Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 апреля, печатный экземпляр отправим 16 апреля.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Евдотьева, Н. С. Особенности формирования коммуникативной компетенции дошкольников в условиях разновозрастной группы детского сада / Н. С. Евдотьева, А. Ф. Новикова, Е. В. Реутова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 48 (495). — С. 175-176. — URL: https://moluch.ru/archive/495/108289/ (дата обращения: 02.04.2025).



В данной статье представлены основные аспекты формирования коммуникативной компетентности в условиях разновозрастной группы ДОУ. Рассматриваются основные направления развития социально-коммуникативного взаимодействия, реализуемые в МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Новенькое Ивнянского района Белгородской области.

Ключевые слова: детский сад, дошкольный возраст, коммуникативная компетентность, разновозрастная группа, социально-коммуникативное взаимодействие.

Проблема приобщения ребенка к социальному миру всегда была и остается одной из ведущих в процессе формирования личности. В сложном процессе вхождения в мир людей ребенку необходима квалифицированная помощь.

Разновозрастное взаимодействие — это взаимодействие двух или нескольких детей разного возраста, способствующее обогащению их опыта, познанию себя и других, а также развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала и овладению нормами взаимоотношений.

Первый опыт разновозрастного взаимодействия дети получают в семье. Но необходимо учитывать, что современная семья имеет свои специфические особенности — это и неполные семьи, и семьи с единственным ребенком, семьи, где отсутствуют бабушки и дедушки и пр. Естественно, что это ограничивает диапазон первичного социального взаимодействия ребенка и получение им разнообразного социального опыта и социальных норм [1].

Период дошкольного детства является тем временем, когда закладывается основа личности ребенка, его индивидуальности. Именно в дошкольном возрасте ребенок получает первый опыт взаимодействия с другими людьми, как взрослыми, как и детьми, осваивает коммуникативные компетенции.

ФГОС ДО рассматривает социально-коммуникативное развитие как одно из ключевых направлений формирования личности ребенка. Данная образовательная область подразумевает передачу дошкольникам норм и ценностей общества, развитие навыка эффективного взаимодействия между людьми. При этом имеется в виду не только само общение, как передача информации от одного человека другому, но и понимание невербальной коммуникации — сопереживание собеседнику, понимание его эмоций и чувств, способность к осуществлению, организации совместной деятельности, работы в группе [4].

Большим потенциалом для формирования коммуникативной компетентности обладают разновозрастные группы, т. к. именно в сообществе, где дети отличаются по возрасту, дошкольник получает возможность для формирования более богатого игрового, социального, естественного речевого опыта.

Организация процесса воспитания и образования в группах такого типа имеет свои специфические особенности и предъявляет к педагогам дополнительные требования — одновременное знание и использование в своей профессиональной деятельности ежедневно программ и содержания образовательных областей сразу нескольких возрастных групп [3].

В МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Новенькое Ивнянского района Белгородской области педагогами воспитательно-образовательный процесс организован так, чтобы увлечь и заинтересовать и младших, и старших дошкольников. При помощи игры данная задача успешно реализуется как во время досуга и режимных моментов, так и в ходе образовательных занятий в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Приоритетной задачей при формировании коммуникативной компетентности дошкольников в нашем детском саду мы считает формирование доброжелательных отношений с позиции образовательной модели «субъект-субъект»: «ребенок-взрослый», «ребенок-ребенок». Основной акцент при реализации данной задачи ставится на развитии эмпатии у детей, умении понимать чувства другого человека.

Еще одним немаловажным направлением стало подражание и воспроизведение коммуникативных моделей по подражанию. Эффективно данный вопрос решаем в ходе сюжетно-ролевых игр. Большое значение отводится и роли окружающих взрослых: мы очень трепетно относимся к тому, чтобы в присутствии дошкольников не было реализовано негативных примеров общения, которым они потенциально смогли бы подражать.

Одним из эффективных методов работы с детьми разновозрастной группы мы считаем проектный метод, который позволяет каждому ребенку, несмотря на его возраст, проявить свою инициативу, изобретательность, творчество и фантазию. Тематика и содержание проектов, которые реализовывались в нашей разновозрастной группе на формирующем этапе, очень разнообразна [2].

В основном мы использовали в своей работе с детьми разновозрастной группы краткосрочные мини-проекты, поскольку наши малыши, в силу своего возраста, не могут длительное время удерживать внимание на одном и том же объекте или задании. Именно поэтому в практику нашей работы вошли различные мини-проекты, сроком реализации от двух дней до двух недель. Результатом таких проектов являлось не только расширение познавательных интересов детей, совершенствование навыков поисковой работы, развитие творческих начал, но и формирование умений сотрудничать, радоваться успехам друг друга, совместно реализовывать новые идеи, что составляет основу коммуникативного развития дошкольников.

Итак, в своей работе с детьми разновозрастной группы по развитию у них коммуникативных умений и навыков мы использовали различные формы и методы, которые способствуют успешной социализации, как в группе, так и в обществе. Мы обратили внимание на то, что наши ребята стали добрее друг другу, терпимее, отзывчивее. Мы также наблюдали, как младшие дети постепенно «вливаются» в коллектив более старших детей.

Таким образом, специально конструируемая работа, включающая в себя организацию активной совместной деятельности детей и взрослых, ориентированных на формирование опыта первичного взаимодействия и установления дружеских контактов между детьми, способствует развитию коммуникативных умений и навыков у дошкольников разновозрастной группы.

Литература:

  1. Бобрикова, Н. П. Организация работы по социализации детей в разновозрастной группе дошкольного образовательного учреждения посредством игровой деятельности / Н. П. Бобрикова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 924–926. — URL: https://moluch.ru/archive/104/24366/
  2. Когут А. А. К вопросу диагностики развития коммуникативной деятельности старших дошкольников. [Текст] / А. А. Когут // Человек и образование. — 2012. -№ 4. — С. 161–164
  3. Лисина М. И. Формирование личности ребенка в общении. [Текст] / М. И. Лисина. СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
  4. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., № 21155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. — Москва: 2013г.
Основные термины (генерируются автоматически): разновозрастная группа, ребенок, детский сад, коммуникативная компетентность, Белгородская область, группа, дошкольный возраст, Ивнянский район, разновозрастное взаимодействие, социально-коммуникативное взаимодействие.


Ключевые слова

коммуникативная компетентность, дошкольный возраст, детский сад, разновозрастная группа, социально-коммуникативное взаимодействие

Похожие статьи

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Развитие коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях центра помощи

Данная статья исследует проблему развития коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях центра помощи. Рассматривается проведённое исследование на базе КГБУ «Поспелихинский...

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Похожие статьи

Особенности адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении

Представлены результаты теоретико-эмпирического исследования особенностей адаптации детей с ОВЗ к дошкольному образовательному учреждению. Констатируется, что для таких детей, воспитывающихся в условиях инклюзивной группы, характерны проявления негат...

Формирование поведенческого компонента коммуникативной компетенции у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

В данной статье рассмотрены: особенности формирования поведенческого компонента коммуникативной компетенции у дошкольников с РАС через включение в разнообразные виды детской деятельности, определенные ФГОС ДО. Обозначена ключевая роль эмоциональной п...

Развитие социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями в условиях дополнительного образования

Статья посвящена проблеме развития социально-коммуникативной компетентности детей дошкольного возраста с нарушениями речи в условиях дополнительного образования. В статье проводится сравнительный анализ диагностической работы среди детей до формирующ...

Развитие коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях центра помощи

Данная статья исследует проблему развития коммуникативных навыков у подростков с умственной отсталостью в процессе психолого-педагогического сопровождения в условиях центра помощи. Рассматривается проведённое исследование на базе КГБУ «Поспелихинский...

Этнокультурное развитие личности ребенка в условиях учреждения дополнительного образования детей

В статье рассматриваются актуальность проблемы развития этнокультурного образования, особенности этнокультурного развития личности ребенка, различные аспекты организации содержания регионального компонента в условиях учреждения дополнительного образо...

Педагогические аспекты поддержи детской инициативы при организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников

В статье раскрыты теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста. Рассматривается влияние педагогической поддержки детской познавательно-исследовательской инициативы на формирование субъектной...

Программно-методическое обеспечение в воспитании гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности

В статье представлены особенности внедрения программно-целевого подхода в процессе воспитания гражданской инициативности старшеклассников во внеклассной деятельности. Авторский проект «Одиннадцать ступеней к успеху» направлен на организацию внеклассн...

Целостное развитие личности дошкольника через реализацию дополнительной общеразвивающей программы «Почемучка» в условиях дополнительного образования детей

В статье освещены вопросы реализация модели предшкольного образования в условиях и с учетом специфики дополнительного образования детей, усиления вариативной составляющей образования, полученного в дошкольном образовательном учреждении, способствующе...

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ: от теории к практике

Научно-исследовательская работа раскрывает опыт работы ДОУ и содержит описание апробированной в практической деятельности модели успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, обобщает теоретические и практические разработки по о...

Формирование гуманных взаимоотношений младших школьников со сверстниками в процессе театрализованной игры

В рамках данной статьи рассматривается роль театрализованной игры как эффективного метода формирования гуманных взаимоотношений среди детей младшего школьного возраста со сверстниками. Основной акцент сделан на том, как театрализованные игры могут сп...

Задать вопрос