В современном российском мире увеличивается потребность в людях способных нестандартно мыслить, решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Сегодня нужны граждане, которые в будущем смогут определять пути экономического и политического развития страны. Поэтому забота об одарённых детях на сегодняшний день — это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.
Соответственно общество нуждается и в школе, которая может подготовить человека, отличающегося высоким уровнем профессионализма и творчества. Для того чтобы богатый творческий потенциал обучающихся мог развиваться, нужно ввести детей в такую деятельность, в которой возможно раскрытие их способностей.
Уникальным средством развития творческих способностей является танец. Поэтому особое место в своей педагогической деятельности уделяем постановке танцевальных номеров.
Занимаясь хореографией, ребёнок учится общению со сверстниками, интересно проводит с ними время. Во время занятий детей приучаем к творчеству, развиваем у них художественное воображение, эмоциональность. В процессе изучения танца у детей повышается самооценка и, выступая на сцене, они начинают верить, что способны добиться определенных результатов.
На протяжении всей своей работы стараемся направлять усилия на построение такой образовательной среды, в которой каждый ученик развивает свои способности, учится быть успешным, т. е. ставить цели и достигать их.
При таком подходе каждый ученик чувствует успех: один — в учении, другой — в творчестве, третий — в исследовании.
Развитие творческих способностей является одним их главных результатов исследовательской деятельности. Мы стараемся детям не сообщать готовые знания, а создаем такие проблемные ситуации, решить которые ребёнок сможет, если привлечёт свой опыт, установит в нём иные связи, овладевая при этом новыми знаниями и умениями.
С каждым годом все больше наших учеников начинают заниматься научной работой. Одно из главных требований — провести исследование и защитить его перед экспертами.
Так, в этом году на конкурсе «Юный исследователь» в г. Сочи один из учеников представлял свою работу и по итогам был награжден дипломом второй степени, а в конкурсе «Первые шаги в науке», проходившем в Московской области, исследователи заняли почетные призовые места и были награждены дипломами и отличительным знаком «За Победу»
Эффективным средством по повышению уровня творческих способностей стало применение в работе приемов театрализации.
Министр просвещения Российской Федерации Сергей Сергеевич Кравцов во время дискуссии «Театр как вид искусства и его возможности в воспитании» отметил: « Школьные театры — уникальный ресурс. Он помогает молодым людям самореализовываться, пробовать себя в роли актеров, режиссеров, изучать литературные произведения уже не просто в классе на уроке, а погружаясь в его содержание во время его постановки на сцене». Актерское мастерство полезно не только в театре, оно может пригодиться при выступлении на публике с речью или презентацией и во многих других жизненных ситуациях
Театральное творчество помогает ребенку раскрыть свои таланты, понять себя и окружающий мир, обогатиться положительными эмоциями, конечно же, способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Постановка спектаклей ассоциируется с большим количеством костюмов, декораций и различной атрибутикой. Это вызывает свои затруднения. Однако использование результатов исследовательской деятельности позволяет в некоторой степени решить данную проблему.
Так, работая над темой «Русская народная кукла как источник сохранения национальной культуры на территории районов Белгородской области» ученица узнала не только о видах тряпичных кукол, но и встречалась с мастерами, которые учили ее их изготавливать.
Показав одноклассникам сделанных с помощью мастеров кукол на классном часе, Злата предложила их использовать в спектакле по сказке «Морозко». Таким образом, полученный «продукт» в ходе исследовательской работы нашел свое применение в постановке кукольного театра, который впоследствии был показан детям детского сада.
В ходе другой исследовательской работы «Предметы старины» ученик упоминает о корыте. Старинное корыто ребенок нашел у своей бабушки и принес в класс, чтобы показать ребятам. Беседуя, дети вспомнили, в каком произведении «встречался» нам этот предмет. Таким образом, «корыто» подвело ребят к тому, чтобы поставить другой спектакль, спектакль по произведению А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Исследование, проведенное Артемом З. на тему «Гончарный промысел Белгородчины», включало в себя встречи с мастерами по гончарному искусству. На одной из встреч Артем вместе со старооскольким мастером Александом Буровым изготовил глиняные горшочки разных размеров, которые в дальнейшем стали главными атрибутами в спектакле «Машенька и Медведи».
Таким образом, результаты исследовательской деятельности нашли применение в театральных постановках.
Для подготовки остального реквизита привлекаются родители, которые также заинтересованы и осведомлены о деятельности детей. В театральную постановку были включены танцевальные моменты, которые помогли оформить спектакль — соединить части «картинки» спектакля.
За годы работы усвоили главное правило: нужно себя вести так, чтобы каждый ученик был уверен: учитель любит и верит в него. Став победителем или призером, ребенок достигал успеха, который заставлял его двигаться вперед, к новым вершинам.
Дети — наше будущее, и от того, какими мы их воспитаем, какие знания они получат, зависит их жизнь. В дальнейшем мы будем также стараться помогать раскрывать таланты своих учеников, использовать для этого различные методы и формы работы, участвовать с детьми в конкурсах, олимпиадах, конференциях, давая возможность каждому ребенку почувствовать себя успешным.