В рамках данной статьи изучается поведение потребителей по отношению к известным брендам колбасной продукции на российском рынке («Черкизово», «Царицино», «Мираторг» — так как именно данные бренды представлены практически во всех сетях розничной торговли продуктами питания). Результаты исследования показывают, что степень лояльности потребителя к данным брендам разная (по тем или иным причинам). Автор делает вывод о том, что компании должны следить за своим имиджем в глазах потребителей, а также уделять внимание качеству и иным аспектам при производстве и продаже продукции.
Ключевые слова: потребительское поведение, потребительская лояльность, ритейл, бренды колбасной продукции, российский рынок пищевой продукции.
Современный рынок продовольственных товаров все сильнее реагирует на мнение потребителей, так как от этого мнения напрямую зависят продажи, степень влияния бренда в сегменте рынка, а также ряд других аспектов деятельности компании-производителя. В рамках данной статьи рассматривается потребительское мнение в отношении известных российских брендов — это бренды «Черкизово», «Царицыно» и «Мираторг». Данные компании были выбраны из-за того, что именно данные бренды представлены в ритейл-сетях по всей России (к примеру, сети магазинов «Пятерочка», «Магнит» и т. д.). Все три компании активно развиваются на пищевом рынке в России и странах СНГ, однако отношение потребителей к данным брендам, как показало проведенное исследование — разное.
В качестве эмпирического исследования был проведен онлайн-опрос мнения потребителей о брендах и их продукции (результаты представлены далее на рисунках).
Рис. 1. Узнаваемость бренда
Рис. 2. Вкусовые предпочтения
По данным рисунка 1 можно говорить о том, что одинаковое количество указали, что бренды «Черкизово» и «Мираторг» им хорошо известны, а вот продукцию «Царицыно» знают 28 % участников опроса. Результаты анализа вкусовых предпочтений свидетельствуют о том, что наибольшую популярность среди респондентов имеет колбаса классического вкуса — 67 % указали на эту опцию. 19 % отдают предпочтение вкусу, который подходит для детей со сливочным вкусом, 8 % предпочитают острый вкус, а только 6 % — сырный.
Рис. 3. Предпочтения потребителей по типам продукции
По данным рисунка 3 видно, что респонденты отдают свое предпочтение вареной колбасе, а также сосискам. 36 % опрошенных участников исследования отдают предпочтение вареной колбасе бренда «Царицыно», 34 % отдано за бренд «Черкизово».
Рис. 4. Предпочитаемая марка в «Черкизово»
Рис. 5. Предпочитаемая Марка в «Царицыно»
Рис. 6. Предпочитаемая марка в «Мираторг»
Из рисунка 4 следует, что большинство респондентов — 51 % — предпочитают колбасу «Столичную», 23 % выбрали колбасу компании «Черкизово», 17 % выбрали «Доярушку», а 9 % опрошенных выбрали «Сервелат». На рисунке 5 видно, что самая популярная колбаса — докторская ГОСТ (52 % респондентов). 29 % респондентов отдают предпочтение колбасной продукции «Молочная», 11 % — «Русская», 8 % — «Сельская». По аналогии рассмотрим ответы респондентов по отношению к продукции «Мираторг» (рисунок 6). Как и в ассортименте «Царицыно», в ассортименте «Мираторг» лидирует «Докторская» колбаса (46 %). 28 % отдали предпочтение «Классической», 21 % отдали предпочтение марке «Телячья», а 5 % — «Кровяной».
Рис. 7. Значение цены при покупке
Из результатов анкеты следует, что более половины респондентов — 56 % — считают, что средняя цена является оптимальным выбором для колбасы. 21 % выбрали вариант «низкая цена», а также 21 % выбрали вариант «не имеет значения». Небольшое количество опрошенных — 2 % — считают, что стоимость может быть и высокой.
Таким образом, можно сделать вывод, что большинство потребителей ориентируются на среднюю цену при выборе колбасы. Тем не менее, также есть и те, кто считает, что цена не является главным критерием при выборе продукции. Таким образом, согласно опросу, самый предпочитаемый продукт — это вареная колбаса весом 500 г., имеющая классический вкус и относящаяся к средней ценовой категории.
Литература:
- Кемаева М. В. Математическое моделирование спроса на потребительском рынке / М. В. Кемаева // Наука и бизнес: пути развития. 2020. № 8 (110). С. 109–111.
- Официальный сайт компании «Царицыно» http://www.tsaritsyno.ru
- Официальный сайт компании «Мираторг» https://miratorg.ru
- Официальный сайт компании «Черкизово» https://www.cherkizovo.ru/
- Очилова М. А. Роль ностальгического маркетинга в управлении поведением потребителя // Скиф. 2023. № 6 (82). — С. 66–74