В данной статье рассматривается проблема стратегического управления строительной организацией, выявлены основные принципы и особенности выстраивания стратегического плана совершенствования строительной фирмы, включая обзор внутренней и внешней среды, формулировка целей и приоритетов, разработку действий и мероприятий. Также в статье представлена и проанализирована классификация различных стратегий, в том числе корпоративные и функциональные стратегии и предложен один из методов стратегического планирования — SWOT-анализ. Проведение которого, позволяет оценить текущее положение фирмы, установить ее высококонкурентные преимущества и прочеты, выявить предпосылки для успеха, и при всем этом допустимые угрозы, что вероятно могут воздействовать на результат. В завершение статьи решено, что управление изменениями является сложным и многогранным процессом, который требует профессионального подхода и грамотного изучения. Ведь разработка стратегического плана должна учитывать специфику строительной отрасли, такие как сезонность работ, сложность проектов, конкурентная среда и другие факторы, которые могут повлиять на успешность реализации стратегии развития строительного предприятия.
Ключевые слова: стратегическое управление, строительная фирма, стратегическое планирование, управление изменениями, развитие организации.
Регулирование управления всяким обществом — это непрерывный алгоритм действий, направленный на осуществление установленной цели посредством влияния на выработку сотрудников и плодотворность организации в общем. Система координирования целой организации — это слаженная работа всех ее частей. Только благодаря взаимодействию подсистем, организация получает результат.
В нынешней конкурентной среде стратегическое управление представляется столь же важным, что и оперативное управление. Изучение принципов управления является существенным элементом преумножения шансов на соперничество фирмы на рынке. Качественное организация перемен — верный фактор скорейшего увеличения конкурентных особенностей любой заинтересованной в этом организации.
В середине прошлого века были определены первые концепции стратегического управления, потому как условия работы бизнеса и бизнес-процессов начали претерпевать изменения. Сегодня экономисты обуславливают стратегическое управление как сочетание конкурентных стратегий и организационных подходов по достижению удовлетворенности клиентов.
Опираясь на нынешние реалии, можно сказать о том, что так или иначе в определённое время всякая компания сталкивается с осознанием необходимости перемен. На введение инноваций в организации необходимо прибегать к затратам, однако при выбранной неправильной стратегии это ведет к растрате денежных средств компании впустую. Чтобы успешно менять компанию, нужно освоить управление изменениями, проработать существующие модели управления, а перед этим назначить ответственного за выполнение и результаты требуемых мероприятий.
Рост требований клиентов, усиление конкуренции на рынке, глобализация бизнеса, прогресс научно-технического прогресса, развитие информационных сетей, изменение роли сотрудников и доступность новых технологий — все это увеличивает важность стратегического управления.
При разработке стратегического плана укрепления строительного предприятия задействуются следующие этапы: анализ внешней и внутренней среды, обозначение роли и задач, планирование набора стратегий, оценка намеченных стратегий, проработка мероприятий для каждого из подразделений, и соответственно аргументация денежного вопроса избранных бизнес-стратегий. После этого обязателен контроль воплощения стратегий на каждом этапе и отчет по их осуществимости на практике.
Существует масса принципов, к которым на практике прибегают при разработке стратегического планирования. Однозначный выбор стратегии зависит от двух вещей: фактическая стадия жизненного цикла организации и нужный результат.
Для подбора стратегии развития компании требуется создание общих принципов и системных инициатив, затрагивающих управление процессами развития. Совершенствование строительных организаций должно проводиться в границах программ, выработанных специально для реализации подобранной стратегии развития. Собственно, так можно обеспечить благополучную деятельность организации, как об этом свидетельствует опыт развития предприятий. Существует более 100 стратегий, обладающих своей направленностью, характером и возможностью достижения поставленной цели.
Опираясь на опыт научных деятелей в данной области, целесообразно выдвинуть конкретную классификацию стратегий:
- Корпоративная стратегия — это план, созданный высшим руководством компании, который определяет долгосрочные цели и направления развития всякой организации.
- Деловая стратегия — это стратегия, которая сосредоточена на определенных сферах бизнеса и разрабатывается для каждого отдельного вида деятельности.
- Функциональная стратегия — это стратегия, которая решает проблемы функционирования конкретного подразделения организации и направлена на улучшение его работы.
- Операционная стратегия — это более узкая стратегия, которая фокусируется на отдельных структурных единицах организации, например отделы, и анализирует их деятельность с целью усиления производственных процессов и повышения оперативности работы.
При выборе стратегии развития, строительная организация должна быть нацелена на такие аспекты, как оптимизация затрат, сокращение времени строительства, соблюдение технологических процессов, уменьшение строительных рисков, планирование производственных процессов, обеспечение качества строительной продукции и другие меры.
Анализ внешней и внутренней среды, а также потенциала фирмы часто осуществляют с помощью методологии SWOT-анализа . Этот метод стратегического планирования заключается в выявлении факторов внутренней и внешней среды организации и разделении их на четыре категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
Факторы внутренней среды предприятия, например, наличие/отсутствие проектной базы, опытных специалистов, собственной строительной техники, надежность товара, репутация и иные, воспринимаются как сильные (S) и слабые (W) стороны. Факторы внешней среды, например, новые рынки, устойчивые конкуренты, непредвиденные ситуации в стране, стоимость сырья, государственные заказы и другие, относятся к возможностям (O) и угрозам (T). Это и есть главные категории, применяемые в методологии SWOT-анализа.
Основываясь на результат оценки проведённого анализа внутренней и внешней среды предприятия, для его удачного функционирования в атмосфере конкуренции и для достижения похвальных результатов деятельности, предлагается в случае подготовки стратегии опираться на свои сильные стороны, не забывая про угрозы внешней среды.
По показателям SWOT-анализа стратегии развития организации получаются на основе использования комбинации внутренних и внешних аспектов. По итогу мы получаем много стратегий. Например, стратегия, ориентированная на слабости-угрозы, направлена на уравнивание ослабленных сторон и адаптацию к условиям негативных факторов, воздействующих из вне. Стратегия, ориентированная на слабости-возможности, обращена в сторону совершенствования слабых сторон и заимствования открывающихся возможностей.
Каждая из вышеозначенных стратегий имеет свои преимущества и недостатки, и выбор конкретной стратегии зависит от целей и задач компании, а также от внешних и внутренних факторов, влияющих на ее деятельность. Поэтому важно проводить SWOT-анализ и формировать стратегии на основе его результатов, чтобы обеспечить эффективное управление компанией и достижение поставленных целей.
Таким образом, создание и применение стратегии развития той или иной фирмы благоприятно воздействует на качество общепроизводственных процессов и бесспорно улучшает конкурентоспособность организации. Стратегия развития — это серьезный и тщательно продуманный комплекс мероприятий по управлению организацией, который может меняться с учетом внешних изменений. Однако, эффективность его воплощения напрямую зависит от управления изменениями внутри предприятия.
Литература:
- Дудин М. Н., Лясников Н. В. Стратегический менеджмент: учебное пособие / М. Н. Дудин, Н. В. Лясников и др. — М.: КноРус, 2016.
- Боумэн К. Основы стратегического менеджмента / К. Боумэн. пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997.
- Дойль П. Маркетинг, менеджмент и стратегии / П. Дойль, Ф. Штерн. 4-е изд. — СПб. Питер, 2007.
- Афанасьева Д. Е. Проблемы внедренᴎя ᴎнновацᴎй в сᴛроᴎᴛельсᴛве [Элекᴛронный ресурс].
- Османов М. А. Управление инновационным развитием строительного предприятия в современных условиях: автореферат диссертации … канд. эконом. наук. — Махачкала, 2009.
- Майсак О. С. SWOT-анализ: объект, факторы, стратегии. Проблема поиска связей между факторами // Прикаспийский журнал: управление и высокие технологии. — 2013.