Исследование посвящено конституционно-правовым гарантиям судей Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ). Анализируется их особый статус, назначение, а также гарантии, предоставляемые Конституцией Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации». Исследование выделяет важность совершенствования законодательства для полноценного обеспечения независимости и эффективности судей КС РФ в контексте их уникальной роли в конституционном правосудии.
Ключевые слова: Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное правосудие, статус судей Конституционного Суда Российской Федерации.
Актуальность темы исследования гарантий судьи Конституционного Суда Российской Федерации (далее — КС РФ) невозможно переоценить в контексте современных вызовов и динамики правового развития. КС РФ, как высший орган в сфере конституционного контроля, занимает центральное место в гарантировании конституционных прав и свобод граждан, стабильности правового порядка и сбалансированности взаимодействия государственных ветвей власти.
Исследование конституционно-правовых гарантий судей КС РФ не только актуализирует вопросы независимости и эффективности судебной власти, но и предоставляет возможность взглянуть на уникальные аспекты статуса и компетенции судьи в контексте конституционного правосудия.
В контексте судебной власти, конституционно-правовые гарантии представляют собой основополагающие принципы и институты, направленные на обеспечение независимости, беспристрастности и эффективности судебной системы. Эти гарантии становятся неотъемлемой частью правовой культуры и институционального строения государства.
Гарантии для судей КС РФ обладают особым значением, учитывая их особый статус в системе правосудия. Они (гарантии) представляют собой не только инструмент обеспечения индивидуальных прав и свобод судей, но и механизм защиты конституционного строя и демократических принципов в целом.
Гарантии для судей в целом включают в себя принципы неприкосновенности, независимости, несменяемости и ответственности тех, кто посягает на конституционное правосудие (и правосудие, в целом). Вместе они формируют фундаментальные принципы, обеспечивающие эффективное функционирование судебной системы.
Судьи КС РФ как органа, занимающего центральное место в конституционном строе, обладают дополнительными гарантиями, такими как высокий статус, особые процедуры назначения и порядок пребывания в должности. Эти особенности призваны обеспечить не только права судей, но и целостность и авторитет конституционной юрисдикции.
Далее под конституционно-правовыми гарантиями судей КС РФ будут пониматься те гарантии, которые являются особыми именно для судей КС РФ. При том, принимается во внимание, что на судей КС РФ также распространяются все гарантии, которые установлены для судей, в целом.
Конституционно-правовые гарантии судей КС РФ можно разделить на те, что закреплены непосредственно Конституцией Российской Федерации и на те, что закреплены ФКЗ «О КС РФ».
Анализ Конституции Российской Федерации [1] позволяет выявить следующие конституционно-правовые гарантии для судей Конституционного Суда Российской Федерации:
— Особый порядок назначения на должность судьи Конституционного Суда (ч. 1 ст. 128). В отличие от судей федеральных судов, который назначаются Президентом, судьи КС РФ назначаются Советом Федерации, что отражает то, что судьи КС РФ представляют собой волю всех субъектов федерации;
— Указание на то, что порядок деятельности Конституционного Суда Российской Федерации устанавливаются отдельным федеральным конституционным законом (ч. 3 ст. 128);
— Утрата юридической силы для тех нормативных правовых актов, которые были признаны Конституционным Судом Российской Федерации противоречащими Конституции (ч. 6 ст. 125). Таким образом, если, предположить, что будет издан какой-либо нормативный правовой акт, который ограничивает права и свободы судей Конституционного Суда Российской Федерации, сам Конституционный Суд Российской Федерации сможет признать этот акт противоречащим Конституции и лишить его юридической силы.
Анализируя ФКЗ «О КС РФ» [2] позволяет выявить следующие гарантии для судей КС РФ:
— Организационная, финансовая и материально-техническая независимость, самостоятельное решение кадровых вопросов (ст. 5);
— Неограниченность срока полномочий судьи, за исключением предельного возраста пребывания в должности судьи (ст. 12);
— Несменяемость судей (ст. 14);
— Неприкосновенность судей (ст. 15);
— Равенство прав судей (ст. 16);
— Гарантии судьи КС РФ в отставке (ст. 19) и др.
Однако в правовом статусе судьи, частью которого являются гарантии судей КС РФ, некоторые авторы [5] отмечают неполноту, противоречивость на уровне тех норм, которые установлены ФКЗ «О КС РФ» в совокупности в Законе РФ «О статусе судьи» [3]. Следует согласиться с тем, что нормы о гарантиях судей КС РФ подлежат дальнейшему совершенствованию.
Проводя компаративистско-правовой анализ, следует отметить, что существуют государства, например, такие как Босния и Герцеговина, в которых гарантии судей конституционного суда устанавливаются не законодательным органом, а самим конституционным судом, путём принятия регламента конституционного суда [6]. В России КС РФ также принимает свой Регламент [4], который также содержит определенные гарантий судей КС РФ.
Исследование конституционно-правовых гарантий судей Конституционного Суда Российской Федерации подчеркивает важность их уникального статуса в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Выделенные принципы неприкосновенности, независимости и несменяемости, закрепленные в Конституции и Федеральном конституционном законе «О КС РФ», играют ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования конституционной юрисдикции. Однако, учитывая противоречия с Законом «О статусе судьи» и анализ практики других стран, выявляется необходимость дальнейшего совершенствования нормативного обеспечения для полноценной защиты и независимости судей КС РФ.
Исследование конституционно-правовых гарантий судей КС РФ подчеркивает важность их уникального статуса в обеспечении конституционных прав и свобод граждан. Выделенные принципы неприкосновенности, независимости и несменяемости, закрепленные в Конституции Российской Федерации и ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», а также в Регламенте КС РФ играют ключевую роль в обеспечении эффективного функционирования конституционной юрисдикции. Однако присутствуют некоторые правовые пробелы статуса судей КС РФ. Требуется дальнейшее совершенствование конституционно-правовых гарантий судей КС РФ.
Литература:
- «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) от 6.10.2022 г., ст. 0001202210060013.
- Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. от 31.07.2023) «О Конституционном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации, N 13, 25.07.94, ст. 1447.
- Закон РФ от 26.06.1992 N 3132–1 (ред. от 19.12.2022) «О статусе судей в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 26, ст.2399; 2001, N 51, ст.4834; 2004, N 35, ст.3607
- Регламент Конституционного Суда Российской Федерации. Принят Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании 24 января 2011 года (с изменениями от 8 июля 2014 г., 2 июля 2015 г., 19 июля 2016 г., 10 ноября 2016 г. 10 октября 2017 г., 25 октября 2018 г., 12 ноября 2020 г., 17 декабря 2020 г. 28 января 2021 г., 24 марта 2022 г., 23 марта 2023 г., 15 июня 2023 г.) // Официальный интернет-портал Конституционного Суда Российской Федерации. URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/LegalBases/Reglament/Pages/default.aspx (Дата обращения: 09.10.2023 г.).
- Кряжевских К. А., Дорофтеева Д. А. Проблемы состава статуса судей Конституционного Суда Российской Федерации // Вопросы российской юстиции. 2022. № 19. С. 55–65.
- Половченко К. А. К вопросу о статусе судьи Конституционного суда Боснии и Герцеговины // Социально-политические науки. 2017. № 2. С. 114–119.