовленности и двигательной активности дошкольников на основе физкультурно-оздоровительных технологий / О. И. Якубовская, Н. И. Романенко // Ученые записки университета Лесгафта. — 2022. — № 10 (164)