В статье описываются ресурсы для создания эффективной инклюзивной среды в образовательных учреждениях для детей с ОВЗ.
Ключевые слова : инклюзивность, школьная инклюзия, учебный план, педагогические компетенции, объектная среда.
В последние годы принято понимать под инклюзивностью не только создание условий для равного и полноценного участия в образовательном процессе лиц с ОВЗ, но и актуальные вопросы их включения в активную общественную деятельность.
Еще в 1994 году при поддержке ЮНЕСКО в Испании была представлена инновационная концепция по обучению детей с особыми возможностями здоровья. По итогам рассмотрения данной концепции была принята Саламанская декларация о принципах инклюзивного обучения. Данная декларация гарантировала, что в обычные школы будут принимать всех детей, независимо от их физических, интеллектуальных особенностей [1]. Но главное — был провозглашен принцип инклюзивного обучения — создание условий для развития способностей каждого ребенка.
Для создания условий успешной школьной инклюзии необходимо понимать, какие ресурсы должны использоваться, какие факторы могут стать препятствием в реализации этой задачи.
Внедрение инклюзивной практики проходит более эффективно, когда учитываются все параметры: целесообразный дидактический материал, необходимая материальная база, специализированные программы, квалифицированные специалисты, а также мероприятия по просвещению и консультированию субъектов образовательного пространства (родителей, педагогов) [2].
Профессиональная подготовка учителей
Тему подготовки педагогических кадров часто упоминают исследователи, когда обсуждают вопросы способностей и возможностей учителей в обеспечении разнообразных потребностей детей в инклюзивном пространстве. Большое внимание необходимо уделять формированию их позитивного отношения к детям, имеющим особые образовательные потребности. Такое отношение должно поддерживаться и через обучение учителей, повышение их квалификации, так и через непосредственное взаимодействие с детьми.
Педагоги, работающие с детьми с инвалидностью и ОВЗ, должны:
— знать особенности и сопутствующие риски работы с детьми с инвалидностью и ОВЗ и с их родителями;
— своевременно актуализировать цифровые образовательные ресурсы (учебный контент), в том числе методические;
— владеть сквозными компетенциями в целях развития их познавательных интересов, повышения мотивации;
— помочь участникам образовательного процесса преодолевать трудности технологического и психологического характера [3].
Следует отметить, что на сегодняшний день набирает популярность и тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Тьютор является связующим звеном между участниками образовательных отношений — детьми, учителями, родителями.
В настоящее время в системе образования широко используется такое понятие как «ключевые компетенции». Исследователи определяют их как набор предполагаемых навыков, знаний, способностей, отношений, которые основаны на ценностях, принятых и разделяемых в обществе. Однако стоит отметить, что структура названных компетенций быстро меняется вместе с текущим технологическим развитием и трансформацией общества [4].
Учебный план
Учебный план для учащихся с особыми потребностями и их сверстников находится в центре изменений, необходимых для успешной школьной инклюзии. Тщательное и систематическое структурирование образовательных программ через адаптацию учебного плана является наилучшим методом обеспечения необходимого образования для ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного класса.
Однако некоторые исследователи критикуют структурированную образовательную программу, аргументируя свое мнение тем, что такого рода учебный план оставляет небольшую возможность для ребенка управлять своим обучением, такое обучение централизовано не на учащемся, а на учителе.
Кандидат педагогических наук, профессор Института детства ФГБОУ ВОМПГУ, Микляева Н. В., считает, что к учебному плану группы, функционирующей в форме интегрированной или инклюзивной, необходимо делать комментарии, которые характеризуют специфику реализации индивидуального образовательного маршрута для детей с ограниченными возможностями здоровья [5].
Объектная среда
Важным аспектом в ресурсном обеспечении школьной инклюзии является объектная среда: навигация по школе, мебель, организация пространства, сенсорная среда, учебные материалы.
Ребенок с ОВЗ зачастую не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, например, кабинета в здании. Кроме того, при нарушении у детей развития сенсорных систем, их могут пугать совершенно неожиданные предметы. Задача педагога или тьютора определить, что служит источником раздражения (освещение, звук, запах), и создать оптимальные условия для комфортного нахождения ребенка в образовательном учреждении.
В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь. Ученик может очень эмоционально реагировать на какой-то предмет, например, рвать бумагу. В таком случае нужно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Таким образом, при включении детей в образовательную среду перед коллективом образовательного учреждения возникают следующие задачи: создание пространства, максимально комфортного для учащихся; помощь каждому ребенку в решении задач обучения, социализации; психологическое обеспечение адекватных и эффективных образовательных программ, учебных планов; развитие психолого-педагогических компетенций, культуры педагогов, учащихся и родителей; создание оптимальных условий объектной среды.
Литература:
- Васильева, М. И. Проблемы внедрения инклюзивного образования / М. И. Васильева, Т. В. Волкодав // Научные исследования: от теории к практике. — 2016. — № 4–1(10). — С. 121–125.
- Косыгина, Е. И. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы / Е. И. Косыгина, И. В. Першин // Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Липецк, 10 ноября 2021 года. — Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П. П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. — С. 85–88.
- Протодьяконова, Г. Ю. Некоторые подходы к формированию новых цифровых компетенций педагогов в общем и инклюзивном образовании / Г. Ю. Протодьяконова, Р. Е. Герасимова // Инклюзивное образование — путь к успеху: материалы третьей международной научно-практической конференции, Якутск, 23–26 июня 2022 года. — Якутск: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, 2022. — С. 530–544.
- The Competences of Young Teachers in Education of Pupils with Special Educational Needs / J. Slowik, M. Peskova, O. V. Shatunova, E. Bartus // Education and Science Journal. — 2020. — Vol. 22, No. 10. — P. 139–160. — DOI 10.17853/1994–5639–2020–10–139–160.
- Микляева, Н. В. Индивидуальный учебный план для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: особенности разработки / Н. В. Микляева //. — 2017. — № 3(73). — С. 66–75.