В статье рассматриваются основные подходы к изучению и определению профессионального самоопределения в отечественной и зарубежной науке, исследуется структура профессионального самоопределения и предлагается авторская интерпретация его компонентов.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессионализация будущего педагога, профессиональное становление.
В современной системе подготовки педагогов внимание науки и общественности к профессиональному самоопределению во многом обусловлено вполне очевидным в социуме недостаточным уровнем заинтересованности выпускников учреждений общего среднего образования в педагогической профессии как ресурсу личностно-карьерного роста, а также неустойчивости ценностных ориентаций в сфере будущей профессии среди студентов педагогических специальностей и уход из специальности молодых учителей. Данная проблема волнует также и современных ученых. В частности, С. Н. Чистякова, С. И. Крягжде, Е. С. Пряжников, М. И. Ретивых, П. А. Шавир В. В. Чебышева, Е. М. Борисова, Г. П. Логинова. Мы согласны с утверждением М. М. Обидиной: «о сформированности профессионального самоопределения свидетельствует целенаправленный настрой обучающегося на определенную профессию, наличие у него конкретных жизненных и профессиональных целей, высокий уровень его профессиональной подготовки» [4].
В целом, анализ научной философской, социологической, психолого-педагогической литературы свидетельствует о высоком интересе к проблеме профессионального самоопределения, а также демонстрирует неоднозначность подходов исследователей. В этой связи мы обратились к задаче уточнения содержания понятия «профессиональное самоопределение» через осмысление работ отечественных и зарубежных авторов.
В зарубежной психологии (Г. Олпорт, К. Роджерс Ш. Бюлер, Д. Сьюпер X. Дибберн, А. Маслоу, Э. Фромм, Д. Фромман, X. Хекхаузен, Э. Эриксон, А. Гинзберг, Дж. Холланд и др.) профессиональное самоопределение понимается как процесс раскрытия задатков личности, нахождение личностного смысла, осознанием своей идентичности и стремление человека к самоосуществлению в выбираемой профессиональной деятельности и тесно соотносится с понятиями самореализацией, самоактуализацией, самопознанием.
Нам близка теория Э. Ф. Зеера, который рассматривает профессиональное самоопределение как «самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации» [2, с. 14].
Анализ научных работ А. К. Маркова, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, П. А. Шавир, И. Н. Захарова, Г. П. Ников, В. А. Бодров, Т. В. Кудрявцев и др. показывает, что на советском и постсоветском пространстве профессиональное самоопределение рассматривается как достаточно сложный процесс, включающий в себя несколько последовательных этапов : 1) этап формирования профессиональных намерений и выбор профессии; 2) этап профессионального обучения; 3) этап адаптации к профессиональной деятельности; 4) этап профессиональной самореализации [1].
Сопоставив взгляды разных исследователей, в формате наше статьи определим, что профессиональное самоопределение это внутренний, динамический, многоступенчатый процесс развития личности в профессиональной деятельности на основе наиболее полного использования своих способностей и индивидуально-психофизиологических возможностей. При этом, обобщив логику Е. А. Климова, отметим, что «профессиональное самоопределение не сводится к одномоментному акту выбора профессии и не заканчивается завершением профессиональной подготовки по избранной специальности, оно продолжается на протяжении всей профессиональной жизни» [3, с. 124].
В этой связи представляется важным выделить и структуру профессионального самоопределения, о которой в своих работах говорят Е. М. Борисова, Е. А. Климов, И. В. Кузнецова, Л. Б. Шиляевой. С. В. Чебровская, А. Г. Мухаметшин, О. А. Любягина и др.
В частности, С. В. Чебровская в качестве компонентов структуры профессионального самоопределения предлагает: базовый компонент , включающий психофизические особенности; мотивационный компонент ; операциональный компонент , включающий умения и навыки; коммуникативный компонент: профессиональная осведомленность [6].
Важным компонентом, по мнению Л. Б. Шиляевой, профессионального самоопределения является набор ценностей, который влияет на выбор профессии и способствует формированию жизненных принципов [7].
Структуру профессионального самоопределения выделяют А. Г. Мухаметшин, О. А. Любягина: рефлексивный компонент , когнитивный компонент , э моционально-волевой компонент , д еятельностно-технологический компонент , ц енностно-мотивационный компонент , к оммуникативный компонент [4].
Исходя из анализа компонентов структуры профессионального самоопределения, выделим особенности компонентов профессионального самоопределения педагога и их характеристику, расписав в таблице 1 «Структура профессионального самоопределения педагога».
Таблица 1
Структура профессионального самоопределения педагога
Компоненты профессионально самоопределения педагога |
Характеристика компонентов профессионального самоопределения педагога |
Психофизиологический компонент |
Психофизиологические особенности личности, задатки к педагогической деятельности. |
Мотивационно-потребностный компонент |
Интересы, склонности, убеждения и установки, намерения и внутренние потребности личности к профессии педагога. |
Нравственно-ценностный компонент |
Ценностные ориентации, качества, отношение готовность к профессиональному развитию условиях образовательной среды. |
Профессионально-педагогический компонент |
Профессиональные знания, умения, навыки, способы педагогической деятельности, самовоспитание и самообразование. |
Рефлексивно-коммуникативный компонент |
Навыки активного взаимодействия в системе учитель-ученик, в коллективе, умения самооанализа педагогической деятельности. |
Особенности профессионального самоопределения педагога заключаются в специфике профессиональной деятельности и требуют высоких личностных и профессиональных навыков, а также необходимость в самообразовании на протяжении всех жизни с учетов социально-экономического развития общества.
Таким образом, профессиональное самоопределение личности — сложный и длительный процесс, который определяется степенью согласованности психологических возможностей человека с содержанием профессиональной деятельности, а также способностью личности адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям своей профессиональной карьеры. Анализ и изучение структурных компонентов профессионального самоопределения будущего педагогапозволяет наиболее полно представить то, над чем предстоит работать в будущем, что позволит обучающимся сделать правильный профессиональный выбор, а выпускникам получить необходимую поддержку в период профессионального становления.
Литература:
- Гарбузова М. А. Актуализация профессионального самоопределения молодёжи в современных условиях / М. А. Гарбузова // Вестник КемГУ, 2008 № 4 — С. 86–90.
- Зеер Э. Ф. Психология профессий: учеб. пособие для студентов вузов / Э. Ф. Зеер — Москва: Академический Проект, 2003. — 149 с.
- Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения / Е. А. Климов. — М.: Академия, 2004. — 304 с.
- Мухаметшин А. Г., Структурные компоненты профессионального самоопределения школьников / А. Г. Мухаметшин, О. А. Любягина // КПЖ. 2016. № 6 (119).
- Обидина М. М. Профессиональное самоопределение обучающегося как фактор устойчивого становления в профессии / М. М. Обидина, М. Г. Янова // Международный научно-исследовательский журнал. — 2022. — № 10 (124)
- Чебровская С. В. Профессиональное самоопределение как феномен: психологическое содержание, структура, условия развития / С. В. Чебровская // Современные наукоемкие технологии. — 2022 № 9. — С. 224–228.
- Шиляева Л. Б. К вопросу изучения ценностных ориентаций как составляющей жизненной перспективы личности / Л. Б. Шиляева // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 6–1. —С. 26–28.