Социализация подростков группы риска через вовлечение в волонтёрскую деятельность | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №47 (494) ноябрь 2023 г.

Дата публикации: 26.11.2023

Статья просмотрена: 266 раз

Библиографическое описание:

Филипенко, О. А. Социализация подростков группы риска через вовлечение в волонтёрскую деятельность / О. А. Филипенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 47 (494). — С. 203-206. — URL: https://moluch.ru/archive/494/108205/ (дата обращения: 18.12.2024).



В данной статье автор обобщает свой практический опыт, используя исследования других авторов, раскрывает способы решения проблемы социализация подростков «группы риска» путем вовлечения в волонтёрскую деятельность через оказание помощи животным из приюта «Теремок». Автор делает вывод об эффективности разработанной системы мероприятий по включению подростков в добровольческую деятельность.

Ключевые слова: подростки группы риска, асоциальное поведение, социализация, профилактика, волонтерская деятельность.

Нет плохих детей, есть плохое воспитание. И для становления личности, для социализации, для будущей самостоятельной жизни необходим комплексный подход психолого-педагогического воспитания и сопровождения студента с момента его поступления в колледж и на весь период обучения. Студенты из «группы риска», которые выявляются в начале и в течение учебного года (социальное сиротство, ограничения по состоянию здоровья (инвалидность), алкогольная зависимость и асоциальное поведение родителей, отсутствие в доме продуктов питания, одежды, смерть одного из родителей, жестокое обращение в семье, уходы детей из дома из-за конфликтов с родными). Такие подростки сами пережили в своей жизни трудности и лишения и нуждаются во внимании и заботе, поэтому они острее реагируют на несчастья более слабых и не защищённых, чем подростки из благополучных семей. Заводим на каждого из них индивидуальную карту, составляем характеристику. С каждым проводим индивидуальную работу: беседы, связь с родителями или опекунами, с классными руководителями, психологами, социальными педагогами. Со студентами с выраженным риском асоциального поведения либо агрессивности сначала работаем индивидуально, затем предлагаем групповую работу. У таких подростков особенно важно воспитывать сочувствие, доброту и желание помочь слабым и незащищённым. [3] Успешной социализации способствует участие подростков во внеурочной, волонтерской деятельности. К мотивам, по которым люди участвуют в добровольческой деятельности, относят желание помогать нуждающимся людям, животным, доброту, неравнодушное отношение к происходящему вокруг, желание решить проблемы других людей и собственные проблемы. Исходя из этих утверждений, приходим к выводу, что необходима индивидуально — групповая работа с подростками для убеждения и обоснования необходимости именно от них помощь тем, кто в ней нуждается. [2] Л. А. Дубинец считает, что внеурочная деятельность является важной составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени учащихся. Благодаря внеурочной воспитательной деятельности можно создать условия формирования личностных и творческих компетенций учащихся. Данная деятельность также способствует развитию социальной мобильности и духовно-нравственного совершенствования. Внеурочная деятельность — это важная составная часть учебно-воспитательного процесса, а также одна из форм организации свободного времени подростков. [1] Л. Е. Сикорская отмечает, что педагогический потенциал добровольческой деятельности — это латентная возможность, обеспечивающая продуктивную социализацию в процессе добровольческой деятельности, и реализуется она при соблюдении ряда педагогических условий [5, с.213]: обеспечение принципа добровольности; целенаправленное педагогическое сопровождение; ориентация на долгосрочные социально-педагогические проекты.

Педагоги г. Иркутска МБОУ гимназии № 25 провели эмпирическое исследование для выявления влияния добровольчества на успешность социализации современных школьников (старшеклассников). Цель исследования: экспериментально проверить возможности волонтерской деятельности для социализации подростков. В качестве контрольной и экспериментальной групп были выбраны обучающиеся 8 класса данного учебного заведения. Контрольную группу составили школьники в количестве 15 человек, не вовлеченные в волонтерскую деятельность. Экспериментальную группу составили учащиеся 8 класса, проявившие инициативу и заинтересованность в безвозмездной помощи окружающим, в количестве 15 человек (волонтеры). Всего в исследовании приняли участие 30 человек.

Исследовательская работа проводилась в течение 2021–2022 учебного года и включала три взаимообусловленных этапа (констатирующий, формирующий и контрольный). Констатирующий эксперимент преследовал задачи:

  1. Выявление социальной адаптированности восьмиклассников (овладение социокультурными нормами, ролями, наличие жизненных целей).
  2. Исследование социальной автономности (Я-концепция, самопринятие, избирательность эмоций, способность решать свои проблемы самостоятельно).
  3. Изучение социальной активности у подростков (готовность осуществлять общественно значимую деятельность).

Обработка данных диагностических методик была проведена с учетом разработанной критериальной основы, характеризующей степень социализированности школьников на данном этапе психологического развития: социальная адаптированность — характеристика присвоения школьниками социальных норм, правил, освоения социальных ролей в семейной, профессиональной, досуговой сферах жизнедеятельности, умение ставить жизненные цели и понимать способы их достижения; социальная автономность — самостоятельность в выработке и изменении собственных взглядов, позитивная Я-концепция; сформированные чувства самоуважения, самопринятия, собственного достоинства; умение избирательно относиться к собственным эмоциям, решать возникающие проблемы с большей долей самостоятельности и нестандартности подходов; социальная активность — стремление человека и его действия по совершению значимых преобразований в социуме, а также в самом себе.

Для выявления первого критерия — социальной адаптивности у подростков была использована «Методика социально — психологической адаптации Роджерса — Даймонда» (в адаптации А. К. Осницкого), для исследования социальной автономности и социальной активности применялась методика «Изучение социализированности личности» (М. И. Рожков).

Результаты исследования . В результате обработки эмпирических данных, полученных по итогам диагностики по каждой методике, распределили всех школьников в 2 группы: социализированные восьмиклассники; слабо социализированные восьмиклассники. Первая группа подростков отличалась социальной адаптированностью, социальной активностью и автономностью. Эти обучающиеся обладали социальными нормами и ролями, собственными взглядами, самоуважением и чувством собственного достоинства. Таких детей оказалось в экспериментальной группе 10 человек (67 %), в контрольной группе 8 человек (53 %). Восьмиклассники второй группы, слабо социализированные в обществе, отличались низким уровнем социальной активности, автономности и слаборазвитой социальной адаптивностью. У них отмечено отсутствие мотивов и интереса в общении со сверстниками, неумение самостоятельно решать возникшие проблемы и неспособность отстаивать собственную позицию. Таких школьников выявлено в экспериментальной группе 5 человек (33 %), в контрольной группе 7 человек (47 %). Данные на этапе констатации показали необходимость реализации специальной системы внеучебных мероприятий и включения детей в добровольческую деятельность. Мы предполагали, что в ходе формирующего этапа эксперимента повысится уровень социализированности восьмиклассников за счет создания условий для оптимального соотношения адаптивности и автономности подростков. Анализ данных, полученных на констатирующем и контрольном этапах эксперимента, позволяет сделать вывод об эффективности разработанной системы мероприятий по включению подростков в добровольческую деятельность. Были экспериментально проверены возможности волонтерства для повышения уровня социализации подростков. [5; с. 170–174].

Теперь расскажем о нашем опыте социализация подростков «группы риска». В Хабаровском техническом колледже в 2022 году организовали волонтёрский отряд «Доброе сердце». Программа отряда рассчитана на один год. В составе волонтёрского отряда 20 студентов от 15 лет до 18 лет, из них 10 человек из группы риска. Обучение проводится по ДООП «Волонтёрский отряд «Доброе сердце». [3]

Цель программы: создание условий для развития и социализации личности студентов и формирования их активной жизненной позиции.

Среди задач: сформировать у подрастающего поколения активную гражданскую позицию; содействовать нравственному, эстетическому, трудовому и гражданскому воспитанию студентов; провести информационно-просветительскую работу по пропаганде гуманистического образа жизни для подрастающего поколения; способствовать формированию культуры бережного и ответственного обращения с домашними животными и животными из приюта; оказать помощь приюту для животных по благоустройству территории, в уходе за животными, в поиске новых хозяев.

Здесь подходящим направлением для ребят подросткового возраста и молодёжи является помощь бездомным животным из приюта «Теремок» в Хабаровске. Сейчас в приюте более 80 животных и у каждого из них своя история. Все они были спасены с улицы от холода и голода, из-под колёс машин. Приюту всегда нужна помощь, корма, предметы ухода за животными. Его можно регулярно посещать и стать «опекунами» конкретной собаки или кошки, а можно оказать временную помощь, которая заключается не только в финансовой поддержке, но и просто в общении с животными, ведь самое главное, в чём нуждаются животные, — это человеческое внимание. Оно может быть разным: гулять, кормить, мыть, вычёсывать, следить за здоровьем животных, просто играть с ними и гладить.

Первыми вызвались помочь в основном студенты из «группы риска». Перед посещением приюта студенты проходят в обязательном порядке обучение волонтёрской деятельности, изучают инструкцию по безопасности при общении с животными. Пребывание детей в приюте происходит только в сопровождении руководителя отряда и сотрудника приюта. Для работы ребятам выдаются куртки и перчатки. Волонтёры оказывают помощь в социализации животных, помогают сотрудникам выгуливать собак, вычёсывать шёрстку, учат выполнять команды. Кроме этого организуют акции по сбору корма, средств и предметов ухода, игрушек для питомцев. Своими руками сделали 20 когтеточек для котиков. Бескорыстная помощь бездомным животным позволяет сразу увидеть результаты своей деятельности: что может быть ценнее для подростка, чем благодарный взгляд собаки или кошки?

В результате коллективной волонтёрской деятельности, оказана реальная помощь приюту по благоустройству и в уходе за животными. В благодарность сотрудники разместили в социальных сетях положительный отзыв о деятельности нашего отряда «Доброе сердце». Участников волонтёрского движения администрация колледжа отмечает на общих собраниях, в выпусках стенгазет, благодарностями и памятными подарками.

Благотворительная работа ребят оказывает положительное влияние на сверстников в подростковой среде, вызывает у них заинтересованность, желание тоже попробовать свои силы в волонтерстве. Этот фактор обеспечивает приток новых волонтёров. Через сайт и социальные сети нашего колледжа мы привлекаем к решению проблем в приютах для животных общественность города Хабаровска и распространяем свой опыт волонтерства. Ребята сплачиваются в отряде — этому способствуют доверительное отношение, благожелательная психологическая атмосфера, насыщенная и многообразная волонтёрская работа, организованное самоуправление, совместные чаепития, диспуты.

Уже через 3 месяца участия в работе волонтёрского отряда ребята проявили способности и таланты в своём деле. Через год все ребята почувствовали уверенность в своих силах, психологическую готовность к позитивному общению и взаимодействию, ответственность, что они могут делать добрые дела, а их забота, ласка и любовь нужны братьям нашим меньшим.

Результаты работы волонтерского отряда «Доброе сердце» позволили сделать вывод и привели к заключению о правомерности предположения о положительном влиянии добровольческой деятельности на успешную социализацию подростков.

Литература:

  1. Дубинец, Л. А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы // Молодой ученый. — 2015. — № 1.2. — С. 13–16.
  2. Перинская, Н. А. Волонтёрская деятельность как фактор формирования личности молодого человека / Н. А. Перинская, А. Д. Романюк. — Текст: непосредственный // Научные труды Московского гуманитарного университета. — 2019. — №. — С..
  3. Статья автора Филипенко, О.А. «Доброе сердце», из опыта работы волонтерского отряда /О. А. Филипенко. --- Текст: непосредственный // Информационно-методический журнал «Дополнительное образование детей в Хабаровском крае» ---2023. --- № 2. --- С..
  4. Сикорская, Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // ЗПУ. — 2011. — № 2. — С. 213–217
  5. Федосова И. В., Ушева Т. Ф., Рожкова Н. А. Добровольческая деятельность как средство социализации подростков // КПЖ. 2023. № 2 (157). URL:https://cyberleninka.ru/article/n/dobrovolcheskaya-deyatelnost-kak-sredstvo-sotsializatsii-podrostkov (дата обращения: 27.09.2023).
Основные термины (генерируются автоматически): добровольческая деятельность, волонтерская деятельность, волонтерский отряд, животное, социальная активность, экспериментальная группа, контрольная группа, приют, асоциальное поведение, внеурочная деятельность.


Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности

В статье исследуется проблема профилактики девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности. Раскрыта сущность понятий девиантное поведение и профилактика, проанализированы формы профилактической работы. Рассмотрена деятельн...

Потенциал волонтерского движения в формировании ЗОЖ у подростков в условиях образовательного учреждения

В статье раскрывается потенциал волонтерского движения молодежи в формировании здорового образа жизни у подростков. Анализируются возможности программ и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков, вовлечение их в организацию активн...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Оценивание эффективности реализации молодежных общественных инициатив клубными учреждениями сельского поселения России

Данная статья посвящена рассмотрению понятия «молодежные общественные инициативы» на примере российских клубных учреждений. Особое внимание уделяется технологиям оценки эффективности молодежных общественных инициатив в деятельности клубных учреждений...

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Мотивация профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта, на примере сотрудников Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края. В статье дано обос...

Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования

В данной статье затрагивается проблема увеличения детей «группы риска». Автор дает описание характерных черт присущих детям данной группы, а так же сложностями которые возникают в процессе обучения у детей «группы риска» и их окружения. На основе пол...

Особенности субкультуризации деструктивного движения «Колумбайн» среди молодежи и его связь с терроризмом

В данной статье определены некоторые особенности деструктивного движения «Колумбайн», позволяющие говорить о выделении данного движения в отдельную субкультуру, системном характере проблем, связанных с вовлечением молодежи в идеологию массового насил...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Похожие статьи

Профилактика девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности

В статье исследуется проблема профилактики девиантного поведения молодежи через организацию волонтерской деятельности. Раскрыта сущность понятий девиантное поведение и профилактика, проанализированы формы профилактической работы. Рассмотрена деятельн...

Потенциал волонтерского движения в формировании ЗОЖ у подростков в условиях образовательного учреждения

В статье раскрывается потенциал волонтерского движения молодежи в формировании здорового образа жизни у подростков. Анализируются возможности программ и мероприятий по профилактике аддиктивного поведения подростков, вовлечение их в организацию активн...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Организация театрализованной деятельности с детьми раннего возраста

В статье рассматривается значение театрализованной деятельности в детском саду и ее влияние на развитие творческого потенциала и творческой направленности ребенка. Описываются требования к организации такой деятельности в раннем детстве. Автор статьи...

Оценивание эффективности реализации молодежных общественных инициатив клубными учреждениями сельского поселения России

Данная статья посвящена рассмотрению понятия «молодежные общественные инициативы» на примере российских клубных учреждений. Особое внимание уделяется технологиям оценки эффективности молодежных общественных инициатив в деятельности клубных учреждений...

Использование интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС

В статье представлен опыт работы по использованию интерактивного стола с целью активизации познавательной деятельности детей с РАС. Показана эффективность использования интерактивного оборудования и возможности его применения в реабилитационной практ...

Мотивация профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта, на примере сотрудников Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края

В статье анализируется особенности мотивации профессиональной деятельности водителей муниципального транспорта. В качестве выборки исследования выступили сотрудники Департамента транспортного и дорожного хозяйства Приморского края. В статье дано обос...

Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования

В данной статье затрагивается проблема увеличения детей «группы риска». Автор дает описание характерных черт присущих детям данной группы, а так же сложностями которые возникают в процессе обучения у детей «группы риска» и их окружения. На основе пол...

Особенности субкультуризации деструктивного движения «Колумбайн» среди молодежи и его связь с терроризмом

В данной статье определены некоторые особенности деструктивного движения «Колумбайн», позволяющие говорить о выделении данного движения в отдельную субкультуру, системном характере проблем, связанных с вовлечением молодежи в идеологию массового насил...

Ранняя профессионализация младших школьников как педагогическая проблема

В статье раскрывается актуальная педагогическая проблема ранней профессионализации младших школьников. Процесс ориентации детей на выбор профессии еще на ранних этапах образования имеет важное значение для их будущей карьеры. Особое внимание в статье...

Задать вопрос