В статье автор исследует некоторые вопросы, связанные с соблюдением прав и свобод человека и гражданина, а также реализацию прокурорского надзора по данной теме.
Ключевые слова: права, свободы, человек, гражданин, прокурор, прокурорский надзор, прокуратура.
Вопросы соблюдения прав и свобод человека и гражданина на протяжении длительного времени не теряют свой актуальности. Данный факт обусловлен множеством различных факторов. Концепция прав человека стала одной из центральных политических доктрин не только внутригосударственной, но и международной политики. Данному вопросу посвящено множество научных трудов, нельзя не отметить, что всего семьдесят лет назад эта идея, хотя и поддерживалась некоторыми политическими деятелями, учеными, однако, практически не влияла на поведение государств друг с другом. Окончание Второй мировой войны стало ключевым моментом в зарождении движения за права человека в том виде, в каком мы его знаем сегодня. До этой войны права человека имели мало политических сторонников в международных отношениях. Доктрины реализма, или реальной политики, казались точным описанием международной политики и противостояли разновидностям идеализма и морализма, которые, как считалось, воплощала идея прав человека. Важно также отметить, что идея всеобщих прав переживала трудные времена в интеллектуальном плане, подвергаясь различной критике, которая подрывала ее авторитет и силу убеждения. Вторая мировая война была одной из серии трагедий, охвативших мир в двадцатом веке. Особенно ужасные зверства, проявленные Германией во время Холокоста, ускорили радикальные изменения в структурах международной политики и в том месте, которое в этих структурах отводилось моральным соображениям. Международная система пережила кризис легитимности, и одним из компонентов восстановления этой легитимности стало возникновение современного движения за права человека. Прежде всего, это движение стремилось установить минимальные стандарты поведения государств, с тем чтобы они имели законный статус в международном сообществе.
В условиях современности важность рассматриваемого вопроса подтверждается, в том числе официальными статистическими данными. Согласно данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации ежегодно органами прокуратуры выявляются миллионы нарушений прав человека и гражданина [4], вместе с тем необходимо отметить, что статистика отражает именно выявленные юридические факты, когда в реальности таких нарушений существенно больше. В данной связи особое внимание необходимо уделять вопросам механизмов реализации и защита прав человека и гражданина, одним из таких механизмов выступает непосредственно прокурорский надзор.
Необходимо отметить, что во всех правовых системах, даже в тех, которые являются радикально демократическими, реализация закона дифференцирована в зависимости от социального статуса, исходя из призмы, человек и/или гражданин. Так, существует доминирующая концепция естественного права, где естественное состояние человечества в настоящее время — социальное. Люди и их свобода достигают своего совершенства в обществе. Если быть гражданином предопределяет человека как человека, то права человека — это те, которые признаются за ним политическим обществом, таким образом придавая признак гражданства. Таким образом, права человека основаны на правах гражданина. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в нашем государстве «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства» [1]. В рамках настоящего исследования необходимо провести анализ такого основного механизма реализации прав человека и гражданина как органы прокуратуры. Со времен начала своей деятельности основной ее целью выступает охрана прав и свобод человека и гражданина, при осуществлении надзора за которыми осуществляется обеспечение предоставленных гражданам Конституцией РФ прав и свобод.
В настоящее время в общем смысле прокурорский надзор — это публичная контрольная деятельность, основными задачами которой является:
— осуществление контроля и надзора за исполнением законодательства;
— защита прав и свобод человека и гражданина.
Некоторые научные деятели полагают, что надзор содержит в себе схожие элементы контроля, но вместе с тем его составляющие отдельные элементы, не определяют его отдельную специфичность. Вместе с тем, главенствующей целью деятельности прокуратуры с момента своего возникновения является законность, которая в свою очередь в частности выражается в соблюдении прав и свобод, как человека, так и гражданина. Исходя из данных обстоятельств следует, что под прокурорским надзором в настоящее время принято понимать следующее: «обособленный самостоятельный вид государственной деятельности, функции прокуратуры не могут осуществлять никакие другие государственные, а также коммерческие, общественные органа, организации, предприятия, учреждения, должностные лица или частные граждане. Он реализуется от имени государства и значимость данного положения стоит в том, что прокурор осуществляет свои должностные обязанности лично, выступает представителем и защитником общественных интересов не от лица каких-либо органов муниципального самоуправления, субъектов представительной, исполнительной и судебной власти, а их всех совокупности. Таким образом, в процессе своей деятельности прокурор приводит интересы отдельных субъектов, юридических, должностных и физических лиц в соответствии с интересами государства» [2]. Необходимо отметить тот факт, что вся деятельность прокуратуры базируется на защите именно прав и свобод, при осуществлении своих полномочий, именно данный вопрос является первостепенным. В случае выявления какого-либо правонарушения при применении мер реагирования дальнейшие действия прокуратуры направлены непосредственно на восстановление нарушенных прав. При реализации своих полномочий на территории нашего государства органы прокуратуры при осуществлении своей надзорной деятельности в сфере защиты и соблюдения прав и свобод человека и гражданина руководствуются в частности положениями основного закона нашей страны, ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», ведомственными нормативно-правовыми актами.
Таким образом, подводя итог ко всему вышесказанному необходимо прийти к выводу о том, что требования прав человека были определяющими на каждой волне возникновения новых суверенных государств, вопросы прав человека также были одной из ключевых определяющих норм перехода к региональным и глобальным формам управления. спрос на международную защиту прав человека привел к появлению специализированных механизмов управления правами человека, одним из таких механизмом соблюдения и восстановления нарушенных прав выступают органы прокуратуры нашего государства. Необходимо отметить, что в условиях современной действительности при невозможности обращения за защитой нарушенных прав при помощи ЕСПЧ, предполагается возможным расширить круг полномочий прокуратуры.
Литература:
1. Воронин, О. В. О современном понимании понятий «Правовые средства прокурорского надзора» и «Формы реализации правовых средств прокурорского надзора» / О. В. Воронин // Вестник Томского государственного университета. Право. — 2021. — № 39. — С. 5–14. — Текст: непосредственный.
2. Громова, О. М. Права и свободы человека и гражданина как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры / О. М. Громова // Стратегическое управление: теория, практика, проблемы: материалы 14–й Региональной научно–практической конференции. Владимир. — 2017. –Т. 3. — С. 98–102. — Текст: непосредственный.
3. Ласкина Н. В. Прокурорский надзор / Ласкина, Н.В. — Москва: Юстицинформ, 2022. — 276 c. — Текст: непосредственный.
4. Статистические данные Генеральной Прокуратуры Российской Федерации // URL: https://epp.genproc.gov.ru/web/gprf/activity/statistics (дата обращения: 20.02.2023).