Данная статья посвящена принципам организации музыкальных занятий в дошкольном учреждении сквозь призму танцевального творчества. Общеизвестно, что танцевальное творчество представляет собой многогранный процесс и таит в себе большой воспитательный и развивающий потенциал. Однако не все педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, могут использовать весь его потенциал. В данном научном исследовании представлен опыт работы музыкального руководителя МБДОУ д/с № 47 по формированию творческих способностей дошкольников с помощью танцевальных упражнений. Развитие танцевального творчества представлено в трех этапах, сформулированных Н. А. Ветлугиной и А. И. Ходьковой.
Ключевые слова: танец, творчество, способности, дошкольное учреждение, дошкольный возраст.
Творческие проявления детей в танцах являются важным показателем их музыкального развития. Когда ребенок начинает импровизировать и создавать свои собственные музыкально-игровые образы и танцевальные движения, это говорит о его развитом восприятии музыки, ее характера и выразительных средств, об отличных двигательных навыках. Чтобы развить танцевальное творчество, ребенку необходимо эмоционально откликаться на музыку, верить в необычные ситуации, выполнять движения с воображаемыми предметами и свободно общаться с другими детьми во время коллективной импровизации музыкально-игровых образов и танцевальных композиций.
Однако многие музыкальные руководители в своей профессиональной деятельности сталкиваются с проблемой, что многие дети не умеют импровизировать танцевальные движения. Танцевальное движение — это сложный кинетический процесс, включающий в себя множество движений рук, ног, корпуса и головы. Для его выполнения необходимо использовать мелкую мускулатуру, пространственные ориентации и вестибулярный аппарат. Дошкольники имеют ограниченный жизненный опыт, их двигательные умения еще не сформированы, а мышление у них преимущественно наглядно-образное. Поэтому они копируют то, что видят перед собой и подражают другим. Детям такого возраста сложно представить себе абстрактные образы, им нужна конкретная ситуация для воплощения своих идей. Индивидуальные особенности и природные задатки также оказывают влияние на результат (некоторым детям легче дается танцевальное задание, в то время как другие имеют большие трудности). Именно поэтому импровизация в танце является сложной задачей для педагога.
Этапы развития детского танцевального творчества, такие же, как и в песенном и творческом музицировании, были определены Н. А. Ветлугиной и А. И. Ходьковой [1, с.15].
Первый этап, первоначальная ориентировка в творческой деятельности, заключается в том, что ребенку дается задание на создание нового, придумывание, изменение и сочинение. Второй этап — освоение способов творческих действий и поиск решений. Наконец, на третьем этапе, дети уже выполняют самостоятельные действия [1, с.17].
На первом этапе необходимо погружать детей в эмоционально-окрашенную воображаемую ситуацию. Это нужно для того, чтобы ребенок эмоционально воспринимал музыку и пытался передать ее в движении. Этот метод актуален и широко используется в личной практике. Например, при прослушивании произведения Баха «Шутка», музыкальный руководитель показывает детям металлические бабочки на палочке. Он обращает их внимание на то, как бабочка летает, кружится, садится на цветочек и собирает сладкий нектар. Таким образом, педагог направляет их на создание образа. В процессе активного слушания дети уже не только изображают летающую бабочку, но и применяют элементарные образные действия. «Активное слушание» — метод, объединяющий музыку и движение, был основан великим Эмилем Жак-Далькрозом в XX в. Благодаря этому методу дети легко могут запомнить структуру музыкального произведения, его построение и чередование музыкальных фраз, а также особенности выразительных средств музыкального произведения [1, с. 21].
При организации танцевального творчества в МБДОУ д/с № 47 музыкальный руководитель использует следующие средства и приемы: иллюстративный материал, стихотворения, рассказы с подсказками, демонстрирование поз для обдумывания задания, элементы импровизации.
На первом этапе подсказки являются неотъемлемым инструментом музыкального руководителя. При чем если старшим дошкольникам в качестве подсказок можно использовать лишь движения, то детям помладше необходимо их обговаривать [2, с. 28]. Например, прослушав русскую народную песню в обработке Н. А. Римского-Корсакова «Заинька», дети должны изобразить прыгающего по тропинке зайчонка. С целью более полного погружения в воображаемую ситуацию можно использовать следующие речевые подсказки: «Прыгал зайчик и вдруг увидел лисицу», «заяц высматривает, где морковка». Подобные танцевальные упражнения схожи с элементами сюжетно-ролевой игры и способствуют эффективному развитию воображения, навыков импровизации, наглядно-образного мышления.
Большой развивающий потенциал содержат различные материальные средства, используемые непосредственно на занятиях. Благодаря исполнению танцевальных движений с ленточками, листиками, цветочками, снежинками и др. все ребята включаются в процесс, создается легкая, непринуждённая атмосфера, что способствует более эффективному формированию пластики движений, двигательного опыта и экспериментированию с предметами под музыкальные мелодии [3, с. 148].
На втором этапе музыкальный руководитель усложняет музыкальные композиции, разрабатывает новые более сложные движения для формирования внутренней музыкальности и выразительности детей. Особое внимание следует уделить синхронности и координации движений дошкольников. Они не только учатся выполнять движения синхронно, но и двигаться, чувствуя ритм и темп музыкальных композиций. Старшие дошкольники начинают выполнять более сложные последовательности и комбинации движений, учатся танцевать под быструю музыку.
На данном этапе музыкальный руководитель должен совершенствовать техническую сторону движений детей, способствовать развитию навыков контроля своим телом при выполнении различных упражнений.
Также важен и творческий подход при выполнении подобных упражнений. Дети начинают экспериментировать с различными вариантами движений, ищут подходящие для них танцевальные позы, самостоятельно создают интересные комбинации. Такой подход на музыкальных занятиях способствует формированию самовыражения дошкольников, развития их творческих способностей [2, с. 31].
В конце данного этапа можно проследить следующие изменения: движения детей становятся более уверенными, они отлично владеют своим телом, умеют выполнять технически сложные упражнения, эмоционально передают настроение музыкальных композиций через свое тело. Таким образом, процесс усложнения танцевальных движений и использование разнообразных элементов является основой для развития физических и творческих способностей детей.
В своей профессиональной деятельности автор старается расширить и представления детей о мире танца. С этой целью на музыкальных занятиях используются видеоматериалы (записи ярких танцев в исполнении танцевальных коллективов взрослых и детей), фрагменты мультфильмов «Золушка», «Щелкунчик», «Красавица и Чудовище», «Пер Гюнт»; подбирается доступный материал, который понятен и интересен дошкольникам [4, с. 391].
Закрепление и совершенствование двигательных навыков, переход к творческому показу и самовыражению составляют суть третьего этапа. Дошкольники начинают свободно управлять своим телом, двигаться, передавая эмоциональное настроение композиций. Благодаря ярким, живым мелодиям у детей развивается воображение. Танец для них становится средством самовыражения, возможностью проявить свою фантазию и почувствовать свою значимость. У некоторых дошкольников в этот период появляется индивидуальный стиль [2, с. 36].
Танцевальное творчество — это радость общения. Благодаря подобным занятиям в детском саду дети не только учатся «общаться» с музыкой, но и познавать мир, и конечно, же самого себя и возможности своего тела.
Как в любой творческой деятельности, особенно в дошкольном учреждении, отрицательного оценивания не должно быть. Дети искренне нуждаются в положительном оценивании со стороны педагога, указании на оригинальность их движений и самостоятельность выполнения танцевальных упражнений.
Таким образом, занимаясь с детьми танцевальной импровизацией, в МБДОУ д/с № 47 создаются все необходимые условия для формирования творческой активности, воображения, фантазии дошкольников. На музыкальных занятиях происходит систематическое закрепление двигательных навыков, педагог помогает детям гармонично и разносторонне развиваться. Благодаря подобным упражнениям расширяется и обогащается собственный педагогический опыт, так как творческая деятельность бесконечна и многогранна!
Литература:
- Ветлугина Н. А. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. — М.: Просвещение, 1983. — 255 с.
- От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — М.: Мозаика-Синтез, 2019. — 336 с.
- Пантелеева Н. Г. Воспитание основ художественно-эстетической культуры дошкольников средствами изобразительного искусства / Журнал «Искусство и образование. — № 3. — 2020. — С. 144–152.
- Пантелеева Н. Г. Формирование танцевально-игрового творчества дошкольников на основе ритмопластики / Психология и педагогика: актуальные проблемы теории и практики. Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — 2023. — С. 390–394.