В данной статье автор обобщает свой практический опыт, используя исследования других авторов, раскрывает способы решения проблемы социализация подростков «группы риска» путем вовлечения в волонтёрскую деятельность через оказание помощи животным из приюта «Теремок». Автор делает вывод об эффективности разработанной системы мероприятий по включению подростков в добровольческую деятельность.
Ключевые слова: подростки группы риска, асоциальное поведение, социализация, профилактика, волонтерская деятельность.
Нет плохих детей, есть плохое воспитание. И для становления личности, для социализации, для будущей самостоятельной жизни необходим комплексный подход психолого-педагогического воспитания и сопровождения студента с момента его поступления в колледж и на весь период обучения. Студенты из «группы риска», которые выявляются в начале и в течение учебного года (социальное сиротство, ограничения по состоянию здоровья (инвалидность), алкогольная зависимость и асоциальное поведение родителей, отсутствие в доме продуктов питания, одежды, смерть одного из родителей, жестокое обращение в семье, уходы детей из дома из-за конфликтов с родными). Такие подростки сами пережили в своей жизни трудности и лишения и нуждаются во внимании и заботе, поэтому они острее реагируют на несчастья более слабых и не защищённых, чем подростки из благополучных семей. Заводим на каждого из них индивидуальную карту, составляем характеристику. С каждым проводим индивидуальную работу: беседы, связь с родителями или опекунами, с классными руководителями, психологами, социальными педагогами. Со студентами с выраженным риском асоциального поведения либо агрессивности сначала работаем индивидуально, затем предлагаем групповую работу. У таких подростков особенно важно воспитывать сочувствие, доброту и желание помочь слабым и незащищённым. [3] Успешной социализации способствует участие подростков во внеурочной, волонтерской деятельности. К мотивам, по которым люди участвуют в добровольческой деятельности, относят желание помогать нуждающимся людям, животным, доброту, неравнодушное отношение к происходящему вокруг, желание решить проблемы других людей и собственные проблемы. Исходя из этих утверждений, приходим к выводу, что необходима индивидуально — групповая работа с подростками для убеждения и обоснования необходимости именно от них помощь тем, кто в ней нуждается. [2] Л. А. Дубинец считает, что внеурочная деятельность является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Благодаря внеурочной воспитательной деятельности можно создать условия формирования личностных и творческих компетенций учащихся. Данная деятельность также способствует развитию социальной мобильности и духовно-нравственного совершенствования. Внеурочная деятельность — это важная составная часть учебно-воспитательного процесса, а также одна из форм организации свободного времени подростков. [1] Л. Е. Сикорская отмечает, что педагогический потенциал добровольческой деятельности — это латентная возможность, обеспечивающая продуктивную социализацию в процессе добровольческой деятельности, и реализуется она при соблюдении ряда педагогических условий [5, с.213]: обеспечение принципа добровольности; целенаправленное педагогическое сопровождение; ориентация на долгосрочные социально-педагогические проекты.
Педагоги г. Иркутска МБОУ гимназии № 25 провели эмпирическое исследование для выявления влияния добровольчества на успешность социализации современных школьников (старшеклассников). Цель исследования: экспериментально проверить возможности волонтерской деятельности для социализации подростков. В качестве контрольной и экспериментальной групп были выбраны обучающиеся 8 класса данного учебного заведения. Контрольную группу составили школьники в количестве 15 человек, не вовлеченные в волонтерскую деятельность. Экспериментальную группу составили учащиеся 8 класса, проявившие инициативу и заинтересованность в безвозмездной помощи окружающим, в количестве 15 человек (волонтеры). Всего в исследовании приняли участие 30 человек.
Исследовательская работа проводилась в течение 2021–2022 учебного года и включала три взаимообусловленных этапа (констатирующий, формирующий и контрольный). Констатирующий эксперимент преследовал задачи:
- Выявление социальной адаптированности восьмиклассников (овладение социокультурными нормами, ролями, наличие жизненных целей).
- Исследование социальной автономности (Я-концепция, самопринятие, избирательность эмоций, способность решать свои проблемы самостоятельно).
- Изучение социальной активности у подростков (готовность осуществлять общественно значимую деятельность).
Обработка данных диагностических методик была проведена с учетом разработанной критериальной основы, характеризующей степень социализированности школьников на данном этапе психологического развития: социальная адаптированность — характеристика присвоения школьниками социальных норм, правил, освоения социальных ролей в семейной, профессиональной, досуговой сферах жизнедеятельности, умение ставить жизненные цели и понимать способы их достижения; социальная автономность — самостоятельность в выработке и изменении собственных взглядов, позитивная Я-концепция; сформированные чувства самоуважения, самопринятия, собственного достоинства; умение избирательно относиться к собственным эмоциям, решать возникающие проблемы с большей долей самостоятельности и нестандартности подходов; социальная активность — стремление человека и его действия по совершению значимых преобразований в социуме, а также в самом себе.
Для выявления первого критерия — социальной адаптивности у подростков была использована «Методика социально — психологической адаптации Роджерса — Даймонда» (в адаптации А. К. Осницкого), для исследования социальной автономности и социальной активности применялась методика «Изучение социализированности личности» (М. И. Рожков).
Результаты исследования . В результате обработки эмпирических данных, полученных по итогам диагностики по каждой методике, распределили всех школьников в 2 группы: социализированные восьмиклассники; слабо социализированные восьмиклассники. Первая группа подростков отличалась социальной адаптированностью, социальной активностью и автономностью. Эти обучающиеся обладали социальными нормами и ролями, собственными взглядами, самоуважением и чувством собственного достоинства. Таких детей оказалось в экспериментальной группе 10 человек (67 %), в контрольной группе 8 человек (53 %). Восьмиклассники второй группы, слабо социализированные в обществе, отличались низким уровнем социальной активности, автономности и слаборазвитой социальной адаптивностью. У них отмечено отсутствие мотивов и интереса в общении со сверстниками, неумение самостоятельно решать возникшие проблемы и неспособность отстаивать собственную позицию. Таких школьников выявлено в экспериментальной группе 5 человек (33 %), в контрольной группе 7 человек (47 %). Данные на этапе констатации показали необходимость реализации специальной системы внеучебных мероприятий и включения детей в добровольческую деятельность. Мы предполагали, что в ходе формирующего этапа эксперимента повысится уровень социализированности восьмиклассников за счет создания условий для оптимального соотношения адаптивности и автономности подростков. Анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, позволяет сделать вывод об эффективности разработанной системы мероприятий по включению подростков в добровольческую деятельность. Были экспериментально проверены возможности волонтерства для повышения уровня социализации подростков. [5; с. 170–174].
Теперь расскажем о нашем опыте социализация подростков «группы риска». В Хабаровском техническом колледже в 2022 году организовали волонтёрский отряд «Доброе сердце». Программа отряда рассчитана на один год. В составе волонтёрского отряда 20 студентов от 15 лет до 18 лет, из них 10 человек из группы риска. Обучение проводится по ДООП «Волонтёрский отряд «Доброе сердце». [3]
Цель программы: создание условий для развития и социализации личности студентов и формирования их активной жизненной позиции.
Среди задач: сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию; содействовать нравственному, эстетическому, трудовому и гражданскому воспитанию студентов; провести информационно-просветительскую работу по пропаганде гуманистического образа жизни для подрастающего поколения; способствовать формированию культуры бережного и ответственного обращения с домашними животными и животными из приюта; оказать помощь приюту для животных по благоустройству территории, в уходе за животными, в поиске новых хозяев.
Здесь подходящим направлением для ребят подросткового возраста и молодёжи является помощь бездомным животным из приюта «Теремок» в Хабаровске. Сейчас в приюте более 80 животных и у каждого из них своя история. Все они были спасены с улицы от холода и голода, из-под колёс машин. Приюту всегда нужна помощь, корма, предметы ухода за животными. Его можно регулярно посещать и стать «опекунами» конкретной собаки или кошки, а можно оказать временную помощь, которая заключается не только в финансовой поддержке, но и просто в общении с животными, ведь самое главное, в чём нуждаются животные, — это человеческое внимание. Оно может быть разным: гулять, кормить, мыть, вычёсывать, следить за здоровьем животных, просто играть с ними и гладить.
Первыми вызвались помочь в основном студенты из «группы риска». Перед посещением приюта студенты проходят в обязательном порядке обучение волонтёрской деятельности, изучают инструкцию по безопасности при общении с животными. Пребывание детей в приюте происходит только в сопровождении руководителя отряда и сотрудника приюта. Для работы ребятам выдаются куртки и перчатки. Волонтёры оказывают помощь в социализации животных, помогают сотрудникам выгуливать собак, вычёсывать шёрстку, учат выполнять команды. Кроме этого организуют акции по сбору корма, средств и предметов ухода, игрушек для питомцев. Своими руками сделали 20 когтеточек для котиков. Бескорыстная помощь бездомным животным позволяет сразу увидеть результаты своей деятельности: что может быть ценнее для подростка, чем благодарный взгляд собаки или кошки?
В результате коллективной волонтёрской деятельности, оказана реальная помощь приюту по благоустройству и в уходе за животными. В благодарность сотрудники разместили в социальных сетях положительный отзыв о деятельности нашего отряда «Доброе сердце». Участников волонтёрского движения администрация колледжа отмечает на общих собраниях, в выпусках стенгазет, благодарностями и памятными подарками.
Благотворительная работа ребят оказывает положительное влияние на сверстников в подростковой среде, вызывает у них заинтересованность, желание тоже попробовать свои силы в волонтерстве. Этот фактор обеспечивает приток новых волонтёров. Через сайт и социальные сети нашего колледжа мы привлекаем к решению проблем в приютах для животных общественность города Хабаровска и распространяем свой опыт волонтерства. Ребята сплачиваются в отряде — этому способствуют доверительное отношение, благожелательная психологическая атмосфера, насыщенная и многообразная волонтёрская работа, организованное самоуправление, совместные чаепития, диспуты.
Уже через 3 месяца участия в работе волонтёрского отряда ребята проявили способности и таланты в своём деле. Через год все ребята почувствовали уверенность в своих силах, психологическую готовность к позитивному общению и взаимодействию, ответственность, что они могут делать добрые дела, а их забота, ласка и любовь нужны братьям нашим меньшим.
Результаты работы волонтерского отряда «Доброе сердце» позволили сделать вывод и привели к заключению о правомерности предположения о положительном влиянии добровольческой деятельности на успешную социализацию подростков.
Литература:
- Дубинец, Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2. — С. 13–16.
- Перинская, Н. А. Волонтёрская деятельность как фактор формирования личности молодого человека / Н. А. Перинская, А. Д. Романюк. — Текст: непосредственный // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2019. — №. — С..
- Статья автора Филипенко, О.А. «Доброе сердце», из опыта работы волонтерского отряда /О. А. Филипенко. --- Текст: непосредственный // Информационно-методический журнал «Дополнительное образование детей в Хабаровском крае» ---2023. --- № 2. --- С..
- Сикорская, Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // ЗПУ. — 2011. — № 2. — С. 213–217
- Федосова И. В., Ушева Т. Ф., Рожкова Н. А. Добровольческая деятельность как средство социализации подростков // КПЖ. 2023. № 2 (157). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsializatsii-podrostkov (дата обращения: 27.09.2023).