Социально-экономическое развитие муниципального образования — это актуальная проблема в концепции общегосударственного развития. Программы комплексного социально-экономического развития позволяют точечно повышать уровень благосостояния и удовлетворенности населения, что в последствии обеспечивает общегосударственное улучшение качества жизни населения и экономический рост. В данной статье рассматриваются функции и роль муниципальных органов власти в реализации программ по комплексному социально-экономическому развитию.
Ключевые слова: программа комплексного социально-экономического развития, муниципальные органы власти, благосостояние, уровень жизни, экономический рост, социальная политика.
The socio-economic development of a municipality is an urgent problem in the concept of national development. Programs of integrated socio-economic development make it possible to increase the level of welfare and satisfaction of the population, which subsequently ensures a nationwide improvement in the quality of life of the population and economic growth. This article discusses the functions and role of municipal authorities in the implementation of programs for integrated socio-economic development.
Keywords: integrated socio-economic development program, municipal authorities, welfare, standard of living, economic growth, social policy.
Одной из приоритетных целей развития муниципального образования в системе органов государственной власти является реализация программ по социально-экономическому развитию, способствующих развитию благосостояния жителей муниципальной территории и решение их социальных проблем.
Социальные проблемы ставятся во главу угла, как на уровне государственном, так и на уровне муниципальных территорий. В первую очередь решение социальных проблем предполагает создание нормальных условий жизни для населения, удовлетворение их потребностей и обеспечение воспроизводства населения.
На уровне муниципального образования обеспечение благоприятных условий жизни для населения производится с помощью программ комплексного социально-экономического развития, реализующихся в соответствии с приоритетностью задач, а также с установленными сроками и ресурсами.
Важную роль в системе социально-экономического развития занимают функции муниципальных органов власти по его обеспечению, которые закреплены в ряде нормативно-правовых актах: например, в Конституции РФ [1], а также в ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [2].
Среди них можно выделить:
— разработку и реализацию муниципальных программ социально-экономического развития, направленных на повышение уровня жизни населения, развитие экономики и социальной сферы;
— участие в разработке и реализации региональных и федеральных программ социально-экономического развития в рамках своей компетенции.
— координацию деятельности предприятий и организаций различных форм собственности в рамках реализации программ социально-экономического развития.
— обеспечение эффективного использования муниципального имущества и ресурсов для реализации программ социально-экономического развития.
— содействие развитию малого и среднего предпринимательства, создание условий для привлечения инвестиций в экономику муниципального образования.
— организацию и проведение мониторинга и оценки эффективности реализации программ социально-экономического развития муниципального образования.
Муниципальные органы власти являются системообразующим звеном при реализации программ комплексного социально-экономического развития территории, так как в ходе реализации их полномочий создается перечень мероприятий и программ, направленных на улучшение качества жизни населения, обеспечение экономического роста и развитие социальной инфраструктуры.
Комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования представляет собой управляемый процесс, при котором происходят изменения во всех сферах жизни муниципального образования. Оно направлено на организацию и достижение высокого уровня развития экономической и социальной сфер на территории муниципального образования, с минимальным ущербом для природных ресурсов и экологии и максимальным уровнем удовлетворения потребностей граждан муниципального образования, а также государственных интересов в целом [3].
Муниципалитеты обладают широкими полномочиями в области управления имуществом, финансами, градостроительной деятельностью, образованием, здравоохранением, культурой и другими сферами. Именно эти ресурсы и коммуникации обеспечивают реализацию программ по комплексному социально-экономическому развитию.
Здесь следует отметить, что для реализации функций местного самоуправления важным остается применение рыночных механизмов, так как в противном случае возникнет ситуация, при которой будет происходить деградация человеческих возможностей и имеющегося потенциала, что в результате приведет к затормаживанию социально-экономического развития в целом.
Говоря об органах местного самоуправления, в контексте комплексного социально-экономического развития, следует отметить, что их эффективность обусловлена тем, что они наглядно видят социальные проблемы, с которыми сталкиваются жители, населяющие данную муниципальную территорию, то есть разработанные ими программы носят точечный характер, направленный на устранение острых социальных проблем, выявленных с помощью мониторинга, наблюдений или по обращениям граждан.
На федеральном или региональном уровне социальные проблемы граждан рассматриваются укрупненно, что влечет за собой не решение конкретных проблем, а скорее формирование общей концепции социального развития страны и выявление приоритетных направлений.
Иными словами, комплексное социально-экономическое развитие муниципальной территории представляет собой часть общегосударственной социальной политики, имеющую более точечное воздействие на улучшение качества жизни населения определенной муниципальной территории.
Таким образом, подытожив вышеизложенное, следует заключить, что роль муниципальных органов власти в контексте реализации программ комплексного социально-экономического развития ключевая, так как именно реализация их полномочий позволяет обеспечивать улучшение уровня жизни населения, его благосостояния, развитие социальной инфраструктуры и обеспечение экономического роста.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/(дата обращения 24.11.2023).
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 11.01.2023) [Электронный ресурс]. — URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/ (дата обращения 24.11.2023).
- Мокрый, B. C. Социально-экономическое развитие муниципальных образований в условиях реформы местного самоуправления/ В. С. Мокрый // Государственная власть и местное самоуправление. -2019. — № 4. — С. 14–17.