Современный рынок колбасной продукции во многом зависит от предпочтений потребителей, так как при низком спросе на ту или иную продукцию любой производитель будет терпеть издержки. Особую актуальность статья несет в себе для российских производителей, так как рынок колбасной продукции в РФ на 98 % представлен именно российскими производителями. В рамках данной статьи проводится краткое исследование мнения потребителей колбасной продукции и определяется оптимальный продукт (был проведен онлайн-опрос респондентов с целью выявления их мнения относительно предпочтений о покупках).
Ключевые слова: рынок колбасной продукции, онлайн-опрос, мнение потребителей, потребительские предпочтения.
Актуальность темы исследования потребительского предпочтения крайне высока, так как современный рынок колбасной продукции в России представлен множеством производителей и брендов (как крупных федеральных представителей рынка пищевой продукции, так и локальных фермерств). Мнение потребителей о продукции — это стратегический ориентир для каждого производителя, так как несовпадение производственной программы со спросом на рынке автоматически превращается для любого производителя в серьезную угрозу, так как возникает риск издержек, снижения востребованности и популярности бренда, а значит — и итогового финансового результата.
В рамках данного исследования проведен опрос 200 респондентов в формате онлайн для выявления предпочтений потребителей при приобретении колбасной продукции (для этого была сформирована анкета опроса и размещена в сети интернет). Далее схематично представлено распределение ответов респондентов (рис. 1–9).
Рис. 1. Ценовая категория колбасы
Рис. 2. Частота покупки колбасной продукции
По данным рисунка 1 можно говорить о том, что 56 % (подавляющее большинство респондентов) предпочитают среднюю ценовую категорию. 38 % респондентов чаще всего выбирают бюджетный вариант, только 6 % на постоянной основе покупают колбасную продукцию премиум-сегмента. Соответственно, ценовая категория продукции серьезно влияет на выбор респондентов.
По данным рисунка 2 можно говорить о том, что 53 % опрошенных покупают колбасу и колбасные изделия несколько раз в неделю. 22 % респондентов покупают колбасную продукцию примерно раз в неделю, 17 % — реже одного раза в неделю. Только 8 % респондентов указали, что покупают колбасу и иную колбасную продукцию ежедневно. Соответственно, можно сделать вывод о том, что колбасная продукция в целом востребована, так как покупки совершаются довольно часто.
Рис. 3. Кол-во членов семьи
Рис. 4. Возраст респондентов
По данным ответов респондентов можно говорить о том, что у 57 % участников онлайн-анкетирования семьи представлены 3–4 членами семьи (в основном это дети или родители). 57 % участников указали, что они проживают в семье из 3–4 человек. 34 % участников анкетирования указали, что живут одни либо вдвоем. 9 % участников указали на то, что количество членов их семей — пять и более. На рисунке 4представлены данные по ответам респондентов о возрастной категории, к которой они относятся. 43 % респондентов (большинство) относятся к категории 31–45 лет. 32 % респондентов указали возрастную группу «18–30 лет». 20 % респондентов относятся к группе «46 и более», 6 % указали, что они еще не достигли совершеннолетия. Соответственно, основные возрастные группы, совершающие покупки колбасной продукции и принимающие участие в исследовании, относятся к возрастным группам «18–30 лет» и «31–45 лет».
Рис. 5. Значение наличия сертификатов качества
Рис. 6. Предпочитаемый тип колбасы
На рисунке 5 видно, что 49 % участников опроса ответили, что им важно знать, что продукция сертифицирована. 30 % указали, что «очень важно», соответственно, продукцию, не имеющую сертификата, данная категория потребителей, скорее всего, просто не купит. 18 % ответили, что не слишком важно, а 3 % ответили, что не важно вообще. Соответственно, ответы респондентов показывают, что в подавляющем большинстве потребители хотят быть уверены в том, что продукция качественная и безопасная.
По данным рисунка 6 можно говорить о том, что 56 % (подавляющее большинство) предпочитает вареную колбасную продукцию, 37 % предпочитают копченую колбасную продукцию. 7 % чаще всего останавливают свой выбор на сыровяленой колбасной продукции.
Рис. 7. Предпочтение по мясу
Рис. 8. Объем упаковки
Основная масса респондентов (70 %) отдает предпочтение колбасным изделиям из одного вида мяса. При этом 27 % респондентов предпочитают колбасные изделия из курицы, 21 % — из говядины, 22 % — из свинины. В свою очередь, 30 % участников исследования ответили, что предпочитают колбасную продукцию, состоящую из нескольких видов мяса. Соответственно, современному производителю колбасной продукции необходимо обращать внимание на данные предпочтения и балансировать свой ассортимент в соответствии с потребностями покупателей.
47 % респондентов ответили, что предпочитают покупать колбасную продукцию в упаковках по 300–500 грамм.23 % участников онлайн-опроса указали, что они в основном останавливают свой выбор на небольших упаковках по 100–200 грамм. 20 % участников предпочитают брать большие упаковки от 500 грамм, а 10 % ответили, что объем не имеет значения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что объем покупаемой колбасной продукции имеет значение для участников анкетирования.
По результатам онлайн-анкетирования можно сделать выводы о том, что участники онлайн-опроса уделяют серьезное внимание качеству продукции и наличию натуральных ингредиентов. Многие респонденты опираются на собственный опыт употребления продукции разных брен-дов, на основе которого они уже формируют дальнейшие предпочтения. Крайне важный (зачастую — решающий) фактор при выборе колбасной продукции — это цена, так как многие потребители имеют средний доход, соответственно, покупать на постоянной основе дорогую продукцию они не имеют возможности.
Литература:
- Ахмедова М. Б. Особенности потребительского поведения / М. Б. Ахмедова // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки. 2020. № 13. С. 90–93.
- Быстрова Н. В. Потребительское поведение как социальный феномен / Н. В. Быстрова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2020. № 6 (48). С. 110–114
- И. Л. Психология потребительского выбора и его влияние на ценообразование в условиях рынка / И. Л. Гончаров // Вестник университета. 2020. № 8. С. 110–116.
- Информационное агентство «Зерно Он-Лайн» // [Электронный ресурс] — URL: https://www.zol.ru/news/grain/
- Новая реальность российского потребительского рынка на фоне пандемии COVID-19 и прогноз. [Электронный ресурс] — URL: https://www.shopolog.ru/metodichka/kompanii-i-rynki/novaya-real-nost-rossiyskogo-potrebitel-skogo-rynka-nafone-pandemii-covid-19