В данной статье раскрываются теоретические основы рефлексивных умений (самооценка, самоанализ) в процессе обучения школьников, а также выделяются рекомендации по формированию рефлексивных умений обучающихся на уроках немецкого языка в общеобразовательной школе как важного элемента урока.
Ключевые слова : рефлексия, рефлексивные умения, самооценка, самоанализ, языковое портфолио.
This article reveals the theoretical foundations of reflexive skills (self-assessment, introspection) in the process of teaching schoolchildren, and highlights recommendations for the formation of reflexive skills of students in German lessons in secondary school as an important element of the lesson.
Keywords: reflection, reflexive skills, self-assessment, introspection, language portfolio.
В настоящее время система отечественного образования требует от образовательных учреждений формирование личности, которая может не только обучаться, но и изучать материал самостоятельно. Учитель в современной школе является посредником между знаниями и учениками, соответственно он осуществляет контроль за их учебной деятельностью, однако крайне важно, чтобы дети сами умели формулировать и осознавать итоги своей деятельности по выполнению той или иной работы, а также освоению тех или иных знаний. Иными словами, ученик должен уметь критически оценивать свою деятельность, обнаруживать ошибки, аргументировать причины совершаемых ошибок, что говорит о том, что ученик подвергает себя самоанализу и самооценке.
На основе сказанного становится ясным, что изучение особенностей становления умений самоанализа и самооценки, а именно рефлексивных умений у учеников в процессе изучения иностранного языка, является достаточно важным этапом урока. Соответственно необходимо изучить аспекты использования упражнений для более эффективной реализации рефлексивного оценивания.
Сам термин «рефлексия» находит свое применение во многих областях знания, таких как например философия, психология, педагогика, эстетика и прочих. Ввиду сказанного становится понятным, что в каждой области знания «рефлексия» должна имеет свое определенное значение.
Относительно педагогики, рефлексия представляет собой проведение самоанализа деятельности и полученных результатов в ней. В педагогическом процессе цель рефлексии не получить новое знание, а выстроить цепочку с уже имеющимися знаниями [1].
Учитывая сказанное, можно сделать вывод о том, что рефлексия представляет собой направленность мышления как на себя, так и на собственные процессы. Ввиду этого, рефлексия в образовательном процессе позволяет сформировать объективную самооценку у каждого ученика, чтобы в последствии регулировать свою деятельность в нужное направление. Обладание данным навыком позволяет человеку в будущем принимать объективные решение относительно любого события, поэтому данный этап (этап рефлексии) все больше и больше учителя интегрируют в планы-конспекты и образовательный процесс, чтобы с раннего возраста начать формировать данный навык у обучающихся [2, с. 164].
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее — ФГОС), использование приемов рефлексии для становления соответствующих умений является актуальным и оправданным. Во ФГОС также указано, что учебная рефлексия прежде всего направлена не только на эмоциональную составляющую, но и на учебную деятельность, ее содержание. Результатом овладения учебной рефлексии является то, что что ребенок формирует умение учиться не только на уроках, но и в любое свободное время. Это происходит ввиду того, что ребенок начинает понимать основные причины его успеха или неудач в обучении, понимает его наиболее сильные и слабые стороны, что позволяет использовать выявленные особенности в любое время и на любом изучаемом предмете.
В педагогической литературе существует три наиболее известных вида рефлексии, а именно по цели деятельности [3, с. 123]. Анализ изученной литературы по теме привел нас к выводу, что:
— рефлексия настроения и эмоционального состояния применяется в случае, если учителю необходимо установить эмоциональный контакт, проводится как в начале, так и в конце урока. Учитель обычно использует карточки с эмоциями, цветами, как символами конкретного настроения;
— рефлексия содержания учебного материала. Указанный вид рефлексии используется в том случае, если необходимо выявить уровень содержания ранее пройденного материала в сознании учащихся. Для того, чтобы определить осознание и остаточные знания материала учитель может прибегать к использованию большого спектра педагогических приемов: незаконченное предложение, синквейн, приращение знаний и др.;
— рефлексия деятельности. При использовании данного вида рефлексии ученикам предоставляется возможность самостоятельно определить свою активность на уроке. Достаточно часто используется в данном случае прием «лестницы успеха», в котором ребенок выявляет на какой ступеньке он оказался в результате осуществления учебной деятельности.
При обучении иностранному языку учитель нередко использует такой прием, как языковой портфель. Исследователи полагают, что он является рефлексивным средством изучения и овладения иностранным языком, который представляет собой пакет рабочих материалов, отражающих полученный опыт и результат учебной деятельности учащегося по овладению изучаемым языком [4, с. 101].
Стоит отметить, что к ведению языкового портфеля могут предъявляться некоторые требования, как, например:
— аккуратность, эстетичность оформления и разборчивость написанного;
— целостность, завершенность и наглядность представленных материалов;
— систематичность и регулярность заполнения языкового портфолио;
— достоверность сведений, так как в нем должны храниться непосредственно подлинники или точные копии работ, достижений и результатов [5, с. 11].
Отметим, что языковой портфель для России был разработан с включением в него три основных структурных элемента: языкового паспорта, биографии и досье [6].
В первом разделе отражаются данные о языках, на которых говорит обучающийся. Также в этом разделе ученик самостоятельно ставит себе оценку уровня владения языком признанной на международном уровне (от уровня А1 до С2). Иными словами, в данном разделе фиксируются текущие данные о владельце языкового портфеля.
Во втором разделе (биография) содержатся данные о получаемых результатах на уроках.
Третий раздел — досье, где отражаются примеры достижений обучающихся в изучаемом языке на основе проверочных, творческих и иных типов работ. График заполняется учениками самостоятельно (ставятся точки в нужной клетке) в течение учебного года/полугодия. В самом конце происходит построение единой кривой и осуществляется оценка динамики ее изменения (пример на рис. 1).
Рис. 1. Досье
Справедливо было бы добавить в языковой портфель четвертый раздел — оценка языковых умений, который заполняется раз в месяц на дату заполнения. Необходимо проставить оценку от А1-С2 каждому навыку в соответствии с датой заполнения таблицы. Пример этого раздела отражен в таблице 1.
Таблица 1
Оценка моих умений
Дата |
Аудирование (понимание) |
Чтение (понимание) |
Письмо (правильность написания) |
Говорение (Диалог) |
Говорение (монолог) |
В личной педагогической деятельности языковой портфель был применен в 5 классе, где применяется УМК «Горизонты». Языковой портфель заполнялся после выполнения каждой темы, а также после разного типа работ, чтобы обучающиеся отслеживали освоение знаний по изучаемому языку в динамике. Использование данного приема (языковой портфель) соответствует рефлексии деятельности.
В результате применения языкового портфеля в качестве средства формирования рефлексивных умений позволяет достичь следующих результатов:
— ученики учатся формулировать и аргументировать свое мнение о себе;
— ученики учатся понимать свои самоощущения в овладении знаниями и навыками;
— ученики могут как индивидуально, так и с помощью учителя ставить оценку своим способностям.
Для формирования рефлексии эмоционального состояния может быть использовано упражнение карточек с цветами. Данное упражнение было применено на уроке немецкого языка в 5 классе по теме «Mein Schultag».
Учитель говорит следующую фразу: Leute, unsere Lektion geht zu Ende. Jetzt werde ich die Farben mit Knöpfen auf der Tafel anzeigen. Sie müssen einen Marker nehmen und auf die «Schaltfläche» klicken. So wird mir klar, wie Sie die Informationen in der Lektion wahrgenommen haben. Ich möchte Sie auch darauf aufmerksam machen, dass Sie sorgfältig überlegen, warum Sie diesen oder jenen Knopf drücken.
Ссылка на выполнение задания по рефлексии: https://learningapps.org/watch?v=ptmhqgdgt21.
Ученики оценивают урок и свои умения с помощью цифровых карточек-кнопок.
Формируемые умения при выполнении данного упражнения:
— ученики учатся формулировать и аргументировать собственное мнение; ученики учатся понимать свои самоощущения.
— ученики умеют формулировать мысли и выражать их в словесной форме на немецком языке.
— ученики умеют в индивидуальной форме и с учителем давать оценку своей деятельности.
В качестве упражнения для формирования рефлексии содержания учебного материала в педагогической практике было использовано такое упражнение, как «Незаконченное предложение». Данное упражнение напрямую позволяет активировать мыслительные процессы учащихся и направить их на осознание собственной деятельности.
Упражнение было использовано на уроке немецкого языка по теме «Hobbys». Учитель говорит следующую фразу: Für ein Kind und einen Erwachsenen ist es äußerst wichtig, ein eigenes Hobby zu haben. Kinder, vielen Dank für Ihre Aktivität im Unterricht, ich hoffe, Sie haben alles genossen.
Lassen Sie uns eine Übung namens «In einem Satz beschreiben» machen, in der Sie Ihre Gefühle am Anfang eines Satzes hinzufügen.
Ученики поднимают руку и дополняют предложение. Стараются выражаться на немецком языке, но при возникновении трудностей — учитель поддерживает и помогает сказать предложение.
Формируемые умения при выполнении данного упражнения:
— ученики учатся формулировать и аргументировать собственное мнение; ученики учатся понимать свои самоощущения.
— ученики умеют формулировать мысли и выражать их в словесной форме на немецком языке.
— ученики умеют в индивидуальной форме и с учителем давать оценку своей деятельности.
Таким образом, в статье отражено использование упражнений по трем видам рефлексивных умений: по рефлексии деятельности (языковой портфель), по рефлексии эмоционального состояния (карточки с цветами), по рефлексии содержания учебного материала (незаконченное предложение). Ведение портфеля закрепляет у учеников постоянную привычку контроля текущего уровня знаний, сравнивание с прошлыми периодами. Например, на более старшем уровне образования у учеников уже может быть выработана привычка каждый год в начале, в течение года и в конце года сравнивать уровень своих знаний. Соответственно в том случае, если ученик видит, что у него произошел скачок в обучении и становлении его языковых навыков, то он становится более уверенным, что позволяет также и сформировать его объективную самооценку своих знаний. Рефлексия эмоционального состояния позволяет обучающемуся понимать свои чувства и ощущения от осуществляемой деятельности, тогда как рефлексия содержания учебного материала позволяет обучающимся самостоятельно формулировать ответы на такие вопросы, как «сегодня я узнал…», «на уроке я научился…», «мне было трудно …», «меня удивило…» и т. д.
Целостное владение тремя видами рефлексивных умений указывает на то, что обучающийся понимает и осознает свое эмоциональное состояние, результативность его деятельности, а также то, насколько ему понятен изучаемый материал. Совокупность представлений по всем трем видам рефлексий позволяет сформировать общую самооценку обучающегося. В идеале самооценка ученика должна со временем начать совпадать с объективной оценкой учителя. В случае, если это происходит, то можно утверждать, что ученик обладает достаточно развитыми и совершенными рефлексивными умениями.
Литература:
- Роль рефлексии в процессе образования и воспитания [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eesa-journal.com/pedagogicheskie-nauki/rol-refleksii-v-processe-obrazovaniya-i-vospitaniya/. (02.10.2023)
- Кузьмина М. О. Рефлексия в процессе обучения // Методика преподавания математических и естественнонаучных дисциплин: современные проблемы и тенденции развития: Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. — Омск: Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского, 2018 — С. 162, 166.
- Крючкова Т. А. Приемы формирования рефлексивной деятельности младших школьников средствами современного урока // Преемственность предшкольного и начального образования: художественно-эстетическое и эмоциональное развитие ребенка: Материалы IV всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — Томск: Томский государственный педагогический университет, 2021. — С. 121–126.
- Позднякова М. Н. Языковой портфель студента языковой специальности как средство самооценки своей учебной деятельности // Международный научно-исследовательский журнал. — 2021. — № 12 (114). — С. 100–102.
- Гончарова Т. В. Языковой портфель как альтернативная форма контроля и оценки учебных достижений учащихся на уроках английского языка // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2017. — № 33. — С. 9–13.
- Русская версия «Европейского языкового портфеля» [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gramota.ru/biblio/magazines/mrs/28_216#:~:text=Российская %20версия %20европейского %20языкового %20портфеля,церемонии %20открытия %20Европейского %20года %20языков. (02.10.2023).